О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Контрафакт: найти и обезвредить

Специалисты ведущего российского предприятия по созданию вертолетных двигателей - ОАО "Климов" - вынуждены драгоценное время тратить на борьбу с контрафактом и недобросовестными эксплуатантами

Этой истории уже девять месяцев. За это время можно сделать массу полезных дел. Вместо этого, специалисты ведущего российского предприятия по созданию вертолетных двигателей - ОАО "Климов" - вынуждены драгоценное время тратить на борьбу с контрафактом и недобросовестными эксплуатантами.

В январе 2009 г. стало известно, что в авиакомпании "Евро-Азия Эйр" (Казахстан) от имени ОАО "Климов" проводятся работы по незаконному продлению ресурсов двигателей ТВ2-117 и главных редукторов ВР-8. В формулярах на двигатели имелась подпись и индивидуальная номерная печать бывшего работника ОАО "Климов" А.Ф.Шевелева. При этом ОАО "Климов" не имеет договорных отношений с авиакомпанией "Евро-Азия Эйр".

Как только это стало известно, специалисты ОАО "Климов" забили тревогу: под угрозой была безопасность полетов, жизнь пассажиров авиакомпании, и необходимо было принимать срочные меры. Исполнительный директор ОАО "Климов" Александр Ватагин направил руководству авиакомпании "Евро-Азия Эйр" и Госавианадзора Комитета государственной авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан обращения с требованием отстранить от эксплуатации контрафактные двигатели и главные редукторы.

Однако Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) отказалось принимать какие-либо меры, а в авиакомпании "Евро-Азия Эйр", уверенные в своей безнаказанности благодаря "сильному административному ресурсу в администрации президента Казахстана", просто послали всех по известному в России адресу.

В дополнение к таким устным комментариям, ОАО "Климов" получило письмо из Комитета Гражданской Авиации (КГА) Казахстана, смысл которого заключался в том, что после проведенной проверки никаких нарушений в авиакомпании не обнаружено. В письме, в частности, сообщалось: "Были затребованы все необходимые документы по продлению межремонтных ресурсов пяти двигателей ТВ2-117 №№… и трех редукторов №№… представителем ОАО "Климов" Шевелевым. Им предъявлялся сертификат №… (копия прилагается) со сроком действия до 1 ноября 2010 г.". Кроме того, в письме сообщалось, что АО "Евро-Азия Эйр" заключила с ОАО "Климов" контракт за №…. Далее указывалось, что два двигателя и один главный редуктор ВР-8 находятся в настоящее время на капитальном ремонте в Новосибирске, еще один двигатель и один редуктор законсервированы в ожидании капитального ремонта, а еще два двигателя, установленные на вертолете Ми-8, также законсервированы. К письму было добавлено приложение на 11 листах, в том числе сертификат Шевелева и копия контракта с ОАО "Климов".

Ссылка на контракт с авиакомпанией в ОАО "Климов" вызвала недоумение: такого документа на фирме не было. "Если контракт открыт, для проведения работ необходимо оформить дополнительное соглашение, в котором указаны виды работ, необходим акт о выполнении этих работ и платежные документы об оплате работ. Таких документов на ОАО "Климов" нет. Кроме того, по копии контракта невозможно судить о его подлинности. Мы считаем, что этот контракт просто подделан, поскольку у нас он нигде не числится", - утверждает источник в ОАО "Климов".

Копии формуляров двигателей, которые пришли на ремонт в Россию и копии формуляров еще двух двигателей, присланных из Казахстана, показали, что продление ресурса Шевелев "проводил" уже после увольнения из ОАО "Климов". "Он просто физически не мог это сделать, потому что сертификата и печати у него уже не было. Как это получилось - мы не знаем, этим уже должны заниматься компетентные органы", - отметил собеседник.

Столкнувшись с грубым нарушением действующих норм, ОАО "Климов" официально заявило, что снимает с себя всякую ответственность в случае трагического развития ситуации с вертолетами указанной авиакомпании. Тем не менее, предприятие взяло ситуацию на контроль, предполагая, что рано или поздно двигатели поступят на ремонт в Россию. Так и случилось. В сентябре 2009 г. двигатели ТВ2-117, принадлежащие авиакомпании "Евро-Азия Эйр", поступили на ремонт в ОАО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА). Специалисты ОАО "Климов", прибывшие на завод, убедились в том, что записи о продлении ресурсов фальсифицированы, а сами двигатели, согласно письму из КГА, должны были быть на ремонте в Новосибирске, и по непонятным причинам из Новосибирска уже "переехали" на УЗГА.

Учитывая серьезность нарушений, ОАО "Климов" направило заявление в УВД по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга для проведения проверки. Сегодня по данному факту уже возбуждено уголовное дело, а ремонтные работы с данными двигателями были приостановлены.

Что из этого получится - пока неизвестно, и сколько времени будет на это потрачено - тоже непонятно. Даже если и найдется виновный, это не исправит положения в целом. Вполне могут найтись желающие в очередной раз "погреть руки" на нашей безопасности и "замарать честь" производителей, в данном случае ОАО "Климов".

А цена такой легкой наживы может оказаться слишком высокой. Совсем недавний пример: катастрофа вертолета Ми-8МТВ RA-27114 авиакомпании "ЮТэйр" 2 ноября 2007 г. в Либерии. Из-за отрыва лопасти рулевого винта приземление вертолета произошло с большой вертикальной скоростью, что привело к разрушению конструкции вертолета и пожару. При аварийной посадке экипаж погиб.

26 июня 2008 г. Межгосударственный авиационный комитет завершил расследование причин катастрофы и обнаружил, что "разрушение лопасти № Б 1064 обусловлено усталостными разрушениями лонжерона и наконечника в результате исчерпания запаса их усталостной долговечности… Проверкой аутентичности комплекта лопастей № МХБ Б 215001 установлено несоответствие года выпуска и фактических технологических номеров лопастей сведениям, указанным в паспорте данного комплекта".

Бороться с контрафактом можно, но для этого должно быть желание, и желание не только производителей агрегатов, которым дорога репутация, но желание государства, желание правоохранительных органов, которым заниматься такими делами хлопотно, сложно и неинтересно. Как ни странно, о таких случаях в советское время нам неизвестно. Главная причина контрафакта сегодня - попытка сэкономить. Но такая экономия, как правило, заканчивается печально. И только после этого за дело берется прокуратура…

Вернемся к ОАО "Климов". Все ремонтные организации, занимающиеся вертолетными двигателями, получают лицензию при условии, что они заключат договор об авторском надзоре и авторском сопровождении. Однако некоторые ремонтные заводы не считают нужным заключать такие договора. И никого, кроме разработчика, который остается практически один на один с проблемой, это не беспокоит. Пока…

P.S.

Узнать официальную позицию авиакомпании "Евро-Азия Эйр" пока не представляется возможным. После публикации в сентябре 2009 года на страницах "АвиаПорт.Ru" пресс-релиза ОАО "Климов" с официальным обращением А.Ватагина, в редакцию поступило письмо от юрисконсульта авиакомпании Виталия Сердюка, который высказал пожелание разместить официальный ответ от имени вице-президента "Евро-Азия Эйр" Т.Жолдыбаева. Текст ответа также был представлен, однако собеседник в авиакомпании попросил "пока его не ставить". В дальнейшем на запрос о комментарии по сложившейся ситуации представитель перевозчика не ответил. Кроме того, сайт авиакомпании euroasiaair.kz не открывается. Остается надеяться, что хотя бы после выхода этой публикации последует какая-то реакция "Евро-Азия Эйр". В свою очередь, редакция агентства "АвиаПорт" готова предоставить специалистам авиакомпании возможность высказать свою точку зрения.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка