О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

К сожалению, государством не поощряется работать с прибылью

О том, как руководство "Климова" видит свои перспективы в ОДК и о текущих проектах предприятия "АвиаПорту" рассказал исполнительный директор А.Ватагин

ОАО "Климов", разработчик двигателей для вертолетов "Ми" и "Ка", а также двигателей для истребителей "МиГ", недавно вошло в Объединенную двигателестроительную корпорацию, подконтрольную "Оборонпрому". По планам ОДК, с 2013 года "Климов" больше не будет выпускать моторы для вертолетов. О том, как руководство "Климова" видит свои перспективы в ОДК и о текущих проектах предприятия "АвиаПорту" рассказал исполнительный директор Александр Ватагин.

- Как у ОАО "Климов" выстраиваются отношения с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) после передачи ей функций единоличного исполнительного органа? Какие вопросы остаются в компетенции руководства "Климова", какие - у ОДК?


- На этот вопрос могут быть три ответа. Можно сказать, как все сладко, здорово и отлично. Можно покритиковать. А можно никак не ответить. Я выберу четвертый вариант и скажу, что мы в начале пути. Отношения выстраиваются нормально, но они именно выстраиваются. Дело в том, что это не просто отношения материнской компании и отдельно взятой дочерней структуры. Идет строительство холдинга, поэтому давать оценку за тот короткий промежуток времени, что мы находимся в ОДК, на мой взгляд, преждевременно. Выводы стоит делать через год.

На сегодняшний день кардинальных изменений в отношении моей компетенции как руководителя не произошло, никакие права у меня никто не отнял, не урезал. Как в большинстве интегрированных структур, "наверх", то есть на уровень ОДК, ушли вопросы, связанные со стратегией, с бюджетными деньгами, с маркетингом, с продвижением на рынке. Это логично, поскольку управляющей компании видна вся отрасль, а не только интересы одного предприятия.

- Какое место должна занять продукция "Климова" в модельном ряду ОДК?

- ОДК делает упор на перспективные проекты. Она уделяет основное внимание двигателям для ПАК ФА, МС-21, двигателю для перспективного вертолета. Мы участвуем или будем участвовать, я надеюсь, во всех перспективных проектах. Но как головная компания - по новому вертолетному двигателю. Что касается текущей номенклатуры Климова, как турбореактивной тематики, так и турбовинтовой, считаю, на фоне других предприятий и отрасли в целом она занимает в модельном ряду ОДК достойное место.

- На какой стадии находится разработка двигателя для перспективного вертолета?

- Речь идет о скоростном перспективном вертолете: сейчас "Вертолеты России" формируют его облик и, соответственно, формируется видение и идеология двигателя для него. Если в двух словах, это должен быть электрический сухой двигатель.

- Вы работаете по скоростному вертолету с МВЗ Миля?

- Свое видение есть как у МВЗ Миля, так и у КБ "Камов". Думаю, что окончательная точка - 2011 год, когда эта работа начнет финансироваться из госбюджета. Сейчас специалисты "Вертолетов России" оценивают рынок, смотрят на зарубежные разработки. Потому как можно сделать суперпродвинутый вертолет, но на рынке он будет не востребован. А для российских вертолетчиков оптимально попасть в рынок, как для военных, так и для народного хозяйства.

- Где будет происходить сборка двигателя?

- На сегодняшний день принято решение, что на новом производстве ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение".

- ОДК приняла решение организовать производство по выпуску двигателей для вертолетов в Уфе. В 2008 году производство двигателей для вертолетов обеспечило ОАО "Климов" почти половину выручки: 1,38 млрд рублей при общем объеме в 2,6 млрд рублей. Когда производство двигателей в 2013 году будет осуществляться в Уфе, на чем "Климов" сможет зарабатывать?

- Если рассматривать предприятие как отдельное, не входящее ни в какую интегрированную структуру, тогда оно несет 100%-ную ответственность за свое финансовое благополучие, заключает доходные договоры, которые позволяют ему жить и развиваться. В рамках интегрированной структуры, я думаю, что управляющая компания правильно распределит денежные потоки, чтобы и овцы были целы, и волки сыты.

- То есть "Климов" перейдет в класс дотируемых предприятий? Ведь НИОКРы больших отчислений не приносят.

- Мы отправили в ОДК перспективный план на три года, с 2010 по 2012 включительно. По этому плану у нас все в порядке. Думаю, что эта тенденция сохранится.

- И что вы на эти три года для себя запланировали?

- Запланировали движение и работу по тем сферам деятельности предприятия, по которым оно сегодня работает. Это создание новой техники, продажа серийных образцов, сервис и поддержка эксплуатации. При этом, если сейчас произошла некая просадка по нашей ключевой, основной деятельности - НИОКРам, с точки зрения доходных договоров и заказов, то мы планируем рост в этом направлении как за счет инозаказчиков, так и за счет госбюджета. По серийной продукции и по сервису у нас должен быть рост.

- А каков ежегодный план по выпуску двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 до 2013 года?

- Это будет зависеть от заказов, от потребностей вертолетных заводов. Мы рассчитываем, что объем будет увеличиваться. Производственный план на 2009 год - порядка 120 моторов.

- С какими финансовыми показателями "Климов" завершает 2009 год?

- Однозначно с прибылью. Но, к сожалению, государством не поощряется работать с прибылью! Если мы работаем с прибылью, не рассматриваются варианты нашей господдержки, под вопросом даже компенсация процентов по банковским кредитам. Считают, что в том положении, в котором находится "Климов", мы не нуждаемся в этой компенсации. А ведь это абсолютно не так. При определенном подходе ведения хозяйства можно и убытки иметь, это же зависит от того, как тратить. Мы нуждаемся в инвестициях на техпереворужение, на обновление технологической базы. Можно, конечно, на это собственные средства тратить и в результате попадать в убыток, но это будет точечное, перевооружение и серьезного, принципиального влияния на эффективность работы оно иметь не будет. Мы уже несколько лет готовим проект комплексной реконструкции предприятия с тем, чтобы к 2011-2012 годам быть готовыми работать над перспективными двигателями. А этого можно достичь только при условии комплексной реконструкции, а не какой-то точечной. Что касается финансовых показателей, объем прибыли будет очень сильно зависеть от того, насколько наши контрагенты будут выполнять свои обязательства.

Но однозначно этот год мы закончим с прибылью, это моя задача как руководителя. Ведь для чего существует акционерное общество? Для получения прибыли. Если мы не получаем прибыль, то предприятие надо закрывать.

- Прогноз по выручке в цифре можете назвать?

- Думаю, выручка будет повыше, чем в прошлом году. Но она очень сильно будет зависеть от положения наших партнеров - моторостроительных и авиастроительных предприятий, поэтому я пока не готов назвать конкретную цифру.

- Как идет финансирование разработки двигателя для МиГ-35?

- На сегодняшний день предполагается, что на МиГ-35 будет использоваться силовая установка, как на корабельном МиГ-29К - РД-33МК. Но это еще должна подтвердить РСК "МиГ". Может быть, что-то нужно будет довести, подработать, предложить для МиГ-35 более усовершенствованную версию.

- По информации других поставщиков РСК "МиГ", в связи с собственной финансовой ситуацией корпорация приостановила платежи комплектаторам...

- Наш заказчик по РД-33МК - ММП Чернышева, с которым рассчитывается РСК "МиГ". Да, с финансированием плохо.

- В годовом отчете ОАО "Климов" за 2008 год указано, что ресурс РД-33МК составляет всего 300 часов, тогда как ранее даже межремонтный ресурс заявлялся в 1 тыс. часов...

- Да, межремонтный ресурс - 1 тыс. часов, общий - 4 тыс. часов. Ресурс в 300 часов достаточен для сертификации двигателя по требованиям Министерства обороны. Дальше мы будем наращивать ресурс до тех требований, которые есть у заказчика. В условиях дефицита финансирования идет непростая работа, но она двигается. С приходом на должность нового генерального директора РСК "МиГ" Михаила Погосяна составлен план по данной работе в формате требований действующего руководства, еженедельно "МиГу" докладываем его реализацию.

- Определены ли сроки, в которые разработка РД-33МК должна быть завершена?

- Сроки определены, но вы же понимаете, что при создании новой техники всякое возможно. Наша задача - выполнить обязательства перед заказчиком. Мы их выполним.

- Выполняет ли "Климов" сейчас какие-то работы по проекту создания двигателя для ПАК ФА?

- Контракта на двигатель пока нет: после рассмотрения демонстраторов не было еще проведения конкурса, не определен головной исполнитель. Сейчас идут работы, связанные с созданием научно-технического задела, и мы в соответствии с идеологией, которую определяет инженерный центр ОДК, в этом участвуем. Говорить, что мы чем-то обделены, что хотелось бы участвовать в большей степени - на сегодняшний день я этого сказать не могу.

- Как идет финансирование по двигателю ТВ7-117 для Ил-112?

- Мы выполняем свои обязательства по этой программе в той степени, в которой их возможно выполнить. Разработка самолета шла в рамках одной ОКР, а разработка двигателя - в рамках другой. В результате, недоставало координации, чтобы разработка шла параллельно. Мы свои обязательства по двигателю выполним, но, к сожалению, это не вся силовая установка. Есть еще винт, есть система управления винтом. На сегодняшний день рассматривается вопрос о том, чтобы все работы объединить в одну и вести ее более скоординированно. Но вообще самолет востребован в наших вооруженных силах, аналогичные машины имеют спрос на мировом рынке.

- По двигателю РД-93, предназначенному для китайско-пакистанского истребителя FC-1/JF-17, "Климов" сейчас работает над увеличением тяги?

- Переговоры с Китаем ведет "Рособоронэкспорт", правильнее обратиться к нему. На сегодняшний день работа в этом направлении идет, считаю, что идет правильно, проект для отрасли и с политической точки зрения очень интересный. Мы считаем, что китайский самолет, на который устанавливается этот двигатель, не конкурент нашим легким истребителям, он совершенно другого класса. Конечно, нам бы хотелось, чтобы все происходило несколько быстрее, но есть определенная процедура согласований. Тем не менее движение вперед идет, сейчас "Рособоронэкспорт" на стадии заключения контракта. Техническое задание уже согласовано. Поддержка ОДК во многом способствовала тому, чтобы этот проект продвигался быстрее.

- Когда будет завершен контракт на поставку в Китай 100 двигателей РД-93 с тягой 8,3 тонны, подписанный в 2005 году?

- Контракт выполняет завод имени Чернышева, так что вопрос к ним. Это зависит от многих факторов.

- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству разрешила реэкспорт двигателей РД-93 в шесть стран. Могут ли Китаем в ближайшее время быть подписаны еще какие-то контракты на поставку FC-1 и, соответственно, реэкспорт РД-93?

- Готовящиеся контракты есть, но этим занимается Китай. Все малые страны с небольшой территорией, у которых есть ВВС, с удовольствием купят этот самолет.

- Одно время обсуждалась возможность разработки, производства и поставок в КНР двигателей ВК-2500, ВК-300 и ВК-800 для вертолетов, планируемых к выпуску китайской промышленностью. Эта идея получила развитие?

- Китай работает над созданием собственного вертолетного двигателя. Через "Рособоронэкспорт" мы привлекаемся к решению определенных проблем, которые есть у Китая. Это ни в какой степени не обучение, не участие, это НИОКРы, но все еще только на первом этапе, когда идет оценка проекта. На последующем этапе российская и китайская сторона определят, будет ли это совместная разработка, или она не будет совместной. С увеличением парка российских вертолетов в Китае можно вести разговор о том, чтобы организовать там ремонт и производство двигателей. Но это интересно, когда парк вертолетов большой, а будет ли идти его дальнейшее наращивание в Китае, я не могу сказать.

- "Вертолеты России" ведут переговоры о сборке вертолетов "Ми" в Китае. В рамках этого проекта идет речь о сборке российских двигателей в Китае?

- Переговоры идут всякие, их много. Но это же не значит, что они закончатся тем, что проект будет реализован. Каждая сторона оценивает, насколько это ей интересно. Кроме того, все это стоит денег, и немалых. А китайцы считать умеют.

- Как идет разработка по двигателю ВК-800?

- По ВК-800 работы сейчас заморожены, они велись как инициативные. Мы рассчитывали, что мотор пойдет на легкий вертолет "Ансат", для Минобороны, но пока у потенциальных заказчиков явного движения в этом направлении нет. В целом мы уверены, что у мотора будущее есть, мотор достаточно современный, может быть версия как для вертолета, так и для самолета.

- Претерпели ли изменения ваши планы по реорганизации площадей в связи с вхождением в ОДК и нынешней общеэкономической ситуацией?

- У "Климова" три площадки: две общей площадью около 10 га расположены близко к центру города, в Выборгском районе. Здесь конструкторское бюро, административное здание, часть производства. Третья площадка в 15 га - в Шувалово. По нашему видению, необходимости в сохранении первых двух площадок нет. Все производство предполагается сосредоточить в Шувалово. Мы рассчитываем, что решение будет принято до конца этого года, оно будет исходить из концепции развития двигателестроительной отрасли в целом. То, что альтернативы нет, что нет смысла содержать все три разрозненные площадки, да еще практически в центре города, в ОДК признают. Осталось определиться с деталями и конфигурацией этого проекта. Наша задача - убедить руководство ОДК в необходимости строительства современного конструкторского комплекса, создании площадки, где можно будет разрабатывать современные перспективные двигатели.

- Как скоро подобный комплекс может быть построен?

- Я думаю, максимум за три года. Что касается судьбы освобождаемых территорий, этим должны заниматься специалисты. Полагаю, ОДК найдет компанию, которая предложит экономически наиболее выгодное решение, чтобы площади использовать максимально эффективно. Возможно, здесь будут реализованы какие-то другие проекты, в которых заинтересованы "Оборонпром" и "Ростехнологии". Кроме того, сейчас из-за ситуации на рынке не лучшее время, чтобы извлекать пользу из подобных активов. К моменту нашего переезда на третью площадку, уверен, конъюнктура рынка изменится.

- Получается, что для строительства нового центра на третьей площадке необходимы инвестиции со стороны ОДК?

- У нас уже есть собственный проект, который мы будем представлять в ОДК. Он не требует со стороны корпорации прямой финансовой поддержки.

- То есть будете привлекать заемные средства?

- Мы четко прописали все источники инвестиций. От ОДК требуется только политическое решение. В зависимости от конфигурации и скорости реализации проекта его стоимость оценена в пределах 4 млрд рублей.

- Как обеспечивается послепродажное обслуживание продукции, в том числе вертолетных двигателей, какие есть проблемы?

- С теми, кто занимается легальным бизнесом, мы стараемся строить деловые, конструктивные отношения. С нелегальными фирмами боремся всеми дозволенными методами. Если взять в общем весь сервис, включая ремонт, то серые и полусерые схемы занимают не меньше, чем половину рынка. Понятно, что заниматься серийным сервисом очень выгодно, поэтому искоренить контрафактный рынок полностью мы никогда не сможем. Но во всем мире идет борьба с контрафактом, и мы тоже занимаемся этим вопросом....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка