О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минпромторг целит "Салютом" в "Оборонпром"

ОПК "Оборонпром" может получить контроль над разработчиком и производителем авиадвигателей для истребителей "Су" - ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют". Минпромторг сейчас прорабатывает варианты присоединения "Салюта" к "Оборонпрому"

Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром", владелец 100% ОАО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК), вскоре может получить контроль над разработчиком и производителем авиадвигателей для истребителей "Су" и своим конкурентом по разработке двигателя для истребителя пятого поколения - ФГУП "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют". Как стало известно "АвиаПорту", Минпромторг сейчас прорабатывает варианты присоединения "Салюта" к "Оборонпрому".

Как рассказал "АвиаПорту" источник в авиаотрасли, Минпромторг разрабатывает проект указа президента РФ о присоединении ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" к "Оборонпрому". Источник в Минпромторге подтвердил, что "варианты присоединения "Салюта" к "Оборонпрому" прорабатываются, однако разработка документа упирается в то, что до сих пор не завершены объединительные процессы самого "Салюта". Речь идет о том, что в состав интегрированной структуры "Салюта" еще не вошло ФГУП "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" (ОМО). "Все активы, присоединяемые к "Оборонпрому", вначале вносятся в уставный капитал корпорации, а затем уже структурируются внутри "Оборонпрома", к примеру, передаются в управление ОДК", - пояснил "АвиаПорту" источник в профильном ведомстве.

В "Оборонпроме" предпочли воздержаться от комментариев, не подтвердив, но и не опровергнув информацию о готовящемся присоединении "Салюта". Однако в январе 2010 года гендиректор "Оборонпрома" и глава ОДК Андрей Реус заявлял "АвиаПорту": "Моя точка зрения состоит в том, что в перспективе будет создана единая структура в двигателестроении. Это подсказывает логика производственная, финансовая, логика конкуренции на мировых рынках. По моему мнению, тема ПАК ФА (создания двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации - "АвиаПорт") ведёт нас к очень тесной кооперации, что можно рассматривать как базу для интеграции. На долю "Салюта" приходится 17% активов отрасли, 83% - за ОДК. Но решение по этому вопросу, в любом случае, будет принимать правительство". В свою очередь, гендиректор "Салюта" Юрий Елисеев заявил сегодня "АвиаПорту", что "объединение объединению рознь, у нас должна быть определенная самостоятельность".

Основной заказчик двигателей для истребительной авиации в целом одобряет инициативу по дальнейшей интеграции мотористов, однако акцентирует внимание на целях такого объединения. "Интеграция - процесс объективно необходимый. Но к нему следует подойти максимально аккуратно, чтобы это было не просто механическое объединение. Нужно, чтобы это было ориентировано на повышение эффективности производства", - заявил "АвиаПорту" первый вице-президент по боевой авиации и координации программ ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", глава АХК "Сухой" Михаил Погосян.

Указ об организации ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" на базе московского ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие (ММПП) "Салют" тогдашний президент РФ Владимир Путин подписал 11 августа 2007 года. Согласно документу, в управление "Салюту" были переданы блокирующие или контрольные пакеты семи акционерных обществ, а на базе ФГУПов были созданы филиалы ММПП "Салют". Таким образом, НПЦ газотурбостроения "Салют" стал первой вертикально-интегрированной структурой, образованой по итогам выездного заседания Военно-промышленной комиссии, где было принято решение об интеграции всего российского авиационного двигателестроения.

Ранее Ю.Елисеев пояснял в интервью "АвиаПорту", что интеграция ОМО в структуру "Салюта" еще не завершена, поскольку было необходимо провести финансовое оздоровление омского предприятия. "Если бы долги ОМО перешли в объединенную структуру, мы бы получили задолженность перед бюджетом. А это привело бы к потере более $30 млн, так как мы лишились бы возможности возврата НДС и субсидирования процентной ставки по экспортным контрактам", - пояснил гендиректор "Салюта". Он также уточнил, что правительство РФ выделило на поддержку ОМО 1,3 млрд рублей в 2008-2009 годах, кроме того, еще 1,5 млрд рублей "Салют" направил в качестве авансовых платежей. Объем продаж "Салюта" в 2009 году составил 16,3 млрд рублей (в 2008 году - 11,6 млрд рублей), задолженность - 15 млрд рублей.

Сейчас "Салют" является конкурентом ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (входит в ОДК) по выпуску двигателей для истребителей "Су", как по экспортным, так и по государственным контрактам. Так в 2009 году предприятия поровну разделили между собой заказ Минобороны на поставку 12 двигателей АЛ-31Ф для Су-27 и его модификаций.

Кроме того, "Салют" - конкурент ОДК в части разработки нового двигателя для ПАК ФА. Правда, Ю.Елисеев ранее подтверждал "АвиаПорту", что "есть договоренность - ответственным за всю программу будет ОДК. Мы уже согласовали между собой распределение узлов, примерно пятьдесят на пятьдесят". Вместе с тем, несмотря на договоренности с ОДК, он по-прежнему настаивает, что ответственное за техническую сторону вопроса КБ, идеолог программы, должно быть выбрано на конкурсной основе, даже если это будет определяться в рамках одной структуры, например ОДК. При этом руководитель "Салюта" говорит о необходимости проведения второго этапа конкурса по созданию перспективного двигателя пятого поколения. "Сегодня, чтобы не терять времени, нужно объявить второй этап конкурса хотя бы на создание газогенератора. Это резко снизит уровень технического риска и существенного ускорит весь процесс, и не будет требовать особых затрат со стороны государства", - уверен Ю.Елисеев.

Однако в начале марта М.Погосян заявил в СМИ, что его вполне устраивают в качестве силовой установки для ПАК ФА "двигатели первого этапа". Что касается более современного двигателя, отметил М.Погосян, сроки его создания "требуют уточнения, необходимо прояснить объем работ и источники финансирования". Глава АХК "Сухой" особо оговорил, что "контуры двигателя второго этапа уже определены, но надо понимать, что его цикл создания - 10-12 лет, (двигатель) точно не появится к 2015 году".

Хотя НПО "Сатурн" является основной производственной и конструкторской площадкой ОДК, его финансовое состояние весьма сложное. В этом году "Сатурн" завершает исполнение китайского контракт по выпуску двигателей Д-30КП, после чего снижается объем выпуска завода по гражданской тематике. Фактически, кроме убыточного пока производства SaM-146, загружать завод нечем. Вхождение "Салюта" в структуру "Оборонпрома" позволит отложить проведение тендера на создание нового двигателя для ПАК ФА и даст возможность продолжать оснащать истребители Су-35 и машины, которые будут созданы в рамках программы ПАК ФА, двигателями "117С" и "117" соответственно. Таким образом, может быть обеспечена стабильная загрузка "Сатурна" и УМПО по оборонным заказам. При этом дальнейшая судьба "Салюта", скорее всего, будет предрешена - столичное предприятие вряд ли будет сохранено как производственная площадка.

Однако, по оценкам участников рынка, у "Салюта" есть серьезное лобби в Минобороны и ВВС РФ, поэтому московское предприятие, до настоящего момента сохранявшее свою самостоятельность, будет активно противодействовать вхождению в ОДК....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка