О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В.Аверьянов: "Профессия военного летчика не умрет"

Полетам Вячеслава Аверьянова не раз рукоплескали зрители на международных выставках в Фарнборо, Париже, Бангалоре, Джакарте, Лиме, Дубае. 15 сентября Герою России, кавалеру ордена Мужества, заслуженному летчику-испытателю Вице-президенту Корпорации "Иркут" по летным испытаниям В.Аверьянову исполняется 50 лет

Вячеслав Аверьянов закончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (1980) и четыре года работал в нем летчиком-инструктором. В 1985 г. поступил в Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности, после окончания, которой был направлен летчиком-испытателем 3 класса на авиационный завод им. Ю.А.Гагарина в г. Комсомольск-на-Амуре. С 1989 г. - летчик испытатель Московского машиностроительного завода им. П.О.Сухого. Проводил испытания самолетов Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-35. Ведущий летчик-испытатель истребителя Су-30МКИ.

В 2001 году "за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники", В.Аверьянову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда".

Полетам Вячеслава Аверьянова не раз рукоплескали зрители на международных выставках в Фарнборо, Париже, Бангалоре, Джакарте, Лиме, Дубае. Решивший лично опробовать самолет в воздухе главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Анил Типнис после завершения ознакомительного полета с Аверьяновым остался в полном восторге, заявив "Су-30МКИ - превосходный самолет! Ничего подобного в своей жизни я не видел!" На МАКС-2005 Вячеслав Аверьянов был признан лучшим летчиком авиасалоне. За него проголосовали зрители.

15 сентября 2009 г. Герою России, кавалеру ордена Мужества, заслуженному летчику-испытателю Вице-президенту Корпорации "Иркут" по летным испытаниям Вячеславу Аверьянову исполняется 50 лет. Накануне "АвиаПорту" посчастливилось задать юбиляру несколько вопросов.


- Что привело Вас в авиацию?


- Еще когда учился в школе, я захотел стать летчиком. После окончания школы поступил в Ейское высшее авиационное училище летчиков. Книги и фильмы, вероятно, сыграли тут главную роль.

- Испытатель, наверное, вершина в карьере, мечта каждого летчика. Как Вы стали летчиком-испытателем?

- Многие военные летчики стремятся стать испытателями. Стремятся, порой, долгие годы. Но не у каждого это получается, по ряду причин не всегда выходит. То не отпускают, то набора нет, то не проходят... Мне повезло. Полку, где я служил, предложили подобрать двух кандидатов на поступление в Школу летчиков-испытателей. Выбрали четверых, поехали двое, поступил я один.

- Для летчика-испытателя видимо, необходимы какие-то особенные качества?

- Конечно. Это и определенный уровень подготовки, и здоровье. Тогда брали летчиков только первого класса. Безусловно, важны уровень знаний и летной подготовки, важно "чувствовать" машину.

- Ну и, наверное, желание?

- Это в первую очередь!

- Какой самолет в вашей богатой летной практике запомнился, полюбился больше остальных?

- Конечно Су-30МКИ. У каждого летчика есть свои любимые самолеты. Это связано с разными мотивами. В юности, например, запоминается первая серьезная машина, первое мужское дело. В Ейске мы летали на истребителе-бомбардировщике Су-7. Очень серьезная машина. Сейчас я нередко задаю себе вопрос: как по сути мальчишки могли на нем успешно летать? По нынешним временам - достаточно сложный самолет.

Самолет Су-27, превосходный по своим летным качествам - следующая любовь.

Сегодня - Су-30МКИ. Эта машина создана на базе Су-27, она позволяет очень легко и много делать. Мечта! Когда наши военные летчики полетали на нем, они сказали: это тот самолет, который нам нужен. Заместитель главкома ВВС Индии просто сказал: "Спасибо вам за этот самолет". По-моему, сегодня это лучший истребитель в мире.

- А на каком самолете Вам хотелось бы полетать в будущем?

- Если просто полетать... возможно, на Су-35, или на Т-50. Но это машины завтрашнего дня, а на сегодняшний момент Су-30МКИ - лучший.

- На самолете Су-7 никакого искусственного интеллекта не было. Сейчас есть стремление максимально автоматизировать самолет, чтобы он многие задачи решал за летчика. Как Вы думаете, профессия военного летчика может "умереть" когда-то?

- Я думаю нет, этого не случится. Машина делает то, что в нее закладывают конструкторы. Алгоритм - и все. Но есть вещи, ситуации, которые можно решить нестандартно. Для того и нужен человек, его ум, который способен решать ситуацию нестандартно. Летчик все равно находится на уровне техники. Не может быть так, что техника четвертого поколения, а уровень летчика на уровне техники второго поколения. Летчик тоже развивается вместе с техникой и знает, на что она способна, какие в нее заложены алгоритмы. Естественно, он может "обмануть" машину, навязать ей свое решение ситуации. Мы проверяли это на компьютерах.

- Вы много выступали на выставках, на авиасалонах. Сложно летать, кода на Вас смотрят тысячи зрителей?

- Кода летчик подготовлен, все отработано, особых нюансов нет. Конечно, в любом полете присутствует определенная доля волнения. Но если все отработано... Особенно если летчик опытный, и делал это много раз. А испытательные полеты по степени сложности бывают самими разными. Если испытательный полет связан с новыми режимами, с чем-то неизвестным, то ощущения совсем другие. Да, все рассчитывается, моделируется, но всегда приходится сталкиваться с неизвестным. На то он и испытательный полет.

- А нынешних мальчишек что может сегодня привести в авиацию? Что нужно для этого сделать?

- Нужно поставить воспитание молодежи хотя бы на тот уровень, который был во времена Советского Союза. Разные кружки, технические и модельные, реклама и пропаганда военно-технических видов спорта. Немаловажную роль в таком воспитании играют авиационные праздники с показом авиационной техники, в частности авиасалоны в Жуковском. Необходимо развивать сеть аэроклубов, причем не только спортивной, но и малой авиации. Авиация - дело для настоящих мужчин, и если дать мальчишкам возможность понять, почувствовать полет, они обязательно в авиацию пойдут.

...Своего сына Вячеслав Аверьянов воспитал правильно. Летчик-испытатель второго класса Евгений Аверьянов летает с ним в одном небе. Пусть же оно всегда будет безоблачным!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка