О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мы совершенствуем техническое лицо Ан-148

Летно-техническая конференция, посвященная результатам эксплуатации Ан-148, прошла в пятый раз. Об основных итогах конференции рассказал заместитель гендиректора ИФК Ю.Островский

Летно-техническая конференция, посвященная результатам эксплуатации самолета Ан-148 в авиакомпании "Россия", прошла 15 июня в пятый раз. Помимо традиционных участников - представителей авиационных властей, эксплуатирующей авиакомпании, разработчика, изготовителя, лизингодателя и поставщиков оборудования - во встрече впервые приняли участие специалисты авиакомпании "Полет", которая вскоре вступит в клуб эксплуатантов новой российско-украинской машины. Об основных итогах конференции, достижениях авиаперевозчика и так и не решенных проблемах в освоении нового типа "АвиаПорту" рассказал заместитель генерального директора по техническим вопросам ОАО "Ильюшин Финанс Ко." Юрий Островский.

- Работа конференции традиционно началась с выступления представителей авиакомпании "Россия", которые представили очень подробный анализ параметров, характеризующих эксплуатацию самолетов Ан-148. И мы не без удовлетворения отмечаем достигнутый прогресс. На протяжении пяти месяцев текущего года идет непрекращающийся рост показателей по налету на списочное воздушное судно, по регулярности, безотказности. Основные показатели, которые характеризуют эксплуатацию самолета, динамично улучшаются.

Парк из шести лайнеров на сегодняшний день налетал в авиакомпании порядка 12,5 тыс. часов, выполнено около 6 тыс. 700 рейсов, перевезено почти 330 тыс. пассажиров. Причем только за пять месяцев текущего года выполнено почти 2 тыс. 800 рейсов с налетом более 6 тыс. часов, и этими рейсами воспользовалось более 135 тыс. пассажиров. Фактически, за пять месяцев 2011 года машины налетали столько же, сколько за весь предыдущий год.

Наиболее наглядно увеличение интенсивности эксплуатации характеризует рост налета на списочный самолет, за пять месяцев он увеличился почти в 1,4 раза к показателям на начало года, и в 1,8 раза - к соответствующему периоду 2010 года. Сегодня самолеты в среднем налетывают по 250 часов, а максимальный налет на одном из судов вплотную приблизился к трехсотчасовой отметке - 286 часов.

Также расширяется география полетов. Авиакомпания провела очень большую работу, и сегодня получен допуск на прием Ан-148 в 30 аэропортах, как российских, так и зарубежных. И если год назад авиакомпания летала на этих самолетах по девяти направлениям, из которых 77% пассажиров перевозились на московских рейсах, то сегодня освоено 24 направления, а на столицу приходится только 14% перевезенных пассажиров. То есть география полетов значительно увеличилась.

- За счет чего авиакомпании удалось достичь такого прогресса?

- В первую очередь, необходимо отметить очень большую работу по устранению недостатков, которые были выявлены в процессе эксплуатации. И разработчик - ГП "Антонов" и производитель - ВАСО стараются оперативно реагировать на замечания компании. Поэтому на сегодняшний день на всем парке Ан-148 реализовано 9 бюллетеней, 100 технических решений, 125 технологических паспортов. Самолет доводится. Можно говорить, что детские болезни начального периода эксплуатации в основном устранены.

Но мы на этом не останавливаемся, работа по улучшению самолета продолжается. На сегодняшний день нами подготовлены дополнительные технические требования, которые учитывают опыт эксплуатации и пожелания авиакомпания. В случае, если они найдут отклик у заказчиков, мы намерены реализовать эти предложения, как на парке новых самолетов, так и на уже эксплуатируемых машинах. По нашему мнению, это позволит значительно повысить экономическую эффективность самолета.

- О каких усовершенствованиях идет речь?

- Вообще ИФК совместно с авиакомпаний ОАО "Россия" и ГП "Антонов" постоянно работает над совершенствованием технического лица самолета, и часть мероприятий уже реализована, а часть пока обсуждается. Например, мы предлагаем увеличить на пять мест количество кресел в салоне экономического класса, что повысит пассажировместимость с 68 до 73 кресел. Уже повышен максимальный посадочный вес, что делает эксплуатацию самолета более гибкой: они могут возить больше пассажиров на тех рейсах, где запасные аэродромы отстоят далеко. Параллельно ведем работы по снижению веса пустого самолета.

По комплексу бортового оборудования ведем работы по внедрению ряда новых режимов, которые стали обязательными в связи с появлением более строгих международных требований по точности самолетовождения. Впервые в отечественной практике внедряем в полном объеме режимы вертикальной навигации. Уже реализована посадка по IIIa категории ICAO. В самое ближайшее время будут внедрены режимы взлета на пониженных режимах двигателей. Совершенствуется процедура захода посадку и ряд других функций, которые обязательны для современного самолета. Оценят нововведения и пассажиры - мы предлагаем реализовать новое светодиодное освещение пассажирского салона и планируем устанавливать более современные и комфортные кресла пассажиров, современную систему развлечения.

- Насколько планируется снизить вес конструкции?

- Сегодня точно сказать, какой мы получим результат, нельзя - мы еще только находимся в стадии обсуждения с разработчиком и с заводом. Естественно, мы эти предложения вскоре представим авиакомпаниям. Надеемся, что нам удастся сэкономить 150-200 килограмм, но возможно и больше. Работа идет постоянно, по многим направлениям: снижаем вес, повышаем технологичность самолета, вместе с партнерами работаем над повышением ресурса комплектующих изделий.

- Удалось ли справиться с "детскими болезнями", такими, как выключение двигателя на пробеге, или досаждавшее пассажирам самопроизвольное выпадение кислородных масок?

- Что касается выключения двигателей, то были выполнены доработки реверсивного устройства, введена другая процедура использования реверса, и замечаний по этой части авиакомпания в последнее время не имеет. О кислородных масках даже не вспоминайте - проблема давно решена. Кстати, больше хлопот было с шасси. ГП "Антонов" на всем парке самолетов выполнил соответствующие мероприятия, теперь замечаний по замедленному выпуску шасси нет.

- Первый серийный самолет российского производства дорабатывался на авиазаводе в Воронеже в рамках гарантийных обязательств. А остальное машины прошли доработки в условиях эксплуатации?

- Совершенно верно.

- Те усовершенствования, о которых вы говорите, включая добавление одного ряда кресел, планируется также сделать в эксплуатации?

- Да, планируем их сделать в эксплуатации. На соответствующих формах технического обслуживания, естественно, без внеплановой остановки.

- Во время одной из летно-технических конференций представители авиакомпании посетовали на то, что проведенный ими анализ показал несоответствие конструкции самолета ряду требований европейских авиационных властей. Как обстоят дела с устранением этих претензий?

- Можно констатировать, что мероприятия по реализации всех требований SAFA и IOSA выполнены в полном объеме. Самолет во время полетов за рубеж прошел множество инспекций, и никаких замечаний нет. Так что препятствий для полетов по международной сети маршрутов нет.

- Также представители авиакомпании проводили сравнение результатов эксплуатации Ан-148 на фоне самолетов Boeing 737-500, которые также есть в парке "России". Сейчас подобный анализ делался?

- Такой анализ был представлен, и выглядит он вполне достойно. Производственный налет самолетов Ан-148 лишь чуть-чуть отстает от Boeing 737-500. Причем за это время у нас налет на среднесписочный самолет возрос на 104%, а на Boeing - на 7%. Это говорит, что мы машину раскручиваем, и она все больше и больше работает. Эксплуатант привыкает к самолету.

- На фоне всех этих достижений, удалось ли выйти на безубыточную эксплуатацию Ан-148?

- Авиакомпания считает, что при налете 300 и более часов в месяц самолет будет прибылен. А сейчас средний налет 250 часов, 286 - максимальный. Впрочем, мы рассчитываем, что Рубикон в 300 часов на среднесписочный самолет мы преодолеем в течение этого лета.

Но все упирается не только в налет. Раньше государство поддерживало еще советский "Аэрофлот" в период внедрения новой авиатехники. На заседании у вице-премьера Сергея Иванова дискутировался вопрос о преференциях для авиакомпаний на период 2-3 года, чтобы перевозчики получили льготы и сократили расходы на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание новых отечественных самолетов. Но указание такое есть, а решения - нет. Так что в отсутствие государственной поддержки вся тяжесть внедрения самолета ложится на плечи самой авиакомпании.

Более того, Объединенной Авиастроительной Корпорацией до сих пор не реализованы планы по созданию технической аптечки, о насыщении аэропортов наземными средствами обслуживания, теми же водилами, которые необходимы для этого самолета. Это осложняет эксплуатацию машины, потому что авиакомпания вынуждена возить достаточно большую аптечку на борту. Тем самым снижается коммерческая нагрузка, идет дополнительный расход топлива. Конечно, производитель бьется, старается оперативно заменять отказавшие агрегаты. Ведь сроки устранения отказов в гарантийный период теперь практически такие же как и у западных производителей. В некоторых случаях даже "Антонов" присылает своих специалистов, делает срочную замену отдельных компонентов самолета. Но наличие полноценной техаптечки снизило бы остроту проблемы.

- Еще одна проблема начального этапа освоения Ан-148 - нехватка подготовленных пилотов. Сегодня она решена?

- В части решения этой проблемы авиакомпания продвинулась достаточно далеко, сейчас дефицита пилотов практически нет. Но главное, что у нас сейчас завершается создание учебного центра в Домодедово, который включает в себя и электронные классы, и процедурный тренажер, и полноподвижный тренажер класса D - сейчас заканчивается его отработка и идет сертификация. Также создан специализированный тренажер для подготовки стюардесс.

- Как известно, сделка с авиакомпанией "Россия" предусматривала не только твердый заказ, но и опцион на самолеты Ан-148. На конференции обсуждалась реализация этого опциона?

- Как я говорил, у нас подготовлены дополнительные технические требования. Это то лицо самолета, которое мы рассчитываем положить в основу нового контракта. Сейчас переговоры с авиакомпанией продолжаются.

- Когда планируется провести следующую конференцию?

- Традиционно по самолетам, освоенным в эксплуатации, подобные летно-технические конференции проводятся ежегодно. А мы за полтора года провели уже пять таких встреч. И следующая запланирована на МАКСе.

Надо отметить, что круг участников конференции в этот раз расширился, впервые в ней участвовали представители авиакомпании "Полет", которым вскоре предстоит получить первый Ан-148. А в августе, на авиасалоне, мы планируем проведение следующей встречи, в ходе которой не только состоится обмен мнениями, но и будет проведена презентация самолетов для потенциальных заказчиков....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка