О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Большая двойка готовится к ремоторизации?

Два крупнейших авиастроителя, Airbus и Boeing, уже давно рассматривают вопрос о ремоторизации своих узкофюзеляжных самолетов, однако до сих пор ни та, ни другая компания не приняла четкого решения по этому вопросу

Два крупнейших авиастроителя, Airbus и Boeing, уже давно рассматривают вопрос о ремоторизации своих узкофюзеляжных самолетов, однако до сих пор ни та, ни другая компания не приняла четкого решения по этому вопросу.

Boeing по-прежнему терзают сомнения: сделать ставку на ремоторизацию авиалайнеров 737-й серии или же приступить к разработке совершенно нового самолета, который мог бы заменить стареющие модели. Планы Airbus в этом отношении более отчетливые. По крайней мере, европейский авиаконцерн уверен в том, что проект A320 NEO, призванный прийти на замену существующим авиалайнерам линейки А320, будет доведен до своего логического завершения, поскольку разработка совершенно нового самолета в данный момент может оказаться экономический неэффективной. Обусловлено это тем, что новый авиалайнер уже в ближайшее десятилетие может устареть ввиду появления как в авиастроении, так и в двигателестроении, совершенно новых технологий, например, двигателей с открытым ротором.

Ранее предполагалось, что Airbus примет решение о ремоторизации к началу выставки в Фарнборо, однако компания изменила свои планы и отложила окончательное решение, по крайней мере, до конца 2010 года. Как сказал вице-президент Airbus Том Уильямс, ремоторизация семейства А320 начнется тогда, когда это будет нужно. А когда будет нужно - видимо не знают даже в самой Airbus. Правда, примерные сроки все-таки есть, ведь по планам европейского авиаконцерна самолеты A320 NEO должны поступить в эксплуатацию в 2015 году. Причем, компания даже решила не усложнять конструкцию своих авиалайнеров, чтобы уложиться к намеченной дате. А значит, окончательное решение о ремоторизации неизбежно, и будет принято в скором будущем.

В настоящее время Airbus ведет переговоры с фирмами CFM International и Pratt&Whitney, которые предлагают авиастроителям свои новые турбовентиляторные двигатели: Leap-X и GTF. Двигатели будут устанавливаться только на обновленное семейство A320, речи о новом авиалайнере пока не идет, поскольку он должен появиться не раньше 2025-го года.

Тем не менее, компания Boeing, главный конкурент Airbus, не перестает намекать на то, что конструкторы из Сиэтла готовы отказаться от ремоторизации самолетов 737 серии, и вместо этого приступить к разработке нового авиалайнера. Прибавьте сюда появление грозных самолетов CSeries от Bombardier, и станет понятно, что руководство Airbus стоит перед сложным выбором.

Но с другой стороны обновленное семейство A320 NEO - это больше, чем просто ремоторизированные самолеты A320. Airbus планирует внести множество усовершенствований в конструкцию авиалайнера, тем самым пытаясь удовлетворить пожелания своих клиентов, которым нужны экономичные и дешевые в эксплуатации самолеты. Но в компании рассчитывают не переусердствовать, и не усложнять работы. "Я не хочу снова оказаться впутанным в сценарий разработки самолетов A350: первоначально это была лишь ремоторизованная версия авиалайнером семейства A330, - говорит Т.Уильямс. - Airbus должна быть дисциплинированной. Нужно ставить перед собой четкие цели и задачи".

По оценке Т.Уильямса, разработка совершенного нового авиалайнера потребовала бы огромных затрат - около $10 млрд, что в четыре раза превышает затраты на выпуск модернизированных самолетов семейства A320 NEO.

Airbus провела исследования, чтобы оценить необходимые изменения в конструкции авиалайнеров семейства A320, вызванные установкой новых двигателей. Руководство Airbus хочет свести эти изменения к минимуму. По словам Т.Уильямса, новые двигатели будут тяжелее на 270 - 320 кг по сравнению с нынешними моторами CFM56 и IAE V2500. Высокая тяга новых двигателей и более крупные размеры воздухозаборников могут вызвать определенные проблемы с аэродинамикой, например, прогибы крыла, завихрения и т.д. Таким образом, инженерам придется укрепить внешнюю часть крыла, правда, Т.Уильямс надеется на то, что особых изменений в конструкцию крыла вносить не придется.

Компания Airbus намерена выпускать самолеты с новыми двигателями параллельно с авилайнерами, на которых будут установлены прежние моторы. Но несмотря на это, Airbus хочет сосредоточить производство вокруг нового укрепленного крыла, поскольку такой вариант будет более эффективным.

Увеличивать размеры хвостового оперения Airbus не намерена несмотря на то, что новые двигатели будут обладать более высокой тягой. Незначительные изменения, по словам Т.Уильямса, будут внесены в конструкцию шасси. Что касается весовых параметров самолетов A320 NEO, то Airbus не планирует применять новые материалы для снижения общей массы. Хотя у европейского авиаконцерна есть возможность использовать новые алюминиевые сплавы, которые применяются при производстве A380.

По словам Т.Уильямса с технической точки зрения двигатели GTF являются более приемлемым вариантом по сравнению с моторами конкурентов, однако, коммерческие перспективы у компании Pratt&Whitney не столь высоки, поскольку эта фирма занимает слабую позицию на рынке турбовентиляторных двигателей. "До сих пор они получают доступ к этому рынку через IAE. Нам бы хотелось, чтобы они продолжали поддерживать отношения с IAE, но в настоящий момент они не могут договориться о способе сотрудничества", - отмечает Т.Уильямс. Тем не менее, компания Airbus готова заключить одностороннее соглашение с P&W, если им не удастся договорить со своими партнерами по IAE.

В то же время Т.Уильямс отметил, что у компании Rolls-Royce нет шансов стать поставщиком двигателей для семейства A320 NEO. "Думаю, у них нет подходящего решения для грядущей ремоторизации. У нас было множество переговоров, но ни одна из их идей не подходит для этого проекта ни с технической, ни с коммерческой точек зрения", - добавил Т.Уильямс.

Таким образом, Airbus имеет на столе два предложения: GTF от Pratt&Whitney и Leap-X от CFM. Окончательного решения ни в пользу одного, ни в пользу другого пока нет. Скорее всего, компания хочет оценить все плюсы и минусы двух проектов, прежде чем подписывать контракт.

Что же касается компании Boeing, то как уже отмечалось выше, с той стороны также не пришли к единому выводу. Возможно, "большая двойка" перешла к выжидательной тактике, уповая на то, что кто-то да сделает первый шаг. Если одна из этих компаний примет решение о ремоторизации, то вторая, скорее всего, последует ее примеру. Если же Boeing возьмется за разработку нового самолета, то Airbus придется заново пересмотреть свои планы на будущее.

Такое промедление в то же время играет на руку канадской Bombardier. Пока "большая двойка" ждет, Bombardier продолжает работать над семейством CSeries. Правда, в Airbus не опасаются такой конкуренции. Как сказал Т.Уильямс, самолеты A320 NEO будут обладать большей вместимостью, более высокой дальностью полета, а уровень эксплуатационных затрат будет абсолютно таким же. Немаловажную роль может сыграть и доверие клиентуры, которая пока больше склоняется к проверенной продукции Airbus и Boeing, нежели к совершенно новым авиалайнерам Bombardier.

Тем не менее, "большой двойке" нужно поторопиться с принятием решения. Самолеты CSeries должны поступить в эксплуатацию уже в 2013-м году, и у Bombardier есть все шансы отвоевать определенную долю на рынке узкофюзеляжных самолетов. А потеря клиентов может обернуться ненужными проблемами для Airbus и Boeing....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка