О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дальней авиации России - 95

23 декабря Дальней авиации России исполняется 95 лет. Дальняя авиация неразрывно связана с историей России. Она всегда на пике большой политики, и все это время оставалась одним из самых действенных ее инструментов

23 декабря Дальней авиации (ДА) России исполняется 95 лет. Дальняя авиация неразрывно связана с историей России. Она всегда на пике большой политики, и все это время оставалась одним из самых действенных ее инструментов.

Первым самолетом ДА стал знаменитый "Илья Муромец". Свой первый полет этот бомбардировщик совершил 23 декабря 1913 г. (по новому стилю). Ровно через год после первого полета, 23 декабря 1914 г., появилось решение о создании "Эскадры воздушных кораблей" из 12 бомбардировщиков "Илья Муромец". С 1999 г. эта дата и отмечается как "День Дальней авиации".

Самолеты "Илья Муромец" успешно применялись в Первой мировой войне на русско-германском фронте. Уцелевшие "Муромцы" долетали до первой половины 20-х годов, после чего были окончательно списаны. В истории российского самолетостроения "Муромцы" являются предметом законной гордости. Их создание - неоспоримый приоритет России в области тяжелого самолетостроения. Для российских ВВС, и особенно для ДА России, эти самолеты стали той вехой, с которой началось ее оснащение самой современной техникой.

Подавляющее большинство самолетов ДА были созданы в ОКБ Андрея Николаевича Туполева (ныне ОАО "Туполев").

Тяжелый двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) вошел в историю мировой авиации как самолет, определивший своими компоновочными решениями дальнейшее развитие самолетов тяжелой боевой авиации. Для ВВС РККА ТБ-1 стал первым современным массовым тяжелым бомбардировщиком, поступившим на вооружение и позволившим начать формирование специализированных соединений тяжелых боевых самолетов. С 1929 по 1932 гг. было построено 216 ТБ-1.

Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) стал первым в мире боевым самолетом, предназначавшимся для решения широкого круга стратегических задач. С 1932 года по 1938 год было выпущено 819 ТБ-3. С первой половины 1930-х годов ТБ-3 стали основой специализированных тяжелобомбардировочных соединений. Последние ТБ-3 были сняты с эксплуатации в ДА сразу же после окончания Великой отечественной войны.

Дальний бомбардировщик ДБ-3 был создан в ЦКБ завода №39 под руководством С.В.Ильюшина. В 1937 г. началось серийное производство, было выпущено 1528 ДБ-3 и 5256 ДБ-3Ф (с 1942 года - Ил-4). Во второй половине тридцатых годов ДБ-3 начали поступать в дальнебомбардировочные полки ВВС РККА, заменяя в них ТБ-3. Ил-4 оставался в ходе всей Великой Отечественной войны основным типом бомбардировщика АДД и авиации ВМФ. После окончания войны Ил-4 оставался на вооружении ДА до 1948 г., а как учебные - до 1954 г.

27 декабря 1936 г. состоялся первый полет опытного тяжелого бомбардировщика АНТ-42. В 1938 г. под обозначением ТБ-7 его приняли на вооружение ВВС РККА, в 1939 г. началось его серийное производство. До 1944 г. было построено всего 93 ТБ-7 (с 1942 г. - Пе-8), в ДА они эксплуатировались до 1946 г.

Дальний бомбардировщик Ер-2 (ДБ-240) был создан на базе скоростного пассажирского самолета "Сталь-7", разработанного в ОКБ НИИ ГВФ под руководством авиаконструктора Р.Л. Бартини. Серийный выпуск Ер-2 начался в 1941 г. Всего до конца войны было выпущено 462 серийных Ер-2. В составе ДА Ер-2 использовались с первых дней войны. Самолет был снят с эксплуатации в 1946 г.

После начала Великой Отечественной войны для выполнения бомбардировочных функций начали приспосабливать и транспортные самолеты ПС-84. С июля 1942 г. ПС-84 в варианте ночного бомбардировщика начал производиться серийно. В дальней авиации использовался и американский бомбардировщик В-25, поставлявшийся в СССР в рамках "ленд-лиза". ВВС Красной Армии получили 861 машину этого типа. В послевоенный период В-25 находились в эксплуатации в ДА до начала 1950-х годов.

Этапной машиной стал Ту-4, аналог американского бомбардировщика В-29. В 1948 г. самолет начал поступать в строевые части, а в мае 1949 г. был принят на вооружение. Всего до 1953 г. было выпущено более 1200 Ту-4. Самолеты находились в эксплуатации в СССР до начала 60-х годов. 18 октября 1951 г. с самолета Ту-4А впервые в СССР была сброшена ядерная бомба РДС-3. Этот самолет завершил эру поршневых машин дальней авиации.

На смену ему пришел реактивный бомбардировщиком Ту-16, серийное производство которого началось в 1953 г. Всего до 1964 года было построено более 1500 самолетов этого типа. Можно с уверенностью сказать, что Ту-16 - это целая эпоха в истории отечественной авиации. По комплексу своих ЛТХ, по оригинальности технических решений Ту-16 стал одним из лучших послевоенных дозвуковых реактивных бомбардировщиков. Последние Ту-16 в России были сняты с эксплуатации в начале 90-х годов.

Межконтинентальный стратегический бомбардировщик Ту-95 был запущен в серийное производство в 1955 г. В 1957 г. самолет был принят на вооружение ДА. В 1954 г. начали выходить серийные бомбардировщики М-4, созданные в ОКБ В.М.Мясищева. Всего за два года было построено 32 самолета. В том же году М-4 начали поступать в строевые части ДА, а в 1955 г. самолет был принят на вооружение. Вместе с Ту-95, М-4 со второй половине 1950-х годов составляли основу советских стратегических авиационных сил ядерного сдерживания в "холодной войне". Затем последовали модификации этих машин: бомбардировщики 3М, ракетоносцы Ту-95К и другие.

Стратегический авиационно-ракетный комплекс с самолетом Ту-95МС вышел на испытания в 1979 г., серийное производство бомбардировщиков Ту-95МС завершилось в первой половине 90-х годов, всего было выпущено около 100 самолетов. В строевые части самолет начал поступать в 1982 г., в 1983 г. комплекс был принят на вооружение. В настоящее время Ту-95МС продолжает эксплуатироваться в 37 ВА ВГК (СН).

Первым сверхзвуковым бомбардировщиком ДА стал самолет Ту-22. Серийное производство этих машин началось в 1960 г., до 1970 г. было выпущено более 300 Ту-22. В строевые части самолет начал поступать в 1962 г. Он находился в эксплуатации в ДА до начала 1990-х годов. Самолеты экспортировались в Ливию и Ирак.

В 1974 г. в строевые части начал поступать бомбардировщик Ту-22М2, он был принят на вооружение в августе 1976 г. Всего до 1983 г. было выпущено более 200 Ту-22М2, которые эксплуатировались в частях ДА до конца 90-х годов. С 1978 г. в серию пошел Ту-22М3. Эту машину приняли на вооружение в 1989 г. В настоящее время Ту-22М3 продолжают эксплуатироваться в частях 37 ВА ВГК (СН).

Многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 впервые поднялся в воздух 18 декабря 1981 г., а через три года на испытания вышел первый серийный самолет. В 1987 г. Ту-160 начали поступать на вооружение ДА. В настоящее время Ту-160 состоит на вооружении 37 ВА ВГК (СН). Эта машина является самым мощным стратегическим комплексом России.

Сегодня Ту-160 и Ту-95МС один-два раза в неделю вылетают на воздушное патрулирование в районы Аляски, Алеутских островов, Великобритании, северного побережья Канады, над акваториями Черного и Балтийского морей. В прошлом году состоялся перелет двух самолетов Ту-160 в Венесуэлу, где они выполнили несколько полетов над акваторией Карибского моря. За три года было выполнено 250 таких полетов.

В ходе патрулирования бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС неизменно сопровождают истребители вероятного противника. За три года на "сопровождение" наших бомбардировщиков поднимались более 370 истребителей, в том числе и новейшие Typhoon, Gripen и F-22 Raptor.

В октябре пара Ту-160 впервые выполнила отрыв от истребителей "сопровождения" ВВС Норвегии, совершив бросок на сверхзвуковой скорости на малой высоте, в том же месяце два Ту-160 совершили рекордный по продолжительности полет, пробыв в воздухе 22 часа. Полетом руководил командующий 37 ВА генерал-майор Анатолий Жихарев, назначенный на эту должность 19 сентября 2009 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка