О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рынку нужны легкие машины, вертолеты XXI века

После богатого на события 2008 года, новостной поток AgustaWestland в России заметно ослаб, однако в преддверии МАКС-2009 ситуация изменилась. О том, как развиваются проекты компании, накануне мероприятия рассказал директор по продажам в России и СНГ Е.Клочков

После богатого на события 2008 года, новостной поток AgustaWestland в России заметно ослаб. Трагические события в Италии, помешавшие прибытию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони на церемонию закладки первого камня СП в Подмосковье, отказ компании от участия в выставке HeliRussia 2009 - все это не давало СМИ повода рассказать о ходе реализации совместных российско-итальянских проектов. Однако в преддверии МАКС-2009 ситуация изменилась. AgustaWestland будет участвовать в авиасалоне и представит свои наработки и достижения. О том, как развиваются проекты компании, накануне мероприятия корреспонденту "АвиаПорт" рассказал директор по продажам AgustaWestland в России и СНГ Евгений Клочков.

- Несмотря на то, что проект сотрудничества AgustaWestland с корпорацией "Оборонпром" достаточно молодой, формально он стартовал в мае 2008 года, мы хорошо отработали прошедшие 12 месяцев. Если говорить об официальной части, то в ноябре 2008 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони между AgustaWestland и ОПК "Оборонпром" было подписано соглашение о создании совместного предприятия, которое займется сборкой гражданского вертолета AW139. В апреле планировалось провести закладку первого камня, на которую должен был приехать Сильвио Берлускони, но, к сожалению, за день до этого события произошло землетрясение в Италии, поэтому официальную церемонию пришлось отложить. Но, тем не менее, площадка выбрана, существует жесткий график подготовки производства. На нашей недавней встрече с представителями "Оборонпрома" мы получили подтверждение, что проект остается в графике и в 2011 году первый AW139 сойдет с конвейера, ну а с 2012 года мы ожидаем начало массового производства. Сейчас закладываются мощности по сборке порядка 25 вертолетов в год.

Другое дело, что это серьезный и сложный проект, мы сейчас только в середине пути, и загадывать точные сроки не корректно. В любом случае, за развитием событий можно будет следить по официальным сообщениям "Оборонпрома".

- Собираемая в России машина будет идентична итальянской?

- Да, в Подмосковье будет осуществляться промышленная сборка, по технологиям AgustaWestland, и этот вертолет будет полностью копировать ту продукцию, которая производится на заводе в Италии.

- Будут ли предпринята локализация производства?

- Закупать какие-то комплектующие внутри страны выгоднее, так как импорт всегда представляет собой сложную и трудоемкую задачу, да и накладные затраты на логистику и таможню велики. Такой вопрос обсуждался, но пока говорить о конкретных результатах переговоров преждевременно. Давайте вернемся к этой теме уже после того, как первые машины будут собраны в России, когда мы увидим, как работает российско-итальянский тандем. А уж потом можно будет взвешенно обсуждать, как можно оптимизировать работу.

- По вашей оценке, планируемого объема сборки в 25 машин будет достаточно для того, чтобы закрыть потребности рынка России и стран СНГ в вертолетах такой размерности?

- Сейчас вертолетный рынок России находится в зачаточном положении. По сравнению с уровнем развития в соседней Европе, мы только делаем первые шаги. Однако то ограниченное количество вертолетов, которое существует в двух столицах, это только начало. И если будем двигаться хотя бы к европейскому уровню развития вертолетной индустрии, этого количества будет явно недостаточно.

Опять же, сейчас AW139 просто не имеет аналогов - на рынке отсутствуют другие шеститонные двухдвигательные машины с комплексной противообледенительной системой, современной авионикой. Уже сейчас заказчикам поставлено более 200 машин, а в ближайшие два года парк этих вертолетов достигнет 450 штук. И отзывы о AW139 самые лестные, причем как от иностранных эксплуатантов, так и от российских экспертов.

- Из продуктовой линейки AgustaWestland, с вашей точки зрения, какие модели будут наиболее продаваемыми и популярными в России?

- Мы предполагаем, что бестселлерами на рынке VIP будет Grand, а на рынке V-VIP - AW139. И это полностью соответствует мировой тенденции - на эти две модели, несмотря на кризис, до сих пор есть очередь на два года. Если модели 119 и 109 можно купить на достаточно хороших условиях с быстрой поставкой, то на эти две модели спрос фактически не изменился. Я уверен, что Россия пойдет по такому пути.

- Есть ли перспективы организации сборки в России других вертолетов AgustaWestland?

- Думаю, что модель A109 Power также была бы интересна для сборки здесь. Во-первых, эта машина была бы интересна государственным заказчикам, и по результатам нашего общения с представителями различных служб и ведомств мы делаем вывод, что такая машина - двухдвигательная, массой три тонны - полностью соответствует целям и задачам, стоящим перед этими заказчиками. К тому же, Power является самой быстрой и энерговооруженной машиной в своем классе. Во-вторых, для VIP-клиентов это также хороший вариант, чтобы иметь хорошую, быструю и надежную машину в своем парке.

Но пока мы упираемся в потенциал рынка. У ряда государственных и коммерческих заказчиков есть некий стереотип, что если вертолет, то это "Миль" или "Камов". Но опыт эксплуатации этих машин при решении задач, для которых они не предназначены, приводит всех заказчиков к тому, что нужны более легкие машины, современные, вертолеты XXI века. Прецеденты уже созданы, МЧС и МВД летают на иностранных вертолетах. Перед нами не стоит цель "протолкнуть" какую-то западную технику. Просто должен восторжествовать здравый смысл: зачем платить в пять раз больше за эксплуатацию более тяжелой машины, когда можно взять более современную, надежную, экономичную машину? Вертолет, который будет летать, а не стоять на земле. Ведь, по сути, какая разница, например, для того же МЧС, на чем они летают? Главное - выполнять задачи по спасению людей.

- Собственно современная техника - это только часть того клубка проблем, который еще предстоит распутать. А готовы ли мы сейчас эксплуатировать вертолеты AgustaWestland, создана ли соответствующая инфраструктура?

- Давайте перефразируем вопрос так: готовы ли мы вообще эксплуатировать западные газотурбинные вертолеты? Беда в том, что развернутой инфраструктуры пока не создано. И сейчас все машины, которые летают в России, летают в первую очередь благодаря энтузиазму владельцев.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать первую действительно сертифицированную сервисную станцию. Существуют сервисные станции, которые оказывают услуги по ремонту, но они сертифицированы по правилам, существующим в России, без одобрения производителя. Мы же хотим, чтобы сервисная станция была сертифицирована именно производителем. Кроме того, прорабатываем схему поставки запасных частей, чтобы в России существовал минимальный необходимый запас, обсуждаем, какое необходимо оборудование для обслуживания существующего парка, чтобы, например, группы технической поддержки выезжали на место.

- Можно раскрыть, с кем ведутся переговоры по открытию сервиса?

- Очевидно, что сервисная станция будет при производстве в Московской области, когда оно откроется. Сейчас мы ведем сертификацию сервисной станции на базе вертолетного клуба "Аэросоюз". Почему "Аэросоюз"? Перед нами стояла задача обеспечить существующие машины сервисом, обеспечить им стабильную поставку запчастей и техническую поддержку. На наш взгляд, "Аэросоюз", являющийся сетевой структурой и имеющий вертолетные клубы в Москве, Питере, Ростове и ряде других городов, справится с этой задачей. До конца года рассчитываем сертифицировать первый сервисный центр.

Далее, естественно, должны появиться станции в Санкт-Петербурге, в Сибири. Кто будет заниматься обслуживанием техники и в каких конкретно городах, сейчас говорить рано, нам нужно сформировать рынок.

- Как будет решаться вопрос подготовки персонала?

- Сейчас обучение пилотов и техников происходит в Италии, а на маленькую однодвигательную машину - на заводе в Филадельфии. Мы сейчас обсуждаем возможность создания летной школы здесь, потому что понимаем, что это обеспечит совершенно другой уровень сервиса для клиентов. Мы надеемся получить, хотя бы промежуточное принципиальное решение в этом году. Но все будет зависеть от активности рынка.

- Первые вертолеты AgustaWestland появились на российском рынке еще до создания вашей компании. Как складываются ваши отношения с теми игроками, которые уже работают на рынке?

- Я поясню, что означает эксклюзивный дистрибьютор. Все официальные поставки машин AgustaWestland в Россию происходят и будут происходить только через нас. Все цены, которые мы предлагаем, это цены завода. И все условия по обучению персонала, гарантии и сервису - это условия производителя.

Что касается существующих компаний, то мы открыты к общению. Лично я в прошлом году провел активную работу, чтобы со всеми познакомиться, рассказать о проекте, о планах по развитию данного рынка. Кто-то нас поддержал, решил присоединиться, как компания "Аэросоюз", кто-то занял нейтральную позицию. В принципе, мы готовы договариваться о том, как вместе существовать на рынке. Но еще раз подчеркну, что компания "Оборонпром" совместно с компанией Loyd’s Investments Corp. имеют эксклюзивные права.

- Есть ли у вас планы по вертолетам со вторичного рынка?

- Вторичный рынок - это не наша приоритетная задача. Если у клиента будут стоять задача купить вторичный вертолет, конечно, мы поможем ему в этом. Но наша задача - продавать новые машины. В то же время, существующие на рынке компании и агенты предлагают спектр услуг по поиску вторичных вертолетов. И это их бизнес. Я бы не хотел встревать в их сферу интересов.

- После очень представительного выступления на HeliRussia 2008, в 2009 году вы отказались от участия в выставке. С чем это было связано?

- Давайте расставим все точки над i. Организатор выставки - это коммерческая организация, перед которой стоит задача зарабатывать деньги. И те коммерческие условия по участию в мероприятии, которые были предложены, нас не устроили. Мы хотели скорректировать входной бюджет в HeliRussia, но организаторы выставки заняли достаточно жесткую позицию. После этого мы приняли решение, что не будем участвовать в этом году.

- А в МАКСе участвовать собираетесь?

- Да, мы в МАКС-2009 будем участвовать, окончательное решение по этому поводу уже утверждено. Какая будет программа, пока обсуждается. Детальная информация появится в ближайшее время.

- Можно ли ожидать, что будут показаны "живые" вертолеты?

- Сейчас этот вопрос дискутируется. Конечно, нам интересно предлагать полный комплекс услуг и устраивать тест-драйвы, чтобы люди увидели машину в действии. На Ле Бурже мы устраивали пробный полет, в котором принял участие начальник авиации ФСБ, ранее был опыт демонстрации вертолета начальнику авиации МЧС, от них мы получили самые высокие оценки. Так что будем стараться организовать пробные полеты и на МАКСе....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка