АвиаПорт.Ru
3 декабря 2010, 14:07
Создание семейства авиадвигателей - требование рынка - А.Иноземцев
Создание семейства авиадвигателей является требованием рынка, заявил на III Международной научно-технической конференции "Авиадвигатели XXI века", генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" А.Иноземцев
"Риски и огромные материальные и финансовые затраты, которые несет за собой разработка нового двигателя, заставляет всех разработчиков находить такие решения, которые минимально зависят от ситуации на рынке. Поэтому давно никто и никогда не создает двигатели только для одного конкретного типа самолета", - сказал он.
По словам А.Иноземцева, бизнес-идея создания перспективного российского авиадвигателя состоит в том, чтобы создать семейство двигателей: самолетных, вертолетных, газотурбинных установок (ГТУ) на базе одного унифицированного газогенератора. "Такой же подход мы видим практически у всех разработчиков авиадвигателей в мире. С наибольшим успехом идея была осуществлена в двигателе CFM56. Имея неизменный газогенератор, было создано семейство авиадвигателей тягой от 7 до 15 т и продано уже более 22 тысяч штук", - напомнил генконструктор.
"Мы исследовали и проанализировали тенденции того, как будет развиваться рынок, какие будут требования к продукту, который мы создаем. Мы поставили задачу завоевания примерно 10% рынка авиационных и наземных двигателей", - заявил А.Иноземцев.
По его мнению, необходимо было так искусно спрогнозировать рынок, и под этот рынок так оптимально выбрать параметры газогенератора, его размерность, степень сжатия, КПД узлов, чтобы создание семейства было реализуемо в приемлемых ценах и сроках. При этом за последние годы на рынке произошли большие потрясения, связанные с ростом цен на авиакеросин. В результате требования авиакомпаний к топливной эффективности очень серьезно возросли. Кроме того, разработчик детально рассмотрел технические риски, которые предстоят, если остановиться на схеме газогенератора "6+1". Это привело к тому, что "Авиадвигатель" совместно с ЦИАМ отказались от практически спроектированного газогенератора.
"Авиадвигатель" совместно с ЦИАМ несколько лет занимались определением оптимальных характеристик газогенератора для ПД-14, но два года назад было принято вынужденное решение отказаться от практически спроектированного газогенератора. А.Иноземцев уточнил, что первоначальный вариант газогенератора был не просто спроектирован, а были испытаны первая, средняя и замыкающая ступени компрессора, полноразмерная камера сгорания, полноразмерная турбина высокого давления.
Сейчас разработчик остановился на газогенераторе, выполненном по схеме "8+2". В восьмиступенчатом компрессоре высокого давления достигается степень сжатия 17. Камера сгорания включает в себя самые современные малоэмиссионными технологии. "Практически новый газогенератор был спроектирован и изготовлен его демонстратор в рекордные сроки", - отметил генеральный конструктор.
Принципиально важно, по мнению А.Иноземцева, что все ключевые технологии производства авиадвигателя ПД-14 будут отечественной разработки. Необходимость проведения разработки технологий производства ПД-14 в России с подключением всех отраслевых НИИ и научных центров обусловлена тем, что современные и перспективные западные технологии на рынке не продаются, они запрещены либо по коммерческим соображением, либо по политическим мотивам. "Поэтому Россия, имея доступ практически к любому производственному оборудованию, вынуждена технологии создавать самостоятельно. Кстати, такая же ситуация и с материалами для перспективного авиадвигателя", - пояснил А.Иноземцев.
По его мнению, если взять на рынке сегодняшние продаваемые материалы, то отечественный двигатель получается не конкурентоспособным, а все материалы, которые поставили бы нас в один ряд с западными фирмами-разработчиками авиадвигателей, запрещены к продаже на рынке. Поэтому необходимые материалы и покрытия Россия также вынуждена разрабатывать самостоятельно.
По данным генерального конструктора, центром компетенции по технологиям нанесения покрытий, включая керамические, определен "Пермский моторный завод", и для него закуплена специальная технологическая линия стоимость порядка 10 млн евро. Эта линия будет способна наносить самые современнейшие покрытия на 200 тыс. лопаток в год. Эту технологию отрабатывает ВИАМ.
"В настоящее время проводится исключительно серьезная реконструкция производства на предприятиях, участников программы создания и производства ПД-14, для чего закупается самое современное технологическое и испытательное оборудование", - сказал А.Иноземцев.
Касаясь вопросов кооперации в создании ПД-14, А.Иноземцев сказал, что в целом кооперация сформирована. "Модуль низкого давления полностью, кроме рабочих лопаток вентилятора, закреплен сегодня за ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн". Рабочие лопатки вентилятора являются центром компетенции ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО), турбина низкого давления - центр компетенции УМПО и КБ "Мотор", - уточнил А.Иноземцев.
Он подчеркнул, что газогенератор для всех типов двигателей всего семейства предполагается производить в Перми.
"Авиадвигатель", как головной разработчик ПД-14, планирует в полной мере использовать испытательную базу, имеющуюся на предприятиях, входящих в состав ОДК, отметил А.Иноземцев. По его словам, в частности, для испытаний планируется использовать созданную базу в Рыбинске (НПО "Сатурн"). "Мы не планируем повторять все специальные стенды и установки, и планируем провести испытания в Полуево на том стенде, который создан для испытаний SaM-146. Это гигантский объем работ", - сказал генеральный конструктор ОАО Авиадвигатель.
Он отметил, что "одновременно с этим реконструируется стенд, у которого будут самые современные параметры на нашей площадке". По его словам, в текущем году построен испытательный стенд. "Ранее этот испытательный бокс был заброшен, а сегодня это суперсовременный испытательный стенд. Количество измеряемых параметров - 2000, а на испытываемом газогенераторе установлено 1200 датчиков. В этом году мы этот стенд дооборудуем. В соседнем боксе установлена система наддува и подогрева воздуха для имитации работы внутри двигателя. На нем будет вестись полноразмерная даже ресурсная доводка", - сказал А.Иноземцев.
По его данным, для испытания нового газогенератора используется самая современная технология испытаний. Двигатель собирается на подмоторной раме, все 1200 датчиков устанавливаются в цехе сборки, монтируются, подводятся к специальным адаптерам, от которых по быстроразъемным соединениям сигнал в цифровом виде уходит в компьютерный центр. "Под этот стенд мы нарастили свой кластер с 8,6 терафлокс, то есть он способен переваривать гигабайты информации, которые пойдут в ходе испытаний", - отметил специалист.
Еще одна установка построена для отработки малоэмиссионных технологий. Установка - мощнейший компрессорный центр и система подогрева воздуха. Этот стенд имеет параметры: давление в испытуемом объекте 25 атм, расход воздуха 4 кг/с, что позволит испытывать отсеки камеры сгорания. Температура за счет подогревателей воздуха 550 град С, эти параметры очень близки к реальным параметрам. "Таких стендов в мире совсем немного. Стоимость его составила 5 млн евро и мощность около 5 МВт ", - сказал генконструктор ПД-14.
Он дополнил, что одной из проблем является сертификация материалов по западным нормам, а для этого необходим гигантский объем испытаний материалов. "Для этого закупается 10 испытательных машин, 6 мы уже ввели в эксплуатацию, две машины мы получаем в декабре и в 2011 году получаем еще две машины", - сказал А.Иноземцев.
Реализуя требование разработчика самолета, чтобы мотогондола была с применением композиционных материалов, к программе ПД-14 привлекаются пермские предприятия по производству твердотопливных ракет, где технологии намотки композитов давно отработаны. "Разработчик ПД-14 совместно с ВИАМ и западной фирмой создает там совместное предприятие для производства конкурентных современных мотогондол двигателя ПД-14", - сказал генконструктор....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
