О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ульяновская область интересуется легкой авиацией

Главный конструктор ООО "АвиаПром-Шаг" Н.Мастеров рассказал о перспективе открытия производства легкого двухмоторного самолета М-12 в Ульяновской области

Недавно в СМИ прошла информация о решении руководства Ульяновской области развивать так называемую малую авиацию или авиацию общего назначения. В опубликованной информации сообщалось, что решение об этом планируется принять 29 апреля. Инициатором строительства производственной площадке в Ульяновской области по изготовлению легких летательных аппаратов стал глава региона Сергей Морозов. В частности, упоминался легкий двухмоторный самолет М-12, производством и совершенствованием которого занимается самарское предприятие ООО "АвиаПром-Шаг"

Первый легкий самолет с индексом М-12 с двигателями "Вихрь" был разработан под руководством Н.П. Мастерова в ОКБ "Феникс" при Самарском авиационном заводе более 15 лет назад. На авиасалоне сверхлегких летательных аппаратов в Гатчине в 1993 г. самолет был отмечен дипломом Федерации легкомоторной авиации России (ФЛА) как перспективный самолет модульной конструкции. С 1997 г. производством самолета занималось ЗАО "КФ ПРОМАКС", дочерние предприятие ОАО "Авиакор - авиационный завод", тесное сотрудничество которого с ООО "АвиаПромСервис" позволило представить самолет М-12 на авиасалоне МАКС-2005, 46-м авиасалоне в Ле-Бурже, на авиасалонах Oshkosh (США) в 2006 и 2007 гг. После демонстрации самолета в США представители американского авиационного бизнеса предложили начать сборку самолетов М-12 в Америке из российских KIT-наборов.

С 2009 г. реализацией проекта "Производство легкого многоцелевого самолета М-12" занимается "АвиаПром-Шаг". В концепцию современной модификации самолета М-12 заложены следующие отличительные особенности, позволяющие ему быть конкурентоспособным, как на российском, так и мировом рынках: повышенная безопасность (благодаря наличию двух двигателей Jabiru-2200 с качественным дилерским сопровождением), оптимальное расположение приборов и органов управления (включая двойное управление, позволяющее обучать навыкам пилотирования), просторный салон для пилота и двух пассажиров, удобство посадки и высадки, возможность эксплуатации самолета с грунтовых площадок на колесном шасси, возможность установки лыжного и поплавкового шасси, возможность модульной разборки и транспортировки на специальном прицепе за легковым автомобилем, оснащение самолета полным комплектом современного аэронавигационного оборудования, соответствующего требованиям ПВП и ППП.

"АвиаПорт" обратился к главному конструктору ООО "АвиаПром-Шаг" Николаю Мастерову с просьбой прокомментировать опубликованную информацию.

Николай Мастеров сообщил, что губернатор Ульяновской области приезжал в поселок Ищеевка не знакомиться с самолетом М-12, а интересовался решениями самой проблемы развития малой авиации в области. Губернатор приехал в поселок Ищеевка вместе с министрами, осмотрел территорию и производство - ремонтный автотракторный завод.

К визиту губернатора была организована небольшая выставка самолетов и вертолетов малой авиации. При осмотре летательных аппаратов речь шла, в том числе, и о возможных решениях по развитию малой авиации в целом. Кроме самолета М-12 демонстрировались два вертолета, построенных в Ульяновске и самолет А-27, сказал Н.Мастеров.

По его словам, на сегодня никаких реальных решений не принято. По не официальным данным? считается целесообразным создание организации типа самарского НПЛА (Некоммерческое партнерство легкой авиации), которая занималась бы производством и эксплуатацией самолетов. Вроде бы, аналогичную систему хотят создать и в Ульяновской области.

22 апреля на Ульяновском авиационном заводе состоится авиационный форум. Именно в его рамках планируется продемонстрировать и некоторые летательные аппараты легкого класса, отметил собеседник.

По его мнению, после проведения форума и будет принято решение о типе самолета, который будет создаваться и производиться. Выбор типа машины, скорее всего, будет производиться на основе конкурса.

Окончательное решение по данному вопросу, как сообщает пресс-служба губернатора, будет принято 29 апреля 2011 г.

По словам Николая Мастерова, как ожидается, выбранный для производства летательный аппарат планируется производить на имеющейся производственной площадке в поселке Ищеевка. Инициатором стал глава региона Сергей Морозов - такую мысль он высказал после проведения совещания по вопросам развития малой авиации.

Самолет М-12 имеет хорошие шансы на организацию его производства в Ищеевке: М-12 имеет двойное управление и поэтому его можно использовать в качестве учебного. Однако есть и конкуренты. В частности, есть самолеты большего размера, то есть более дорогие, есть самолеты меньшего размера, но они изготовлены из стеклопластика, а для школы, на мой взгляд, такие самолеты менее интересны (это самолеты типа "Синтал", "Элитар", самолеты фирмы "Гидроплан"). Кроме того, весьма важным фактором является то, что самолет М-12 под обозначением "Аэромастер" был удостоен золотой медали на завершившейся в конце мая прошлого года выставке Ульяновской области, сказал Н.Мастеров.

По его данным, в настоящее время в Ульяновске уже имеется один самолет М-12, а через месяц в Ульяновск "уходит" и другой такой же самолет. Самолет М-12 был представлен в Ульяновской школе высшей летной подготовки (ШВЛП) в качестве учебно-тренировочного для обучения летчиков-курсантов школы.

Сегодня в Самаре создается учебно-тренировочный и многоцелевой двухмоторный самолет на 10 пассажиров под обозначением "Рысачок" (разработка фирмы "Техноавиа"). Представляется, что ШВЛП может купить и этот самолет, но он дороже, оснащен двумя ТВД, имеет большие расходы топлива. Возможно, на первом этапе будут применяться более дешевые машины для первоначального обучения типа М-12, считает собеседник.

В обосновании этого он напомнил, что в связи с отсутствием современного учебно-тренировочного самолета и отсутствия должного финансирования в некоторых летных училищах дело доходит до того, что окончившие курс теории два года назад не имеют летной практики - не на чем летать, нет денег на бензин. Например, есть несколько летных самолетов Ан-2, но для полетов курсантам предлагают "скинуться" на авиабензин, а налет должен составить не менее 50 часов. Поэтому в училищах не знают, что делать - то ли ждать деньги от государства на топливо для Ан-2, то ли покупать более легкие и дешевые самолеты, которые на порядок дешевле и в эксплуатации.

В рекламном буклете эскизного проекта самолета "Рысачок" (в одном из его вариантов) на борту было написано "Ульяновская школа высшей летной подготовки", то есть, предполагалось, что ШВЛП даст заказ на самолет.

Собеседник отметил, что самолет М-12 разработан с учетом требований Части 23 авиационных правил (АП-23). Кроме того, самолет спроектирован по принципу "безопасной повреждаемости". Утверждение сертификационного базиса и получение национального сертификата типа ожидается после определения технического облика самолета и завершения программы эксплуатационных испытаний предсерийных образцов, сказал Н.Мастеров.

Он считает, что в случае достаточного заказа на самолеты М-12, его можно будет необходимо сертифицировать через Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). Однако общеизвестно, что такая сертификация является очень затратной для разработчика и возможна, только если будут выделены средства на развитие легкой авиации. В среднем затраты на сертификацию можно оценить в размере двух стоимостей сертифицируемого самолета, а самолет М-12 стоит в районе пяти млн рублей.

По имеющимся данным, руководитель "АвиаПром-Шаг" Евгений Шагаров вложил в М-12 и его производство свыше 12 млн руб., а на то, чтобы сертифицировать самолет, требуется еще порядка 300 тыс. дол. При таких затратах ни одному из разработчиков легких самолетов без помощи местных или федеральных властей не обойтись.

По сведениям Н. Мастерова, цена самолета в последнее время чуть-чуть выросла, но рост обусловлен существенным совершенствованием бортового и приборного оборудования машины. В настоящее время на очередную машину ставятся автопилот, курсо-глиссадная система, спутниковая система навигации. Вот эта машина и стоит примерно 5 млн рублей. При этом надо учитывать, что она двухмоторная, салон рассчитан на трех человек (включая пилота). Дальность полета самолета превышает 1000 км, а крейсерская скорость - более 200 км/ч.

Самолет М-12 разработан для полетов по правилам визуальных полетов (ПВП), в простых метеоусловиях, в светлое время суток, над равнинной и горной местностью, над водными пространствами с удалением от суши до 30 минут полета.

В настоящее время на сборке в Самаре находятся машины №№ 09 и 10, самолет №09 оплачен заказчиком, а на машину №10 уже есть потенциальный покупатель. Надо отметить, что все ранее выпущенные самолеты сертифицированы в качестве Единичного экземпляра воздушного судна и несколько отличаются друг от друга. С нижегородским аэроклубом продолжаются переговоры и для него планировались машины №№ 11 и 12, но переговоры еще ведутся, уточнил собеседник.

По его данным, в 2010 г. один самолет был поставлен в Ульяновск. Но "под флагом" самарского ООО "АвиаПром-Шаг" предприятие работает всего 2 года и 2 месяца. В настоящее время речь идет об экспериментальном производстве, а не о серийном производстве и оно, по сути своей, не может быть рентабельным, а развертывание серийного изготовления требует, прежде всего, наличия хорошего заказа и огромных затрат.

В настоящее время производственная база "АвиаПром-Шаг" располагается на самарском авиационном заводе "Авиакор". Там мы арендуем относительно небольшие площади - несколько более 1000 кв. м, уточнил собеседник.

По его словам в Ищеевке производственная база планируется на перспективу (это пока скорее намерение) - надо подготовить территорию, обучить людей и постепенно производство будет "перетекать" из Самары в Ищеевку. В Ищеевке есть завод по ремонту автотракторной техники. Там планируется производить окончательную сборку М-12, а в Самаре делать агрегаты. Ищеевка является пригородом Ульяновска, как Смышляевка под Самарой, где расположена производственная площадка ООО "АвиаПром-Шаг".

На самолетах М-12, несмотря на то, что их выпущено все-таки не так много, устанавливались разные двигатели. Первая машина была выпущена с двумя отечественными форсированными поршневыми двигателями "Вихрь". Потом на самолеты стали устанавливаться австрийские двигатели типа Rotax-462 мощностью по 40 л.с, потом Rotax-582, потом - двигатели Jabiru-2200 мощностью по 80 л.с., сейчас устанавливаются двигатели (мощностью по 70 л.с.) и воздушные винты германской фирмы Sauer. Именно такой самолет сейчас готовится к передаче в Ульяновск, сказал Н.Мастеров

Он отметил, что один самолет М-12 эксплуатируется уже примерно три года в США. Отзывы о самолете самые положительные. Речь даже идет о продвижения самолета на рынок в США. Самолет имеет весьма оригинальную, но хорошо отработанную, конструкцию, таких машин в США нет. Характеристики самолета владельцу очень нравятся, и он, по его словам, с удовольствием летает на единственной в США машине М-12 уже третий год.

В настоящее время ООО "АвиаПром-Шаг" проводит работы над техническим обликом самолета для регионального рынка. В этих рамках продолжается разработка двухмоторного многоцелевого четырехместного самолета под условным обозначением М-16. Для него выбрана уже отработанная на самолете М-12 схема - высокоплан с двумя двигателями на крыле и толкающими воздушными винтами. Сроки создания самолета находятся в прямой зависимости от своевременности и объемов финансирования. Затраты на создание новой машины достаточно большие - надо просчитать аэродинамику, прочность, купить материалы, двигатели Rotax-912, подчеркнул Николай Мастеров.

На пятом слете любителей авиации СЛА-2010 владелец самолета М-12 с двигателями Jabiru-2200 Владимир Денисов, оценивая самолет, говорил, что самолет позволяет лететь втроем на одном двигателе. Самолет на двух двигателях взлетает (три человека и багаж) с разбегом всего лишь 15-20 м. Еще одним удобством эксплуатации является возможность заправки автомобильным бензином АИ-95. Владимир Денисов особо обратил внимание на качество заклепочных швов самолета, демонстрировавшегося на СЛА-2010 - все выполнено с высочайшим качеством. Одним из факторов высокого качества самолета является тот факт, что один из первых самолетов с успехом эксплуатируется уже порядка 12 лет и нет даже намека на то, что "полетели" какой-то узел или заклепка.

По данным директора ЗАО "Коммерческая фирма "Промакс" Владимира Кавалерчик, общий выпуск самолетов М-12 к 2010 г. можно оценить в 10 машин. Их купили и эксплуатируют в Ульяновске, Германии, Казахстане, в США, в Краснодарском крае и одну машину в Молдавии.
Самолет имеет оригинальную схему подкосного высокоплана с двумя двигателями на крыле с толкающими воздушными винтами. Планер выполнен цельнометаллическим с ограниченным применением конструкций из композиционных материалов в несиловых элементах конструкции.

Летно-технические характеристики самолета М-12 "Касатик"*
  • Максимальная взлетная масса, кг - 855
  • Масса пустого, кг - 485
  • Масса полезной нагрузки - 280
  • Типы двигателя применяемых двигателей - Rotax-582 (64 л.с.)
    • Rotax 912ULS (100 л.с.)
    • Jabiru 2200 (79 л.с.)
  • Применяемое топливо - АИ-93, АИ-95
  • Скорость максимальная, км/ч - 230
  • Скорость крейсерская, км/ч - 180
  • Скороподъемность, м/с - 8
  • Дальность полета с максимальной нагрузкой, км - 960
  • Продолжительность полета, час - 5
  • Практический потолок, м - 4000
  • Длина разбега, м - 80
  • Длина пробега, м - 100
  • Экипаж, чел - 1
  • Количество пассажирских мест - 2
  • Ценовая категория, млн руб. - 4,5-5
*Все характеристики даны для самолета с двигателями Jabiru 2200 (79 л.с.)

ООО "АвиаПром-Шаг" - конструкторско-производственная фирма, сочетающая в себе как конструкторское бюро, так и производственную базу. Компания оказывает содействие покупателям по сборке самолета на месте базирования, в организации технического обслуживания и государственной регистрации, в облете самолета и обучении пилотов-любителей....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка