О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Проблемой подготовки кадров должно заниматься государство, а не авиакомпании"

Проблема кадров в авиации назрела давно и актуальна она не только в России, но и во всем мире. О своем видении проблемы "АвиаПорту" рассказала руководитель проекта "Молодая авиация" Анастасия Мирошниченко

Проблема кадров в авиации назрела давно и актуальна она не только в России, но и во всем мире. По данным ICAO, в период до 2030 г. в результате выхода на пенсию квалифицированных специалистов и ожидаемого роста объема воздушных перевозок появится более двух миллионов рабочих мест для пилотов, специалистов по техническому обслуживанию и диспетчеров управления воздушным движением. При этом потребность в квалифицированных специалистах превышает возможности его подготовки. О своем видении проблемы "АвиаПорту" рассказала руководитель проекта "Молодая авиация" Анастасия Мирошниченко.

- Анастасия, расскажите, пожалуйста, о вашем проекте, чем вы занимаетесь?

- Наш проект некоммерческий, цель общественная - содействовать государству в решении кадровых вопросов, а для этого мы пытаемся сделать авиацию более популярной и привлечь молодежь в отрасль.

Сегодня существует разрыв между спросом и предложением: авиационное образование принадлежит государству и не является полноценной рыночной системой, где есть конкуренция, а спрос на кадры формируется коммерческим рынком авиаперевозчиков. На рынке труда есть конкуренция, а на рынке производства кадров нет. А там, где нет конкуренции, там и нет активного развития. Кроме того, у государства сегодня нет четкого понимая, сколько нужно людей, какие нужны люди, как и где их брать.

Проект появился после того, как мы поняли, что вся отрасль уже в тупиковой ситуации, и для того, чтобы ее вывести из сумерек, у государства нет ни программных действий, ни стратегии.

Тогда мы стали формировать концепцию стратегии кадрового обеспечения и задачи, которые она должна решать. Сейчас мы прорабатываем эту концепцию с министерством транспорта.

Минтранс согласился с нами, что нужно готовить комплекс мер, нужна программа, что не нужно перекладывать стратегию на авиаперевозчиков. Раз образование - государственная прерогатива, то государству и решать стратегические задачи. Нужно иметь четкую государственную позицию. Не просто создать учебный центр и профинансировать его, надо иметь внятную государственную политику с прогнозом лет на 15 минимум.

- Как давно вы занимаетесь этой программой?

- Год, с момента официального объявления о создании "Молодой авиации". Если бы был большой серьезный игрок на рынке авиационного образования, который бы эту тему лоббировал, наверное, вопрос решался бы быстрее и проще. У нас общественная задача, которая нужна всем, но в комплексе заниматься ей пока некому.

Самая первая задача "вчерашнего дня", которую надо решать для отрасли, - привлечение людей, привлечение молодежи. Если этим не заниматься, можно какие угодно придумывать ФАПы, как угодно менять кодекс, можно даже разрешить привлекать иностранных пилотов, но ни одна из этих мер не решит полностью проблему нехватки и качества персонала. Мы хотим увеличить конкурс в летные и технические учебные заведения, раньше конкурс был 10 человек на место, сегодня - 2,3. Не знают ребята и девчонки сегодня, что дает работа в авиации, знают только плохое: плохие самолеты, плохие пилоты, плохие аэропорты, в общем, то, что превалирует в СМИ. В авиатранспортной отрасли сегодня очень мало позитива. Она вообще приобрела негативный образ из-за неосторожных манипуляций с темой безопасности полетов. Мы, как раз, и занимаемся сейчас тем, что создаем позитивные поводы - на каждый негативный информповод мы стараемся выдавать 2 позитивных, причем так же в федеральных СМИ, а это очень тяжело без государственной поддержки делать.

- А как вы сейчас решаете проблемы, пока программа не утверждена?

- У нас есть ряд акций и мероприятий по работе со СМИ. В каждом регионе Российской Федерации есть представительство нашей организации.

В основном, работаем с детьми из детских домов и интернатов, дети от 10 лет и старше, до выпускников. За это лето провели акции в 5 регионах (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Бугуруслан). Мы собираем ребят, проводим для них целый день погружения в авиацию. Проводим их по всем авиационным объектам, которые есть в регионе. В основном, работа проходит с аэропортами и авиакомпаниями. Руководство регионов с развивающимся авиационным сообщением позитивно реагирует на наш проект и благотворительные акции, стараются содействовать. Конечно, для регионов важно создать все условия для перевозки их жителей, для развития экономики региона.

Но, если среди крупных игроков отрасли, таких как аэропорты, еще есть готовность вкладывать силы в детей, как в далекий кадровый ресурс, то у авиакомпаний, за исключением основной пятерки, основная цель сегодня - выжить.

- Если вернуться к вопросу лоббирования вашей программы, неужели на рынке нет крупных участников заинтересованных в кадрах? "Аэрофлот" не заинтересован в развитии кадрового потенциала?

- В кадрах заинтересованы все и не просто заинтересованы, а их существование зависит от того будут ли кадры и какие будут. Раз государство - основной производитель кадров, то и кадровая стратегия отрасли - это задача государственная! Нужна сильная государственная воля и команда государственных менеджеров, которые будут заточены под решение не частных задач какой-то авиакомпании или какой-то структуры, а прежде всего, под конкретный результат, который будет работать на всю отрасль. Надо вести работу над повышением авторитета авиационного образования, ведь есть международный кадровый рынок, где тоже есть свои сильные игроки и есть гигантский спрос. Задача непростая - изменить систему кадрового обеспечения, учитывая рыночную экономику. Если будут продолжать вкладываться в первоначальную подготовку авиаперевозчики, то надо учитывать тот факт, что все затраты понесенные авиакомпанией на это будут отражаться на ее экономике и себестоимости полетов.

Сейчас авиакомпании пытаются выкарабкаться после кризиса и не могут думать о кадровых пятилетках… конечно, проще одной авиакомпании пилотам поднять зарплату, и они придут. С повышением зарплаты пилотам мы живем последние пять-семь лет.

"Аэрофлот" - это исключение, все-таки, это частично госструктура, которая может себе позволить участвовать в стратегии для всей отрасли, поэтому и создает свой учебный центр с первоначальной подготовкой. Авиакомпании не должны этим заниматься, не должны заниматься государственной задачей - с нуля готовить за свой счет всех специалистов. Рынок подготовки - не коммерческий, а сугубо государственный. Если государство хочет, чтобы его граждан перевозили на самолетах - нужно помогать развиваться авиаперевозчикам, нужно создать им все необходимые для этого ресурсы: и самолеты, и аэропорты и кадры.

В этом вопросе с "Аэрофлотом" наш проект только начал взаимодействие. И надо отдать им должное, что, несмотря на то, что это самая крупная в России, самая бюрократическая, самая неповоротливая организация, они все равно как-то двигаются. Может, еще и потому, что новую созданную школу надо загружать, с ней надо работать активно…

В мае мы проводили акцию в центре подготовки авиационного персонала "Аэрофлота", где дети из социального приюта попробовали себя в роли пилотов на тренажерах. 12 июля мы провели с "Аэрофлотом" день бортпроводника. Показали детям всю подноготную работы бортпроводника, очаровали этой профессией. Сейчас планируем развивать сотрудничество с "Аэрофлотом" дальше по работе привлечения ребят и возвращать статус профессии.

- А как строится работа с аэропортами? Например, с "Шереметьево"?

- У "Шереметьево" задача сложнее. Мы проводили первую акцию "День "Молодой авиации" в "Шереметьево", показывали детям большую часть профессий. Здесь, конечно, одними экскурсиями, которые мы проводим в аэропортах, задачу не решить, здесь огромное количество различных специальностей, в том числе и неавиационных, и надо показывать каждую из них, делать по ним отдельные занятия. У "Шереметьево" есть свои фильмы про аэропортовые профессии, и есть своя корпоративная кадровая программа, поэтому мы надеемся, что у нас сложится взаимодействие дальше и по аэропортовым профессиям, когда наладим работу с приоритетными.

- Все-таки на какие специальности вы делаете упор?

- Мы сконцентрировались на летном, техническом и диспетчерском персонале. По всему миру отмечается нехватка как раз этих трех специальностей. По данным ICAO, в ближайшие пять лет нехватка будет увеличиваться во всем мире. И они самые сложные и самые затратные по вложениям в подготовку. Но мы не ограничиваемся только этими.

- Помимо работы с детьми, в каких сферах вы еще работаете?

- Мы хотим охватить такое направление, как женщины в авиации. Это не закроет, конечно, всех кадровых проблем, но какую-то часть закрыть поможет, это очень мощный потенциал, по крайней мере, это та тема, которая привлекает внимание к авиации. Что может быть романтичней, небо и девушка? Мы планируем провести акцию "Женщина за штурвалом" в этом году - взять несколько регионов и провести мероприятие, где популярные женщины политики, шоубизнеса и культуры посоревнуются, например, в посадке самолета. В Москве это будет проходить на тренажере.

- А студенчество вы как-нибудь затрагиваете?

- У нас есть проект для студентов - "Я придумал". Это портал, где предприятия могут разместить свои заказы на какие-либо идеи и разработки, а талантливые ребята могут разместить свои проекты.

Суть в том, что мы дадим возможность ребятам размещать свои идеи, а для предприятий увидеть эти идеи и предложения. Для студентов и аспирантов это - возможность найти средства, привлечь инвестиции на исследование, возможность разработать что-то нужное и стоящее. Потому что идеи есть, а вот их развитие зачастую требует немалых затрат. Мы на одной площадке объединяем и изобретателей и потребителей.

Еще одно наше направление - фонд содействия авиационному образованию. Мы прекрасно понимаем, что сейчас мы активно привлекаем детей и подростков в авиацию, и когда мы их привлечем, возникнет вопрос, куда и на какие средства им идти учиться? Бюджет четко ограничен и исходит в большей степени не из спроса, а из возможностей инфраструктуры авиационного образования. Мы хотим привлекать различные структуры, чтобы они содействовали обучению в аэроклубах или в вузах в качестве грантов. Мы не очень хотим связываться с благотворительной деятельностью, скорее хотим сделать целевое финансирование обучения конкретного парня или девушки. Они будут проходить отбор, конкурс и они будут на ожидании, что их обучение профинансирует то или иное предприятие или человек. Потом они смогут получить средне-специальное или высшее образование. Раньше за государственный счет можно было получить такое обучение в РОСТО, теперь нужны такие фонды для финансирования.

Еще мы работаем над вопросом о кредитовании обучения. Все предприятия внедрили кредитование самым простым образом - они сами кредитуют. А мы хотим, чтобы была возможность получать льготные кредиты на обучение, под государственные гарантии.

Сейчас есть программа по переобучению бортинженеров. На то, чтобы переобучить 300 бортинженеров с Ту-134 и Ту-154 тратится около 1,3 млрд руб. И это при том, что не все бортинженеры смогут стать пилотами, всегда есть процент фильтровки.

Если например, государство, выделяя эти 1,3 млрд станет поручителем по кредиту, то банки готовы кредитовать на переобучение под 10%, но при условии, что государство - поручитель, а можно создать систему беспроцентного кредита и с отсрочкой. Получается цепочка: переобучился, начал работать, начал выплачивать кредит, деньги возвращаются и идут на поручительство другим. По такой схеме, если расходовать эти средства на поручительство, на эти же деньги можно подготовить 350 штурманов и еще переподготовить с других типов 500-600 пилотов на Boeing и Airbus.

Смысл в том, что если специалист должен банку, а не предприятию, то он свободен, он сможет выбирать, в какую компанию ему идти, тем самым делая рынок труда более цивилизованным.

Конечно, первым делом надо решать финансовый вопрос - как привлечь внебюджетный финансовый поток в учебные заведения и находить различные возможности, участвовать Минтрансу в различных нетранспортных ФЦП.

Вот, например, другая ситуация, сокращают военных летчиков. Мы написали в Минобороны предложения о создании программы для сокращаемых военных летчиков, для которых нет программы по переобучению на гражданского пилота, им предлагают переобучиться на системного администратора или менеджера или еще кого-нибудь.

Когда стали вопрос этот поднимать, Минобороны нам ответило: "Спасибо за заботу за наших летчиков, но сами всех переобучаем в своих вузах". А они сокращаются. При этом Минтранс, который должен лоббировать этот вопрос и который взял бы деньги, выделяемые Минздравсоцразвитием, и направил бы их в свои учебные заведения не занимается этим.

Во всем мире проблема дефицита гражданских пилотов частично закрывается военными летчиками, это огромный потенциал, пусть и не все военные могут быть гражданскими. У нас же предлагают переобучить на среднюю менеджерскую специальность. Этот вопрос мы тоже не оставим без внимания, будем добиваться решения и этого вопроса тоже, не зря же мы "Молодая авиация"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка