О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВЭБ открывает бразильцам российский рынок

Embraer и ОАК отрицают свою причастность к переговорам о сборке ERJ 145 на КАПО

Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев заявил в ходе саммита стран БРИК о переговорах с государственным банком Бразилии BNDES по возможности выпуска в России регионального самолета Embraer. Под сборку ERJ 145 он предложил рассмотреть входящее в состав "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) ОАО "Казанское авиационное производственное объединение" (КАПО). Ни в ОАК, ни в Embraer, факт ведения переговоров о сборке самолета официально не подтверждают. Однако консультации ведутся, и в них участвуют некие российские посредники.

Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев заявил о переговорах с Национальным банком социально-экономического развития Бразилии (BNDES) о возможности организации сборки в России регионального самолета Embraer в ходе саммита стран БРИК. По сообщению агентства Reuters, В.Дмитриев уточнил, что речь идет о самолете вместимостью до 50 мест. "У нас это пока не производится... Может, это будет просто лицензия на производство, в частности, в Татарстане, на базе Казанского авиационного завода", - сообщил глава ВЭБ в кулуарах саммита БРИК в столице Бразилии. В.Дмитриев сказал, что инвестиции в такой проект могут составить "сотни миллионов долларов".

Под машиной вместимостью до 50 мест подразумевается реактивный региональный лайнер ERJ 145. Семейство самолетов ERJ 135 / 140 / 145, охватывающее диапазон от 37 до 50 кресел, длительное время пользовалось большой популярностью, однако в последние годы спрос на самолеты такой размерности стал сокращаться. Это подтолкнуло производителя к рассмотрению возможности сворачивания производства в Бразилии в пользу более рентабельных лайнеров ERJ 170 / 190. Однако для закрытия существующего, пусть и сократившегося спроса, перенос производства на новую площадку представляется оправданным вариантом.

В свою очередь, ОАК рассматривает различные варианты загрузки мощностей КАПО, которое в настоящее время специализируется на капитально-восстановительном ремонте стратегических бомбардировщиков, а также выпускает штучные экземпляры узкофюзеляжного лайнера Ту-214 и его специальные модификации. После прекращения сборки пассажирских Ту-214, вопрос о производственной линейке КАПО остается открытым. Кроме того, модельный ряд ОАК сегодня не имеет региональных реактивных машин такой вместимости.

Впрочем, несмотря на кажущуюся логичность таких переговоров, ни в Embraer, ни в ОАК официально не подтверждают факта контактов по данной теме. Так в Embraer "АвиаПорту" заявили, что пока переговоров не ведется, но они "открыты к предложениям". Директор департамента корпоративных коммуникаций ОАК Константин Лантратов также заявил, что ОАК не ведет переговоров с Embraer.

Отсутствие официальных переговоров, однако, не означает, что высокопоставленные менеджеры российской авиастроительной корпорации не знают о таких консультациях. К примеру, генеральный директор КАПО Васил Каюмов рассказал "АвиаПорту", что были обращения в Министерство промышленности и торговли Татарстана относительно возможности сборки зарубежной машины. Вместе с тем он уточнил, что это были обращения не от Embraer, а от "российских посредников". "Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан может вам подтвердить, что были обращения - правда не впрямую от Embraer, а от российских посредников. Бразильская компания неудачно разместила свой проект в Китае, и теперь ищет новые варианты, - пояснил он. - В Казани уже прорабатывался вариант создания производства подобного самолета, это был Ту-324, однако, к сожалению, проекту не дали хода. Так что выпуск машины на 50 мест ранее рассматривался в привязке к нашему заводу. Хотя сейчас ОАК готовится принять в свои ряды "Авиакор" с турбовинтовым самолетом Ан-140, есть определенные обращения о создании производства зарубежной машины в России".

Косвенно подтверждает этот тезис и источник в профильном ведомстве. "Если о переговорах с бразильцами публично заявляет руководитель ВЭБ, да еще и на такой серьезной площадке, то очевидно, что дискуссия между российской и бразильской стороной ведется, причем на высоком уровне", - сказал он.

Однако можно предположить, что до достижения финальных договоренностей еще далеко, и после скандала с якобы участием ОАК в тендере на поставку в США самолетов-заправщиков любая тема международного проекта такого масштаба будет становиться достоянием общественности только после глубокой и всесторонней проработки и подтверждения интереса всеми сторонами.

Это не первая попытка организовать в России лицензионное производство зарубежной авиатехники. Так, в 2007 году на Всемирном экономическом форуме было объявлено о проекте по производству на самарском "Авиакоре" канадского турбовинтового ближнемагистрального самолета Bombardier Q300, рассчитанного на 50-56 кресел, но стороны остановились на начальной стадии переговоров. Кроме того, американская фирма Eclipse Aviation Corp. в 2008 году заложила в Ульяновске завод по производству самолетов Eclipse 500. Уже год спустя финансовый кризис привел к банкротству иностранного партнера, а сборка этих машин была признана российской стороной слишком дорогой и нецелесообразной.

Судьба ERJ 145 в России может сложиться и иначе, чем у предыдущих проектов. Однако для этого необходимо, чтобы бразильская компания гарантировала возврат инвестиций, которые потенциально может осуществить российская сторона. Источник в ОАК сказал "АвиаПорту", что "если Embraer предоставит гарантии реализации этих машин, то проект может быть интересен". В противном случае, вероятно, дальше консультаций дело не пойдет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка