О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Наши самолеты вне конкуренции

Тяжелый многоцелевой истребитель Су-30МКИ настолько нравится индийским политикам и военным, что они безо всякого тендера размещают большой дополнительный заказ на эти самолеты

Тяжелый многоцелевой истребитель Су-30МКИ настолько нравится индийским политикам и военным, что они безо всякого тендера размещают большой дополнительный заказ на эти самолеты. В ходе авиационной выставки Aero India 2007 на авиабазе Yelahanka у Бангалора было подтверждено желание индийской стороны выдать ФГУП "Рособоронэкспорт" заказ еще на 40 Су-30МКИ. Кроме того, Дели согласился с российским предложением не дорабатывать ранее поставленные 18 Су-30К в вариант МКИ, а заменить их на новые машины по схеме trade-in.

В последние годы Индия уходит от практики "безальтернативных" закупок военной техники к новой политике выбора между предложениями разных стран. В частности, объявлен международный тендер на 126 многоцелевых истребителей среднего класса в рамках проекта Medium Multirole Combat Aircraft (MMRCA). В ответ на приглашение индийской стороны готовность участвовать в тендере проявили американские фирмы Boeing (с самолетом F-18E/F Super Hornet), Lockheed-Martin (F-16C/D), французская Dassault (c Rafale), шведская SAAB (с JAS-39C/D Gripen) и "Рособоронэкспорт" (с предложением по МиГ-35).

Индусам нравится наблюдать, с каким ожесточением противники сцепились в "воздушной схватке". Настоящие "бои" в воздухе можно было наблюдать над летным полем авиабазы ВВС Yelahanka, где 7-11 февраля проводилась авиационная выставка Aero India 2007. Там свое летное мастерство показывали американские, шведские и русские летчики, отчаянно пытаясь наглядно показать преимущества своих машин над техникой соперника. Хотя фирма "Сухого" имеет славу лучшего "дома истребителей", ее летчики-испытатели на этот раз не продемонстрировали показательных выступлений. Дело в том, что "Сухому" просто не нужно доказывать преимущества своих машин над потенциальными конкурентами. Индусы и так безоговорочно отдали Су-30МКИ пальму первенства в классе тяжелых многоцелевых истребителей. И не собираются менять своего решения. Более того, индийские летчики и сами могут лишний раз показать, на что способна "сушка" в воздухе. Да так, что прибывшим с визитом на своих машинах иностранным летчикам остается только разводить руками и восхищаться успехами индийских коллег.

Ежедневно в ходе Aero India 2007 в воздух поднимались пилоты ВВС Индии на своих любимых машинах. Более того, два экипажа Су-30МКИ блестяще выполнили "особое задание" по открытию воздушного парада 7 февраля. По традиции выставка на базе Yelahanka начинается с пролета основных типов самолетов и вертолетов индийских ВВС, авиации Сухопутных войск и флота. В этом году парад открыли два Су-30МКИ. Они прошли перед зрителями на малой скорости в одной линейке с вертолетом Dhruv и двумя учебно-тренировочными самолетами Kiran. Заметим, что последние два типа - машины местной разработки и производства. Получается, что ВВС Индии настолько считает Су-30МКИ "своим самолетом", что позволяет ему от своего имени участвовать в церемониальных мероприятиях на равных с изделиями собственного производства.

Более того, именно Су-30МКИ удостоился чести нести цифры "75" на киле и крыльях в честь 75-летия со дня основания ВВС Индии (1932 г.). Одну из строевых машин специально перекрасили для данного случая. И именно этот самолет использовался для показательного полета сразу после завершения воздушного парада. Индийские летчики, полностью освоившие приемы пилотирования "сушки", мастерски выполнили и это задание. Насыщенная программа полета строилась вокруг таких сложных фигур высшего пилотажа, как "кобра", "колокол", "хук" и другие. Кроме того, индийские пилоты показали свое умение выходить из плоского штопора с помощью системы управления вектором тяги. Как ни старались иностранные летчики на своих машинах, посетители Aero India 2007 неизменно отдавали свои симпатии пилотам Су-30МКИ с трехцветными кругами на плоскостях.

В ходе выставки недавно назначенный министр обороны Араккапарамбил Антонии подтвердил намерение своей страны заказать сорок Су-30МКИ в дополнение к 32 поставленным с завода в Иркутске по прямому поставочному контракту и 140 заказанным в рамках лицензионного соглашения 1998 г. Впервые такое желание было озвучено во время недавнего официального визита в Индию Владимира Путина. В настоящее время готовится соответствующая заявка индийской стороны. Ожидается, что соглашение будет подписано уже в течение первой половины текущего года. Кроме того, в этом же промежутке будет формализована уже согласованная в целом инициатива российской стороны по замене 18 Су-30К на более совершенные, варианта "МКИ".

Однако индийские военные далеки от возведения столь полюбившейся им крылатой машины в статус "священной коровы". В настоящее время идут интенсивные консультации по улучшению технического лица Су-30МКИ, что будут сходить со сборочной линии авиазавода корпорации HAL в Насике через два-три года. Речь идет о внесении изменений в базовый вариант с тем, чтобы поддерживать высокий технический уровень самолета за счет внедрения последних достижений. "Сухой" предложил целый список улучшений, в том числе по увеличению дальности действия БРЛС Н-011М "Барс", повышению тяги и ресурса двигателей АЛ-31ФП, совершенствованию бортовых систем самолета и включению в его арсенал дополнительных средств поражения. Со своей стороны, заказчик заинтересован в доработке Су-30МКИ в носитель тяжелых сверхзвуковых ракет "воздух-земля" типа PJ-10 разработки и производства российско-индийского СП "БраМос". Инженерная проработка этого варианта уже ведется.

Отметим, что с включением в арсенал Су-30МКИ ракет BrahMos станет возможным мощная "связка" двух важнейших проектов индийского МО. Стоит заметить, что успешные огневые испытания ракет PJ-10 подталкивают индусов к расширению списка платформ для данного вида оружия. В частности, на Aero India 2007 к ним добавился и морской патрульный самолет Ил-38SD. Авиация ВМС Индии уже располагает несколькими такими машинами, полученными из России после проведения капитального ремонта и установки обзорно-прицельного комплекса "Морской Змей" (Sea Dragon). На авиапараде 7 февраля третья по счету модернизированная машина торжественно пролетела над базой Yelahanka и без посадки отправилась к месту постоянного базирования.

В настоящее время Индия ведет и активно прорабатывает новые программы модернизации строевых самолетов строя. На целом ряде машин, в том числе Ил-38, МиГ-21бис и МиГ-29, приходится идти на весьма дорогое решение по замене бортовых радаров на более современные. Что же касается Су-30МКИ, то его станция оказалась настолько удачной в техническом отношении, что даже в отдаленной перспективе сохранит конкурентоспособность только за счет доработки программного обеспечения (и, возможно, передатчика на более мощный).

Тогда как участники тендера MMRCA заявляют о больших возможностях перспективных бортовых радиолокационных станций своих самолетов, БРЛС "Барс" уже сегодня находится в эксплуатации на Су-30МКИ. На Н-011М уже нашли применение технологии электронного управления лучом, которые еще только планируются к внедрению на машинах, заявленных на конкурс по MMRCA. Это говорит о глубине инженерной проработки Су-30МКИ и его бортового комплекса.

Главный конструктор Су-30МКИ Александр Барковский уверен, что потенциал развития бортового радиолокатора его машины еще далеко не исчерпан. Раскрытие преимуществ станций с электронным управлением лучом связано прежде всего с разработкой новых алгоритмов и программного обеспечения. В этом смысле спроектированная специалистами ОКБ Павла Сухого машина дает отличную базу для сотрудничества с индийскими партнерами, известными своими достижениями в сфере информационных технологий (IT).

В одном из интервью в ходе выставки главком ВВС Индии маршал С.П. Тьяги среди важнейших достижений последних лет назвал "освоение в производстве уникальной версии самолета Су-30". Он также сказал, что "с целью остановить тенденцию на снижение нашей воздушной мощи из-за старения и убытия боевых машин прошлых поколений мы ускоряем программу производства и поставки Су-30МКИ на два года". Речь идет о "сдвижке" срока окончания сборки 140 машин на мощностях HAL c 2017 на 2014-2015 гг. Весной прошлого года ВВС Индии уже имели более 20 Су-30МКИ, собранных HAL в рамках лицензионного контракта.

Положительный пример сотрудничества дает прочную основу для реализации программы совместной разработки и производства истребителя следующего поколения. Во время визита Владимира Путина в Дели определились контуры сотрудничества между нашими странами и по этому проекту. И здесь в качестве головного предприятия с российской стороны был выбран "Сухой". Также было определено, что новый самолет будет создан не на пустом месте, "с чистого листа", как предлагали некоторые специалисты. Вместо этого за основу берется задел, созданный фирмой "Сухого" при работе над проектом ПАК ФА. Хотя на первом этапе слышались возражения, они постепенно исчезли по мере знакомства потенциальных партнеров с состоянием дел по ПАК ФА. В конце концов индийская сторона признала, что подходы, которые были заложены "Сухим" в ПАК ФА, полностью соответствуют мировым требованиям к перспективным боевым комплексам следующего поколения.

Такое решение закономерно. Как выяснилось в ходе встреч специалистов двух стран в 2005-2006 гг., взгляды ВВС России и ВВС Индии на то, каким следует быть самолету следующего поколения, оказались весьма близки. Поэтому нет смысла отбрасывать наработки, уже сделанные по ПАК ФА, в угоду "полного равенства" участников общего проекта с самого начала его реализации. "С учетом поэтапного выполнения программы постепенно можно выйти на соотношение 50 на 50, - заявил журналистам генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян, - сегодня же нет смысла отбрасывать сделанные заделы. "Сухой" точно не заинтересован в таком подходе". Как показывает история развития проекта Су-27, программа тяжелого истребителя длится десятки лет. Разработка Су-27 стартовала в начале 70-х, а производство "продвинутой" версии этого самолета - Су-30МКИ - планируется поддерживать до 2015 г. Цикл программы истребителя следующего поколения обещает быть не менее длительным.

С принятием индийской стороной задела ПАК ФА в качестве основы для совместной программы стало возможным обсуждать очень высокую степень унификации индийской и российской версий базового самолета под требования конкретного заказчика. Речь идет о степени унификации в 90-95%. То есть отличия возможны только в некоторых бортовых системах. С учетом увеличения общей цифры производственной программы стоимость в расчете на одну машину значительно сокращается, а риски снижаются.

Одной из критических технологий, которые предстоит совместными усилиями вывести на необходимый уровень, является технология активных фазированных антенных решеток (АФАР) для бортовой радиолокационной станции. "Это критическая технология, которая должна развиваться в нашей стране", - считает Михаил Погосян. Разработчик АФАР был выбран ранее по итогам тендера, проведенного фирмой "Сухого" вместе с Минобороны РФ. Оказалось, что имеющиеся заделы по данной теме выделяют на роль лидера формируемой кооперации НИИП им. В.В. Тихомирова. Приняв принципиальное решение по разработке радара с активной фазированной решеткой на ПАК ФА, "Сухой" не собирается оставлять работы по пассивным фазированным антенным решеткам. Проведенный анализ показал, что за счет повышения мощности передатчиков и реализации других мер можно увеличить дальность обнаружения воздушной цели "не на проценты, а в разы", - заявил Михаил Погосян. Поэтому пассивные ФАР еще долго сохранятся на самолетах марки "Су" четвертого поколения. Их замена на активные АФАР целесообразна только после 2010 г.

В рамках реализации программ Су-35 и ПАК ФА удалось создать и базу для повышения характеристик силовой установки самолетов "Сухого". В прошлом году прошла серию испытаний летающая лаборатория, на которой один из вариантов глубокой модернизации АЛ-31Ф подтвердил заявленную тягу в 14,5 тонны. Рост тяги позволит существенно улучшить как маневренные характеристики самолетов семейства Су-27 (в частности, установившегося виража), так и взлетно-посадочные. В середине текущего года первый прототип Су-35 поднимется в воздух. На него будут установлены два предсерийных двигателя, предназначенных для проведения летных испытаний. Кроме того, созданы опытные образцы силовой установки для самолета следующего поколения. Их отработка на летающей лаборатории вскоре начнется....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка