О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стой, кто несет...

Воровство спасательных жилетов оборачивается для авиакомпаний существенными потерями - только лишь "Аэрофлот" теряет ежеквартально около 25 тыс. евро. Предотвратить их вынос поможет маркировка с помощью RFID-меток. Первые образцы таких жилетов в феврале будут запущены в производство компанией Eastern Aero Marine

Перед каждым взлетом, согласно требованиям по обеспечению безопасности полетов, кабинный экипаж демонстрирует пассажирам правила использования спасательного оборудования самолетов, в том числе - спасательных жилетов. А перед повторным вылетом, проверяя наличие средств спасения, бортпроводники как правило недосчитываются нескольких комплектов. Обычное воровство оборачивается для перевозчиков существенными потерями - только лишь один "Аэрофлот" теряет ежеквартально около 25 тыс. евро, не лучше ситуация в других авиакомпаниях. Предотвратить вынос спасательных жилетов с бортов воздушных судов поможет маркировка с помощью RFID-меток. Первые образцы таких жилетов уже разработаны и в феврале будут запущены в производство компанией Eastern Aero Marine (EAM). Пока же EAM только готовит новый продукт к выходу на рынок, компания "Айринг", эксклюзивный представитель в России, провела презентацию спасательных жилетов и плотов американского производителя.

Спасательные жилеты в перечне кабинного оборудования занимают особое место. Согласно правилам безопасности, в случае чрезвычайного происшествия над водной поверхностью пассажиры должны быть обеспечены индивидуальными и групповыми средствами спасения, в зависимости от того, на каком удалении от берега проходит полет. К индивидуальным средствам относятся спасательные жилеты и надувные люльки для младенцев, к групповым - спасательные плоты. Количество жилетов на борту должно с небольшим запасом превышать количество кресел (запас необходим для того, чтобы в случае кражи компенсировать утраченное оборудование), также по количеству посадочных мест определяется типоразмер плотов и их количество на борту самолета. Требования к этому оборудованию сформированы достаточно давно, однако сегодня на первый план выходят надежность и длительный срок службы, минимальный вес и, конечно, приемлемая цена. Немаловажно, что все оборудование должно иметь сертификаты авиационных властей и одобрение производителя авиатехники.

Продукция EAM широко известна в мире, но в России компания только рассчитывает закрепиться. Фирма была создана в 1952 году в США, штат Майами, как сервисный центр по обслуживанию надувного оборудования, однако за прошедшие годы она начала самостоятельную разработку и выпуск спасательных жилетов и плотов, открыла офис в Дубаи и развернула обширную сеть центров обслуживания. Сегодня в продуктовой линейке EAM большой ассортимент жилетов для персонала, пассажиров, в том числе и детские жилеты. По словам представителей компании, продукция выгодно отличается от изделий конкурентов высокой надежностью и длительным сроком службы при минимальном обслуживании. В то же время разработанные компанией однокамерные жилеты легче, чем образцы, предлагаемые конкурентами, их вес составляет всего 400 грамм против 540 грамм у двухкамерных изделий. Закрепить же конкурентное преимущество, по мнению EAM, должна новая модель, оснащенная RFID-меткой. Сейчас на такой жилет уже подана заявка на патент, в феврале ожидается получение сертификата и начало производства, а уже в апреле-мае новинка появится на бортах самолетов.

В первую очередь, применить RFID-метки на спасательных жилетах побуждает проблема кражи этого оборудования. По оценкам ряда авиакомпаний, ежегодно пассажиры уносят с собой каждый четвертый жилет. Особенно отчетливо эта проблема проявляется на так называемых "курортных" рейсах - пассажиры, летящие в Турцию или Египет, полагают, что это "бесплатное" приобретение удобно для купания. Не отстают от отдыхающих жители приморских городов, владеющие собственными катерами и яхтами. Как следствие, только "Аэрофлот" недосчитывается на своих рейсах минимум по 300 единиц ежемесячно, а финансовые потери заместитель технического директора компании Дмитрий Борисенко оценил почти в 25 тыс. евро ежеквартально. Большая часть расходов приходится на закупку нового оборудования, однако если в ходе проверки перед очередным вылетом выясняется, что на борту нет нужного числа жилетов, авиакомпания вынуждена сокращать число мест, доступных для перевозки.

Наличие метки позволит без труда обнаружить жилет, если пассажир попытается вынести его с борта. Подобная технология уже реализована в супермаркетах, где таким образом защищаются наиболее дорогие товары. На выходе, за кассой, монтируются рамки, которые при проносе метки сигнализируют о несанкционированном выносе товара. Применительно к авиационному оборудованию, подобные рамки монтируются в телетрапах, что позволяет пресечь попытку кражи на выходе из самолета. В России возможно использовать переносной сканер, который позволит дистанционно проверять пассажиров. Дальности действия в 1,5-2 метра будет достаточно для того, чтобы обнаружить злоумышленника. Кроме того, использование такого переносного прибора, являющегося источником электромагнитного излучения, не потребует обязательной сертификации в составе оборудования каждого самолета.

Помимо предотвращения краж, есть и еще один важный аспект: RFID-метки упростят контроль и учет оборудования. По требованиям производителя, жилеты периодически должны проходить проверку и переупаковку, как правило, один раз в три-пять лет. Учитывая, что у авиакомпании на складе могут находиться изделия с разными сроками годности, поиск экземпляров, которые необходимо проверить, может занимать длительное время. Да и контроль жилетов, лежащих под креслами, тоже отнимает много времени. Так, по словам Д.Борисенко, для проверки жилетов в самолете Airbus A320 требуется 0,6 человеко-часов. "Если перейти на бесконтактный метод считывания информации, время на проверку сократится в 20 раз", - оценил он. Кроме того, заметно сокращается и вероятность ошибок.

Для того, чтобы упростить учет оборудования, специалисты EAM программируют RFID-метки, внося в служебный раздел памяти серийный номер изделия и дату его выпуска. Эта информация будет сохранена на весь срок службы, вплоть до утилизации. В то же время в пользовательском разделе памяти метки эксплуатанты могут вносить информацию о проведенных проверках, что позволит без труда определять срок до очередной инспекции и остаток срока службы жилета. Также, очевидно, упрощается и управление складскими запасами.

Видимые преимущества использования RFID-меток, тем не менее, пока перекрываются проблемами. Не приходится сомневаться, что новые жилеты получат сертификацию американских и европейских авиационных властей, а также одобрение зарубежных производителей воздушных судов. Несколько сложнее будет выход на российский рынок. Для начала, потребуется сертификация в Авиарегистре Межгосударственного авиационного комитета. Кроме того, разработчики авиатехники должны будут включить "чипованные" жилеты в перечень оборудования, которое разрешено к применению. По словам представителей ООО "Айринг", процесс сертификации новых жилетов будет запущен вскоре после того, как появятся товарные образцы. А работа с производителями уже начата - на презентации присутствовали представители ведущих отечественных КБ.

Еще один вопрос связан с использованием RFID-меток для учета оборудования и управления складскими запасами в целом в масштабах авиакомпании. Очевидно, что целесообразно разворачивать инфраструктуру для учета не только спасательных жилетов, но и другого кабинного оборудования, а также запчастей и комплектующих. Специалисты EAM утверждают, что готовы предоставить решение "под ключ", применительно к своей продукции, тем более, что идентификация каждого жилета ведется в соответствии со стандартом ATA 2000. Однако авиакомпаниям требуется комплексное решение. Впрочем, стоит отметить, что пока ни один из российских перевозчиков не готов к полномасштабному разворачиванию системы учета на базе RFID-меток. Поэтому может получиться так, что решая одну проблему - пресечение кражи спасательных жилетов - российские перевозчики выйдут и на решение более глобальных задач....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка