О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Интервью президента ОАО "ОАК" А.И.Федорова

В преддверии проведения МАКС-2009 Президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" А.Федоров ответил на вопросы Агентства "АвиаПорт"

В преддверии проведения Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 Президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Алексей Федоров ответил на вопросы Агентства "АвиаПорт"

- Каковы планы по формированию новой структуры ОАК, включающей три бизнес-единицы?

- Мы сейчас работаем над ее формированием. В общих чертах, предстоящие изменения должны привести к объединению управления производством и разработкой гражданской и транспортной авиации. Это логично, поскольку Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) и ульяновское ЗАО "Авистар-СП" выпускают как транспортные, так и пассажирские самолеты. Поэтому и центр управления ими должен быть один.

Кроме того, корпорация "Иркут" работает над созданием магистрального самолета МС-21. Он станет в будущем основным коммерческим продуктом ОАК. Поэтому бизнес-единица "Коммерческие самолеты" будет формироваться на базе корпорации "Иркут" с включением в нее "ОАК - Транспортные самолеты" вместе с фирмой "Ил", "ОАК - Гражданские самолеты", ВАСО, "Авистар-СП", а также подразделений фирмы "Туполев", занимающихся гражданскими программами. Полагаю, что формирование бизнес-единицы "Коммерческие самолеты" будет завершено в 2011 году при условии стабилизации финансового положения ВАСО и "Авиастар-СП" в 2009-10 годах.

Начинается корпоративная консолидация и в области боевой авиации. Ей предшествовало назначение первого вице-президента ОАК и руководителя компании "Сухой" Михаила Погосяна на пост генерального директора корпорации "МиГ". Формирование бизнес-единицы в области боевой авиации может немного опередить формирование бизнес-единицы в коммерческом сегменте. Основной вопрос - финансовое оздоровление РСК "МиГ", решение по которому, как мы надеемся, может быть принято до конца 2009 года.

Бизнес-единица в области специальной авиации будет создаваться на базе ОАО "Туполев" с включением в нее ОАО "КАПО им. С.П.Горбунова", ОАО "ТАНТК им. Г.М.Бериева" и ОАО "ТАВИА". Она также может быть сформирована к 2011 году. До этого момента КАПО должно войти в состав ОАК, а на фирме "Туполев" пройти реструктуризация, которая будет заключаться в разделении гражданских и военных проектов КБ.

Одновременно в ОАК разрабатывается программа технологической кооперации, которая определит специализацию каждого дочернего предприятия. До недавнего времени практически все авиационные заводы имели полный цикл производства, обеспечивая все стадии выпуска самолета, начиная с производства комплектующих. Теперь же у каждого завода будут профильные направления деятельности, например, выпуск крыльев, или производство элементов конструкции самолета из композиционных материалов.

- В составе ОАК есть единственная должность вице-президента по конкретной программе - МС-21. Что это означает? Почему, скажем, нет вице-президента по программе ПАК-ФА?

- Проект МС-21 стратегически важен для развития российской коммерческой авиации, это прорывной продукт для ОАК с большим приоритетом в нашем продуктовом ряду. ОАК играет значительную роль в процессе создания этого самолета, в нем будет задействовано несколько предприятий корпорации. Так как головным предприятием по проекту МС-21 является НПК "Иркут", логично, что его президент Олег Демченко возглавляет эту программу в статусе вице-президента корпорации. Что же касается ПАК ФА, то этот проект стартовал значительно раньше, чем была создана ОАК, и его фактически возглавляет первый вице-президент корпорации по координации программ Михаил Погосян, который уделяет ему немало времени как одному из приоритетных для ОАК. Создание истребителя пятого поколения ведется по графику: на КнААПО строятся первые опытные образцы самолета. Первые испытания намечены на конец этого года.

- Как проходит работа тендерных комитетов по программе МС-21? Кто будет принимать окончательное решение о выборе комплектующих? Когда планируется это сделать?

- Тендеры по выбору поставщиков комплектующих для МС-21 были объявлены осенью прошлого года, до конца года будут подведены их итоги. Одновременно новая дочерняя структура ОАК - "Аэрокомпозит", объединяющая специалистов ОКБ Яковлева и ОКБ Сухого, работает над проектом композитного крыла для МС-21. Прототип крыла должны быть создан к концу 2010 года. До конца 2009 года будет выбрано место под строительство производства композиционного крыла. Тем самым могу констатировать, что разработка МС-21 идет по утвержденному графику, по которому первые самолеты этого типа поступят в авиакомпании в 2016 году.

- Какие направления получат приоритет в рамках господдержки: перспективные НИОКР, техперевооружение производства, поддержка сбыта?

- В первую очередь - НИОКР и техперевооружение. Хотя мы также очень надеемся на выделение дополнительного финансирования по действующим программам - Ан-148, Ту-204, Ил-96. В 2009 году госфинансирование позволяет разработать конструкторскую документацию по Ту-204СМ, в 2011 году можно будет начать поставки самолета. Мы рассчитываем со стороны государства на программу поддержки сбыта: субсидирование системы лизинга и кредитования.

Программа техперевооружения при поддержке государства уже активно реализуется корпорацией. Так, в 2006-2007 годах ОАК законтрактовала новое станочное оборудование на 1,7 млрд. рублей, в 2008 году - на 2,6 млрд. рублей. В частности, на ОАО "ВАСО" реализуется план модернизации производства под выпуск Ан-148: вместо старых 1500 механообрабатывающих станков закупается 131 новый, что позволит обеспечить пятикратный рост производительности труда с изменением структуры персонала в сторону инженерного состава. В текущем году в эксплуатацию также будет введено оборудование, закупленное для РСК "МиГ", НАЗ "Сокол", НАПО, "Авиастар-СП".

Стоит отметить, что для улучшения финансового состояния заводов, входящих в корпорацию, ОАК уже предприняла ряд мер. Разработана схема реструктуризации задолженности ряда предприятий. Ведется оптимизация структуры издержек: так, производственные расходы должны быть сокращены как минимум на 10% от нынешнего уровня. Стоимость комплектующих будет снижаться за счет работы с поставщиками - до 10% от текущего уровня в гражданском сегменте и 5% - в военном сегменте. Предусмотрено также снижение расходов на инфраструктуру - на 10-15% в гражданском и военном сегментах.

- Будет ли повторно меняться производственная программа ОАК в этом году? Есть ли прогнозы по реализации представленного весной плана в 2009 году?

- Пока я не вижу в этом необходимости. Однако программа производства - не вещь в себе. Она зависит от многих факторов, может изменяться как в меньшую, так и в большую сторону. В начале года мы принимали корректировку из-за изменения среднесрочного прогноза спроса на российскую авиатехнику: в результате кризиса у авиакомпаний сократился объем как пассажирских, так и грузовых перевозок. Программа производства на 2009 и 2010 годы преимущественно уже законтрактована, поэтому она не требует корректировки.

- Продолжаются ли попытки реализации площадей московских предприятий? Какие конкретные работы проводятся в Жуковском, на набережной Туполева?

- Мы заканчиваем подготовку проекта реконструкции площадки на набережной Туполева, работы по реконструкции начнутся до конца года. К тому же времени будет детально проработана концепция развития Национального центра авиастроения. Начнутся подготовительные работы по строительству офисного центра ОАК и здания многофункционального центра, который будет включать в себя гостиничный центр и офисный комплекс. Идут переговоры с потенциальными резидентами технопарка "Жуковский" из числа предприятий авиационной и смежных отраслей.

- Каковы ближайшие планы расширения списка предприятий, входящих в ОАК? Есть ли шансы включить в ОАК предприятия Узбекистана и Украины?

- Шансы есть, но это не ближайшая перспектива. В настоящее время продолжаются переговоры с рядом предприятий авиапрома, по различным причинам не включенных ранее в состав ОАК, но вхождение которых в корпорацию представляется логичным. Речь идет, например, об ОАО "Авиакор - Авиационный завод" (Самара).

Узбекистан пока взял паузу по интеграции Ташкентского авиазавода в ОАК, хотя у нас сохранены программы производственной кооперации. Что касается Украины, возможности интеграции российского и украинского авиапромов на данный момент ограничены: наши украинские партнеры продолжают существовать в форме государственных предприятий, их акционирование - долгий и сложный процесс. Однако Россия и Украина в тесной кооперации работают по программам Ан-148, Ан-140 и Ан-124.

- В модельном ряду ОАК полностью отсутствуют беспилотные летательные аппараты, информации о них на сайте корпорации нет, хотя предприятия ОАК этим направлением занимаются. Рассматриваются ли перспективы этого вида авиации?

- БПЛА входят в модельный ряд ОАК, так же как и, например, ПАК ФА, но на сайте в силу определенных причин их нет. Основной заказчик военной тематики - Минобороны РФ, недавно утвердило концепцию боевого применения комплексов с БЛА. В ней указаны все виды беспилотной техники, в которой нуждаются военные. Правда, на данный момент разработка и организация выпуска ряда комплексов, к сожалению, финансируются в недостаточном объеме. Кроме того, помимо Минобороны РФ, ни МВД, ни ФСБ, ни МЧС не финансируют разработку беспилотной авиационной техники, они приобретают только готовые системы. Что же касается гражданских БПЛА, то эту технику предприятия создают за счет собственных средств. Доходы от реализации простых систем тратятся на разработку более сложных. Приоритет в этой области - продажи мини БЛА и БЛА ближней дальности для мониторинга протяженных и площадных объектов с радиусом действий до 30 км. Также компаниями, входящими в ОАК разрабатываются системы малой и средней дальности с досягаемостью 100-200 км, предназначенные для мониторинга газо- и нефтепроводов.

- На чем сделает акцент ОАК на МАКС-2009?

- В сегменте гражданской авиации будут представлены два наших новых самолета: Sukhoi Superjet-100 и первый серийный Ан-148 российской сборки, построенный на ВАСО. Один SSJ можно будет увидеть на статической стоянке, второй Sukhoi Superjet-100 будет участвовать в летной программе. Что касается Ан-148, Воронежский авиазавод разворачивает серийное производство этой машины, и мы активно ведем переговоры с авиакомпаниями о его продвижении. Также на МАКС-2009 можно будет ознакомиться с новой модификацией Ту-204 в варианте "салон", обеспечивающей комфорт для VIP-пассажиров, с большой дальностью, хорошими экономическими показателями.

Если говорить о военной авиации, на авиасалоне представлены два новых истребителя - Су-35 и МиГ-35. ОАК уже ведет переговоры с Министерством обороны РФ о заключении долгосрочного контракта на поставку Су-35, и МиГ-35 мы тоже планируем в ближайшем будущем вывести на рынок. По нашим прогнозам, на мировом рынке и Су-35, и МиГ-35 будут успешно реализовываться не менее 10-15 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка