О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Перспективы российско-индийского сотрудничества в авиации

Участие российской делегации в выставке Aero India включало пресс-конференцию, в которой приняли участие А.Фомин, М.Погосян и О.Демченко. Ниже приводится изложение основных вопросов, затронутых на пресс-конференции

Участие российской делегации в выставке Aero India по традиции включало совместную пресс-конференцию, в которой приняли участие первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации Александр Фомин; первый вице-президент по координации программ ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", генеральный директор ОАО "Компания "Сухой", генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "РСК "МиГ" Михаил Погосян и старший вице-президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" по коммерческой авиации, президент ОАО "Корпорация "Иркут", генеральный директор ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко. В ходе выступлений и ответов на вопросы журналистов были затронуты как различные аспекты сотрудничества с Индией по проектам в области боевой и гражданской авиации, так и ход реализации программ "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК). Ниже приводится изложение основных вопросов, затронутых на пресс-конференции.

Военно-технической сотрудничество России и Индии

История военно-технического сотрудничества наших стран насчитывает уже около 50 лет. Отношения России и Индии можно квалифицировать как стратегическое партнерство: на протяжении этих лет осуществлялись не только масштабные поставки самых современных видов вооружений и военной техники, но и передавались соответствующие технологии и лицензии на производство. По словам А.Фомина, "в настоящее время наше сотрудничество развивается, особенно в аэрокосмической области, причем развивается очень интенсивно... В настоящее время из отношений продавца и покупателя наши отношения превратились в абсолютно равные. Именно на такой основе мы сотрудничаем в области высоких технологий".

Среди конкретных направлений сотрудничества он назвал совместные проекты создания истребителя пятого поколения и многоцелевого транспортного самолета, лицензионной сборки самолетов Су-30МКИ. ВВС Индии эксплуатируют большой парк советской и российской авиационной техники, и в настоящее время реализуются проекты по ее модернизации.

Су-30МКИ

По мнению М.Погосяна, самым успешным проектом российско-индийского сотрудничества на сегодня является программа Су-30МКИ. В ее реализации задействованы корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL), корпорация "Иркут" и "Сухой", который является разработчиком этого самолета. Как отметил руководитель "Сухого", сегодня более ста самолетов данного типа находятся на эксплуатации в Военно-воздушных силах Индии. Программа лицензионного производства предусматривает дальнейшее увеличение количества самолетов, которые будут поставлены в индийские ВВС. "Мы оцениваем индийский рынок этих самолетов в размере более двухсот единиц", - подчеркнул М.Погосян.

Говоря о развитии программы, он отметил, что планируется последовательная модернизация Су-30МКИ. "В первую очередь мы будем модернизировать комплекс авионики, радиолокатор, наращивать возможности по поражению воздушных, наземных и надводных целей. Самая крупная модернизация с точки зрения применения новых видов оружия - это интеграция ракеты BrahMos в комплекс Су-30МКИ", - сказал М.Погосян. - "Совместно с министерством обороны Индии, с компанией Brahmos Aerospace, HAL, НПО "Машиностроения" и ФГУП "Рособоронэкспорт", "Сухой" и "Иркут" обсуждают вопросы модернизации Су-30МКИ под применение ракеты в Brahmos в авиационном исполнении".

FGFA

Еще более масштабным должен стать проект создания российско-индийского истребителя пятого поколения. Как известно, в декабре 2010 года был подписан контракт на совместную разработку эскизного проекта по боевому авиационному комплексу пятого поколения. "Это не только программа создания нового комплекса - это программа тесной кооперации в области разработки современных авиационных комплексов между Россией и Индией", - охарактеризовал это событие руководитель "Сухого".

По его мнению, "в отличие от конкурентов, которые предлагают Индии конкретные продукты, созданные в странах-производителях, и рассматривают возможность трансфера технологий, мы уже в течение десятков лет совместно работаем с индийской промышленностью над реализацией перспективных программ, как по модернизации самолетов предыдущих поколений, так и над созданием перспективных комплексов о области боевой и транспортной авиации. Поэтому альтернатива приобретения техники и возможные перспективы по сотрудничеству в этой области, с одной стороны. С другой - реальная кооперация и использование тех лучших технологий, которые есть у России и у Индии, для создания совместных перспективных продуктов". М.Погосян напомнил, что существует позитивный опыт реализации таких программ как МиГ-27, который производился в Индии по лицензии в течение многих лет, или Су-30МКИ, где индийская сторона получила целый ряд технологий, в том числе по интеграции комплекса, что позволило ей участвовать со своим оборудованием в создании комплекса этого самолета.

"Конечно, программа создания боевого авиационного комплекса - совершенно другой уровень взаимодействия, но процедуры передачи технологий описаны в контракте. Считаю, что мы имеем хорошую базу для того чтобы аккуратно выполнить этот контракт и обеспечить передачу технологий по основным направлениям, которые будут реализовываться в рамках контракта", - подчеркнул он.

Говоря об основных вехах реализации программы, М.Погосян отметил, что основной объем работ по первому этапу будет выполнен уже в 2011 году, а завершатся они в первом полугодии 2012 года. В 2012 году результаты совместной работы будут предъявлены заказчику - Военно-воздушным силам Индии. Отвечая на вопрос о стоимости проекта, он отметил, что "инвестиции в программу пятого поколения являются предметом уточнения между сторонами".

Также директор компании "Сухой" рассказал о текущем статусе работ по программе истребителя пятого поколения для отечественных ВВС. По его словам, в целом программа развивается в соответствии с планами. Первый самолет выполнил около 40 испытательных полетов, проведен большой объем отработок комплекса бортового радиоэлектронного оборудования на 30 стендах, выполнен большой объем статических испытаний. Второй самолет также подготовлен к началу летных испытаний и в ближайшее время приступит к полетам. Всего же в 2011 году будет летать три опытных машины. "Безусловно, вопросы есть, но все эти вопросы носят рабочий характер. Ни один самолет не создавался без каких-то вопросов, которые возникают в процессе выполнения таких сложных программ, как создание авиационного комплекса", - резюмировал он.

МиГ-35

Безусловно, журналистов интересовала причина отсутствия на выставке самолета МиГ-35, принимающего участие в тендере на закупку 126 многоцелевых истребителей Medium Multirole Combat Aircraft (MMRCA). М.Погосян отметил, что "говоря о возможности демонстрации самолета МиГ-35, сама процедура тендера предусматривала, что мы будем демонстрировать возможности этого самолета не в рамках авиационной выставки в Бангалоре, а в рамках тех испытаний, которые проводились индийскими и российскими летчиками в Индии и в России. Мы демонстрировали возможности базирования самолета в условиях высокогорья. Мы демонстрировали поражение воздушных и наземных целей. Конечно, никакая выставка не позволят столь глубоко демонстрировать заказчику возможности боевого самолета. Считаю, что мы выполнили программу демонстрации МиГ-35 в рамках тендера в полном объеме. До этого мы дважды показывали самолет на выставке в Бангалоре. Хотим дать заказчику спокойно принять решение на базе тех материалов, которые он получил, в сравнении с другими предложениями, которые он получил наряду с нашим предложением".

МиГ-29К

Также М.Погосян упомянул программу МиГ-29К. По его словам, в целом самолеты этого типа успешно эксплуатируются Военно-морскими силами Индии. Средний налет составил более двухсот часов на самолет. В феврале 2010 года подписан опцион к контракту на поставку ВМС Индии еще 29 самолетов.

Он дополнил, что Военно-морской флот России тоже ведет с переговоры с РСК "МиГ" по поставке самолетов МиГ-29К в собственные авиационные части.

МиГ-29 Upgrade

На вооружении ВВС Индии находятся истребители МиГ-29, для модернизации которых предложена программа МиГ-29 Upgrade. Как подчеркнул М.Погосян, "программа модернизации истребителей МиГ-29, которые находятся на вооружении Военно-воздушных сил Индии, является второй важнейшей программой, которую ведет РСК "МиГ" в этой стране. Она будет развиваться в направлении модернизации комплексов на площадках заказчика в Индии".

Он напомнил, что 4 февраля был выполнен первый полет на первом самолете, прошедшем ремонт и модернизацию на мощностях РСК "МиГ". "Основной объем испытаний мы выполним в этом году, хотя и не завершим их полностью", - отметил генконструктор "МиГа". В целом программа предусматривает проведение ОКР и модернизацию примерно 60 самолетов и займет несколько лет. Первый модернизированный самолет будет передан заказчику в 2011 году.

В рамках модернизации МиГ-29 в первую очередь будет обновлен комплекс бортового оборудования. На МиГ-29 Upgrade будет стоять новый локатор, который позволяет использовать самые современные средства авиационного поражения как воздушных, так и наземных целей. Кроме того, информационно-управляющее поле кабины будет современным, соответствующим модернизированным самолетам четвертого поколения.

Послепродажное обслуживание

Как подчеркнул М.Погосян, "при том большом количестве самолетов семейств "МиГ" и "Су", что эксплуатируются в Индии, одной из ключевых задач является совершенствование системы послепродажного обслуживания". Предприятия ОАК совместно с индийскими коллегами работают над созданием системы, которая отвечает сегодняшним требованиям.

MTA

Одной из важнейших перспективных совместных программ в области транспортной авиации является программа многоцелевого транспортного самолета Multirole Transport Aircraft (MTA). Объединенная авиастроительная корпорация и Hindustan Aeronautics Limited (HAL) приступи к совместной реализации этой программы. Первого декабря 2010 года в Бангалоре зарегистрировано совместное предприятие, в котором принимают участие компании Индии и России. В повестке дня ближайшего заседания совета директоров СП - уточнение планов работы по этой программе и реализация конкретных задач, которые будет стоять в 2011 году для успешного продвижения проекта.

Отвечая на вопрос о возможности использования в работе по проекту MTA задела, накопленного при создании Ан-148, М.Погосян напомнил, что сторонами была создана совместная рабочая группа, и учреждено совместное предприятие по программе многоцелевого транспортного самолета. "В рамках предварительных исследований будут проработаны различные варианты. Но, безусловно, эти варианты должны отвечать требованиям, которые поставлены российской и индийской сторонами к этому самолету", - подчеркнул он, дополнив, что требования к Ан-148 несколько отличаются от требований к проекту MTA. "В любом случае, у рабочей группы будет возможность проанализировать и такое предложение", - подытожил он.

Ил-476

М.Погосян в своем выступлении затронул тему участия в тендере на поставку самолетов-заправщиков: "мы всегда оцениваем шансы в тендерах как хорошие, и не участвуем в тех тендерах, где оцениваем свои шансы невысоко. Считаем, что опыт эксплуатации самолетов-заправщиков типа Ил-78 в ВВС России и ВВС Индии, освоение производства Ил-476 в Ульяновске создает хорошие перспективы для участия в индийском тендере. Конечно, лучшая оценка наших перспектив будет звучать из уст заказчика".

Он дополнил, что в области военно-транспортной авиации наше сотрудничество выходит на новый уровень. По самолетам семейства Ил-76: сегодня в составе ВВС Индии находятся и транспортный вариант Ил-76, и самолет-заправщик Ил-78, и авиационный комплекс радиолокационного обзора и наблюдения на базе платформы Ил-76. Сегодня в Ульяновске "Ильюшин" и "Авиастар" готовят и разворачивают производство самолета Ил-476. "Это даст нам возможность долгосрочную перспективу развития этого комплекса", - сказал он.

Гражданские проекты

На выставке в Бангалоре был представлен ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet-100, подтверждая намерения российской стороны выйти на рынок гражданской авиатехники Индии. Как отметил М.Погосян, "то многолетнее сотрудничество, тот прочный фундамент, который создан в рамках совместной работы с нашими индийскими коллегами по боевой и транспортной авиации, дает нам хорошие перспективы для расширения нашего сотрудничество в области гражданской авиации... Глобальный характер рынка гражданской авиационной техники создает хорошие предпосылки для интеграции и в этой перспективной сфере нашего взаимодействия".

Касаясь рыночных перспектив самолета SSJ100, руководитель "Сухого" отметил, что ОАК рассматривает рынки Юго-Восточной Азии как одно из самых перспективных направлений для продвижения на мировой рынок. "Думаю, что в ближайшее время выйдем на достижения конкретных договоренностей и с индийскими авиакомпаниями, а также с целым рядом авиакомпаний других стран региона", - подчеркнул он. Также М.Погосян упомянул и российско-украинскую программу: "мы видим перспективы совместной работы и продвижения на рынок Юго-Восточной Азии и другого продукта, который ОАК разрабатывает и создает совместно с украинскими коллегами, - самолета Ан-148".

НИОКР

В ходе сессии вопросов-ответов была затронута актуальная тема проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые, по мнению президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в "Объединенной авиастроительной корпорации" велись не на должном уровне. Михаил Погосян, кандидатура которого в ближайшее время будет утверждена на пост председателя правления ОАО "ОАК", выступил с комментарием по этой теме: "Безусловно, мы активизируем работу в направлении, о котором говорилось руководством страны - в направлении развития инноваций. Хотя я считаю, что в целом стратегия, которая принята "Объединенной авиастроительной корпорацией", которой предусмотрено продвижение на рынок новых высокотехнологичных продуктов, таких как Sukhoi Superjet 100, МС-21, боевой авиационный комплекс пятого поколения, создает серьезную концентрацию ресурсов корпорации на перспективных, прорывных направлениях. Думаю, что те планы, которые мы реализуем по боевому авиационному комплексу пятого поколения, предусматривают конкуренцию с лучшими образцами, которые сегодня создаются иными производителями, в том числе нашими американскими коллегами, и в Китае. Не думаю, что мы кардинально изменим свои планы, которые ставим перед собой в рамках развития программы истребителя пятого поколения. Считаю, что в том виде, каком она сегодня реализуется, данная программа обеспечит нам конкурентные преимущества на рынке, также как мы имеем конкурентные преимущества в области самолетов четвертого поколения".

МС-21

Вкратце работы по перспективному семейству лайнеров МС-21 осветил М.Погосян, который подчеркнул, что перед Объединенной авиастроительной корпорацией стоит задача "создать конкурентоспособный продукт в одном из самых массовых сегментов гражданской авиационной техники. Планируем добиться этой цели за счет внедрения новых технологий в области применения композиционных материалов, комплекса бортового оборудования открытой архитектуры, а также целого ряда других технических решений".

Более подробно о ходе работ по этому направлению рассказал президент корпорации "Иркут" О.Демченко. Он подчеркнул, что работы по МС-21 ведутся по графику: "по состоянию на сегодняшний день мы идем в графике, а в 2014 г. должны поднять первый самолет, в 2016 г. должны получить сертификат по европейским нормам и начать поставки". Президент "Иркута" напомнил, что в ноябре 2010 г. была успешно проведена макетная комиссия, в работе которой принимали участие специалисты Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. Также в ноябре на испытательном стенде в Перми запущен демонстратор газогенератора перспективного двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на МС-21. Компания "Аэрокомпозит" создала первые образцы деталей в рамках проекта "черного крыла" и передала их на испытания. "Все это говорит о том, что самолет перешел из виртуальной реальности в нормальную работу", - подчеркнул О.Демченко. По его словам, в апреле-мае проект должен пройти 4-й гейт, в ходе которого замораживается конструкции самолета и фиксируется выбор поставщиков. Затем разработчик приступит к выпуску рабочей документации.

Говоря о контактах на данный продукт, он отметил, что на сегодня в стадии контрактации 150 самолетов, на первые пятьдесят самолетов получен твердый контракт. "В феврале мы получаем аванс на эти самолеты по контракту с финансовой группой из Малайзии", - дополнил О.Демченко. - Мы рассчитываем, что подписанное соглашение на 50 самолетов с ГК "Ростехнологии", конечный пользователь "Аэрофлот", мы подпишем в марте. Мы вступили в технические переговоры, которые, думаю, в течение февраля-марта закончим. Все возможности подписать контракт в марте есть".

Один из вопросов журналистов был посвящен конкурентоспособности МС-21 в свете грядущего выхода на рынок самолета A320NEO. Глава "Иркута" сказал, что "мы сделали анализ, расчеты, оценили рынок, посмотрели технические возможности самолета. Если брать базовый самолет А320 который сегодня эксплуатируется в авиакомпаниях мира, и самолет МС-21, то у последнего выигрыш порядка 15%. Если брать ремоторизированный самолет, то мы не ошиблись, когда поставили двигатель Pratt & Whitney на свой самолет. Затем выбор этого же двигателя сделал и Airbus, что говорит о том, что мы правильно сделали выбор своего партнера в плане западного мотора на МС-21... Расчеты у нас сделаны, и мы понимаем, что при любом варианте мы по экономике выигрываем". Аналогично, МС-21 будет превосходить по показателям и китайский C919: "китайцы представили свои характеристики, они, примерно, как и у ремоторизированного А320, на примерно одинаковом уровне", - полагает О.Демченко.

Завершая выступление по теме МС-21, старший вице-президент "ОАК" отметил, что возможно сотрудничество с Индией по этому самолету: "мы много работали с китайской стороной, с Airbus. Уже примерно полгода ведем переговоры с индийской стороной о сотрудничестве с HAL по самолету МС-21. Занимаемся этим вопросом"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка