О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Региональные маршруты - основная корневая система развития гражданской авиации

Авиакомпания "Якутия" успешно занимается развитием региональных перевозок. О том, как развивается это направление бизнеса и о дальнейших планах рассказал первый заместитель генерального директора компании П.Удод

Авиакомпания "Якутия" успешно занимается развитием региональных перевозок. В республике Саха (Якутия) существует целевая программа "Развитие транспорта на 2010-2015 гг.", благодаря которой авиакомпания наращивает объемы пассажиропотока, а государство осуществляет социально значимые перевозки. О том, как развивается это направление бизнеса авиакомпании, с какими сложностями сталкивается перевозчик и о дальнейших планах развития корреспонденту "АвиаПорта" рассказал первый заместитель генерального директора компании Павел Удод.

- Сколько сейчас региональных маршрутов существует у авиакомпании по количеству, и по каким направлениям?


- Основной рынок региональных перевозок авиакомпании "Якутия" - это Дальневосточный Федеральный Округ и часть Сибири. Авиакомпания выполняет полеты по 23 местным воздушным линиям внутри Республики Саха (Якутия) и по 14 региональным направлениям, связывающим, например, города Якутск с Хабаровском, Благовещенском, Магаданом, Анадырем, Петропавловском-Камчатским, Владивостоком и другими.

- Сколько было перевезено пассажиров по региональным маршрутам по итогам 2009 года?

- Пассажиропоток по итогам 2009 года на региональных маршрутах увеличился на 7% и составил 190 тысяч пассажиров. Доля региональных перевозок в общем объеме пассажиропотока составляет около 25%. Сегмент региональных маршрутов постоянно развивается, это связано со многими внешними факторами, с факторами дотирования маршрутов из регионального и федерального бюджетов. В этом году в перечень субсидированных маршрутов для жителей Дальнего востока впервые были включены маршруты внутри самого ДФО, а в следующем году сеть этих маршрутов будет еще расширена. Например, мы отправляли заявку на дотирование в 2010 году таких маршрутов, как Черский - Якутск, Депутатск - Якутск и далее в Москву, Санкт-Петербург, Сочи - на сквозные маршруты из северных точек Республики Саха (Якутия). Поскольку бюджет нынешнего года был лимитирован, эти маршруты не попали в программу. В процессе обсуждения программы на 2011 год мы получили положительное заключение о том, что сквозные маршруты будут включены в перечень дотационных маршрутов на следующий год. Это региональные маршруты, которые будут включаться в сеть дотируемых магистральных перевозок.

На мой взгляд, региональные маршруты - основная корневая система развития гражданской авиации. Региональные перевозки не только питают магистральные маршруты, но и подпитывают саму отрасль, поскольку здесь заложен успех развития национальной экономики. В России маршрутная сеть имеет искаженный характер, но для того и существуют региональные авиакомпании, чтобы коренным образом изменить ситуацию.

- Какие планы по перевозке пассажиров на региональных направлениях на 2010 год?

- Общий рост перевозок авиакомпании "Якутия" в 1 полугодии составил 37%. На региональных маршрутах продолжается стабильный рост на уровне 7-8%. Думаю, он так и сохранится. Формируя планы на следующий год, мы закладываем такие же уровни роста, и даже могу сказать больше, что именно такой рост на уровне 7-8% у нас заложен в программу обновления регионального флота. Такой темп у нас должен сохраняться в ближайшие 5 лет.

- С какими сложностями вы сталкиваетесь при развитии региональных перевозок?

- Основная сложность - ограниченный выбор региональных самолетов и их штучное производство. Выбор ограничен именно тем, что в линейке региональных машин представлен всего один тип самолетов российского производства Ан-140, тогда как ВС западного производства много. Но практически ни один тип региональных зарубежных самолетов не подходит для эксплуатации в районах Якутии, в связи с географическими характеристиками региона и низкой температурой в зимний период. Это требует дополнительной сертификации самолетов и очередных затрат, на что, как правило, неохотно откликаются западные производители. Кроме того, наши аэропорты не всегда подготовлены под многие западные самолеты. Совокупность этих причин не дает нам возможности рассматривать западные машины для обновления нашего флота.

Сегодня много сетуют на неэффективность действий со стороны государства, на отсутствие каких-либо условий, я не всегда с этим согласен, потому что все зависит, прежде всего, от собственных действий. Условий создано достаточно, в том числе на уровне государства: дотации, механизмы субсидирования лизинга самолетов, создание федеральных казенных предприятий в сфере аэропортов и т.д. Как видно, инструменты есть, поэтому главная задача - это суметь убедить государство и производителей, что эти механизмы должны применяться к тем или иным эффективным авиакомпаниям.

- Каким образом Правительство Республики Саха (Якутия), кроме предоставления субсидий и помощи в покупке воздушных судов, помогает вашей авиакомпании в развитии региональных перевозок? В каком объеме предоставляются субсидии?

- Я остановлюсь на самолете Ан-140. Ежегодная сумма субсидирования лизинговых платежей по каждому самолету Ан-140 составляет около 10 млн рублей в год. Кроме того, Правительство Республики закладывает в бюджете на один год гарантии по лизингу самолетов Ан-140, а это не менее 100 млн рублей ежегодно. Если существует госгарантия для банковских и лизинговых структур, тогда значительно снижаются лизинговые ставки, так как повышаются гарантии платежей и снижаются финансовые риски.

Если говорить о дотировании внутрирайонных перевозок, в этом году эта сумма составила 105 млн рублей, на следующий год она планируется в 130 млн рублей. Если суммировать объемы финансирования, цифры достигают 300-400 млн рублей ежегодно, не учитывая инвестиции в инфраструктурные проекты.

- На конференции "Развитие региональной авиации с использованием финансовой аренды авиационной техники", прошедшей в июне, было озвучено о поставках трех самолетов Ан-140-100. Расскажите, что за "конкретные шаги" определены?

- Конкретный шаг - это подписание твердого контракта. Твердого контракта на самолеты Ан-140 у нас пока нет. У нас существует контракт на пятый самолет Ан-140, который должен поступить в авиакомпанию в конце сентября - начале октября текущего года. Сейчас наша потребность в самолетах данного типа не менее 12 машин к существующим самолетам. Мы не знаем точных дат, когда мы их сможем получить. Поэтому на конференции был подписан протокол, который предусматривает усилия украинской и российской сторон по оптимизации цены самолета и определению сроков производства. Также эта работа проводится на уровне правительств двух стран. У нас подписано соглашение на поставку еще шесть самолетов Ан-140. Данное соглашение подписано с "Авиакором" и "ВЭБ-лизингом". Все финансовые параметры определены, а сроков пока нет. Мы были бы рады, если в следующем году получили три самолета Ан-140. Если мы их не увидим от российского завода "Авиакор", тогда мы будем рассматривать предложения со стороны Украины. Возможно, будем брать 2-3-летние машины. Мы рассматриваем все возможные варианты.

- Ранее заявлялось, что будет пересматриваться программа обновления парка ВС авиакомпании, в связи с её досрочным выполнением. Какие шаги будут предприниматься?

- Программу обновления флота на период 2007-2011 гг. мы практически выполнили, а по некоторым типам ВС даже перевыполнили, в основном, это касается самолетов Boeing 757. В настоящее время мы разрабатываем новую программу на 2011-2015 гг., параметры которой уже сформированы. Её утверждение мы рассчитываем провести до сентября этого года. В программу будут включены самолеты Boeing 737 NG: Boeing 737-700 и Boeing 737-800. Мы делаем ставку на семейство Boeing, потому что у нас есть успешный опыт эксплуатации данных машин, и они наиболее адаптированы к нашим низкотемпературным условиям. Также, в рамках новой программы, в 2011-2012 годах мы планируем частичную замену Boeing 757-200 на новые самолеты Boeing 767-300.

Что касается региональных самолетов, то это Ан-140 и Sukhoi Superjet. На Sukhoi Superjet у нас подписан твердый контракт, в следующем году мы должны получить 2 машины.

- Есть ли у вас планы по развитию грузового флота?

- У нас подписан контракт на один грузовой самолет Boeing 757-200F. Представители нашей компании уже летали на инспекцию самолета. Срок поставки самолета намечен на осень этого года. Мы планируем довести парк грузовых самолетов данного типа до 2 машин.

- Почему появился интерес к грузовому бизнесу?

- У нас в прошлом году произошел резкий рост грузовых перевозок в отсеках пассажирских самолетов. Начав эксплуатацию Boeing 757, мы отметили, что грузовые емкости используются почти на 100%. Спрос выше, чем предложение. Нам уже не хватает объемов грузовых емкостей наших самолетов, поэтому мы принимаем соответственные решения. Крупные грузовые агенты нашей страны в этом крайне заинтересованы, это было и их предложение.

- Какими будут ваши действия на решение правительственной комиссии об установлении нулевой ставки ввозной пошлины на самолеты массой 90-120 т. и решение таможенного союза?

- Мы будем учитывать данные решения при обновлении флота. Эти условия позволяют эффективно эксплуатировать зарубежную технику, при этом можно построить экономически оправданную модель финансового лизинга новых самолетов.

- На какой стадии сейчас вопрос слияние авиакомпании "Якутия" и "Мирнинского авиапредприятия"?

- Сейчас создана рабочая группа, которая детально оценивает ситуацию. "Мирнинское авиапредприятие", кроме авиаперевозок, занимается еще аэропортовой деятельностью. Поэтому модель активизации такой структуры и создание единой компании требует четкого обоснования и понимания не только оптимизации авиаперевозок, но и эффективной эксплуатации аэропортового комплекса. Я думаю, процесс подготовки займет еще не менее 1 года. Кроме того, есть предложение ввести аэропорты "Мирнинского авиапредприятия" в зарекомендовавшую себя структуру ФКП "Аэропорты Севера". Сейчас идет рабочее обсуждение всех деталей. Главная цель - повысить эффективность работы авиатранспортного комплекса в нашем регионе.

- Что даст такое объединение вашей авиакомпании?

- Данное объединение будет плюсом для всех. Причем, положительно это скажется, прежде всего, на пассажирах. На мой взгляд, станет эффективнее маршрутная сеть, которая в некоторых моментах прекратит дублировать себя, будет действовать более интенсивная программа обновления парка воздушных судов, повысится конкурентоспособность....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка