АвиаПорт.Ru
25 августа 2011, 15:47
Юбилейный МАКС, часть 1
Салон 2011 года стал юбилейным, десятым. С момента своего рождения МАКС значительно "подрос" с точки зрения организации, пройдя путь от базара к цивилизованной площадке делового общения
Этот салон стал юбилейным, десятым. С момента своего рождения МАКС значительно "подрос" с точки зрения организации, пройдя путь от базара безудержной продажи российских разработок и идей зарубежным "партнерам" через "чисто русские" народные гуляния к вполне цивилизованной площадке делового общения. В "деловые" дни он уже во многом походил на аналогичные мероприятия в Ле-Бурже, Берлине и Фарнборо, но в "публичные" дни впечатление портили непереносимый смрад жарящихся шашлыков и обилие жигулевского пива, что естественным образом сказывалось на пропускной способности туалетов (а их было более чем достаточно). Несмотря на то, что МАКС проводится на закрытой территории ЛИИ им. М.М.Громова, организаторы в этот раз успешно справились с проходом посетителей на выставку: несмотря на более тщательный досмотр, очереди на вход были не больше чем в Германии, во Франции или в Великобритании. Однако сильно огорчило появление металлических заборов вдоль ВПП и на статических стоянках. Самолеты за ними скорее напоминали свирепых хищников в зоопарке. Глухие сетки высотой с человеческий рост не только не позволяли подойти пообщаться с людьми, но и нормально сфотографировать летательный аппарат, поскольку просунуть объектив фотоаппарата сквозь некрупные ячейки и потом без потерь вытащить его обратно удавалось не каждому. Нет за рубежом и "премьерского" дня. Руководители других стран на салоны ходят и, как правило, открывают их, но там бравые омоновцы никогда не закрывают павильоны перед участниками. Да и не было такого, чтобы салон открывался на второй день своей работы.
Юбилейный МАКС стал еще и рекордным. В этом году в нем приняли участие 842 компании из 40 стран мира, был представлен 241 летательный аппарат (91 - в летной программе), сумма заключенных сделок превысила $16 млрд. Еще одной особенностью нынешнего салона можно назвать то, что соглашения и контракты МАКС-2011 подписывались исключительно в области гражданской авиации. На МАКС-2009 сумма составляла около $10 млрд, причем сделки заключались в основном на поставки военной авиатехники.
По данным столичного ГУ МВД, в первые три дня работы авиасалона его посетило 100000 человек. В пятницу на авиасалоне побывало 105000 человек, а в субботу - 150000. Организаторы прогнозировали, что примерно такое же количество людей посетит салон и в воскресенье, но погода внесла свои коррективы и в заключительный день на МАКСе побывали всего около 20000 человек. МАКС-2009 в общей сложности посетило более полумиллиона человек. Этим летом рекорд планировали побить, но погода распорядилась иначе.
Соглашения и контракты МАКС-2011
Как и ведущие авиасалоны мира, МАКС уже второй раз измеряют в миллиардах долларов. По оценкам ряда экспертов, общая сумма контрактов и соглашений в этом году приблизилась к $16 млрд. Крупнейшие соглашения этого года, впрочем, стали лишь обновлением ранее подписанных документов, а общий объем новых сделок составил примерно $3,7 млрд. Стоимость большинства сделок официально не называлась.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
Корпорация "Иркут" заключила соглашение с ГК "Ростехнологии" на поставку 50 самолетов МС-21 для авиакомпании "Аэрофлот". Со стороны заказчика контракт подписал генеральный директор ООО "Авиакапитал-Сервис" (специализированная лизинговая компания в структуре "Ростехнологий") Роман Пахомов, со стороны исполнителя - президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров. Соглашение стоимостью $3,8 млрд. предусматривает поставку 35 самолетов МС-21-300 и 15 самолетов МС-21-200. Поставки воздушных судов (ВС), оснащенных по выбору заказчика двигателями американской фирмы Pratt & Whitney или российскими ТРДД ПД-14, будут осуществляться с 2017 по 2022 г. В соглашении предусмотрен и опцион еще на 35 самолетов МС-21. Стоимость одного серийного самолета МС-21 эксперты оценили в более чем $70 млн.
Предполагаемый срок лизинга - 10 лет с возможностью продления. Указанные 50 машин МС-21 включены в список из 126 отечественных воздушных судов, которые планируется приобрести для "Аэрофлота". К 2020 г. авиапарк "Аэрофлота" не менее чем на 40% должен состоять из отечественной техники. По мнению аналитиков UBS самолет MC-21 обладает примерно такими же характеристиками, как и самолеты семейства A320, но его цена примерно в 1,5 раза ниже. С финансовой точки зрения эта сделка может способствовать увеличению стоимости "Аэрофлота", но поставки самолетов МС-21 могут задержаться на 2-3 года. Специалисты ИК "ВТБ Капитал" также отметили возможность задержек поставок, но не отметили особого воздействия этой новости на котировки акций "Аэрофлота" и в большей степени ждут новостей о финансовых условиях лизинга 50 самолетов Boeing 737NG (поставка первой партии запланирована на 2013 г.).
Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) подписала с корпорацией "Иркут" соглашение о покупке 28 самолетов МС-21 с опционом еще на 22 ВС. Каталожная цена соглашения составит примерно $2,2 млрд. Поставки самолетов также планируется произвести с 2017 г. по 2022 г.
Обе сделки не были новостью, партнеры обновили заключенные ранее соглашения и меморандумы. В портфеле корпорации "Иркут" после МАКС-2011 число заказов на МС-21 - 190 - не изменилась, но доля твердых контрактов увеличилась до 128 самолетов.
"Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) заключили на МАКС-2011 контракты на поставку 73 самолетов SSJ-100 (включая опционы).
ОАО "ВЭБ-лизинг" (дочерняя компания корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), авиакомпания "ЮТэйр" и ГСС заключили договор лизинга 24 самолетов SSJ100. Документ подписали председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов, и президент ОАК Михаил Погосян. На торжественной церемонии присутствовал председатель правительства РФ Владимир Путин. Общая сумма сделки составляет $760,8 млн в каталожных ценах. По существу это модернизация заключенного ранее соглашения, в котором вместо пермского "Авиализинга" финансировать сделку будет "ВЭБ-лизинг".
Также в присутствии премьера контракт с ГСС подписала компания "Газпром Комплектация" (центральный поставщик "Газпрома" и его "дочек"). Свои подписи под документом поставили президент ЗАО "ГСС" Владимир Присяжнюк и первый заместитель генерального директора ООО "Газпром Комплектация" Валерий Канюка. Контракт предусматривает поставку 10 самолетов SSJ100/95LR для авиакомпании "Газпромавиа". Сделка оценивается в $323 млн в текущих каталожных ценах. Поставка самолетов запланирована на 2013-2015 гг.
Авиакомпания "Газпром Авиа" в лице генерального директора Андрея Овчаренко и компания PowerJet в лице Жака Декло, председателя совета директоров и главного исполнительного директора, подписали Соглашение о послепродажной поддержке 20 двигателей SaM146, предназначенных для установки на самолет SSJ100.
ГСС также заключило договор с индонезийской авиакомпанией Sky Aviation на поставку в 2012-2015 гг. 12 самолетов SSJ100 в базовой конфигурации. Соответствующий договор об основных условиях контракта был подписан на салоне в Ле Бурже. Сделка оценивается в $380,4 млн в текущих каталожных ценах.
Соглашение о намерениях на поставку 12 самолетов SSJ 100/95 в базовой конфигурации было подписано с авиакомпанией "Кубань". Сделка оценивается в $380,4 млн в текущих каталожных ценах. Свои подписи под документом поставили Владимир Присяжнюк и председатель совета директоров ОАО "Авиационные линии Кубани" Денис Ильин. Поставка самолетов запланирована на период с 2012 по 2015 гг. "В 2012 г. мы получим 2 самолета, в 2014 г. - пять и еще пять в 2015 г.", - сказал Денис Ильин. Он добавил, что твердое соглашение будет подписано к концу года. По его словам, существует риск несвоевременной поставки самолетов, но компания надеется на получение новых ВС к 2014 г., чтобы в полной мере обеспечить авиасообщением гостей Олимпиады в Сочи.
Проект поддержало правительство Краснодарского края. "К сентябрю будет понимание, в какой форме будет выражаться поддержка правительства. Сейчас существует два варианта: гарантии под финансирование или субсидии", отметил Денис Ильин. В настоящее время обсуждается вопрос финансирования сделки компаниями "ВЭБ-Лизинг" и "Сбербанк-Лизинг".
Соглашение о намерениях на поставку трех самолетов SSJ100/95 в базовой комплектации с опционом еще на два ВС было подписано с ОАО "Авиакомпания "Московия" ("Громов Эйр"). Начало поставок запланировано на 2013 г. Свои подписи под документом поставили Владимир Присяжнюк и и.о. генерального директора "Авиакомпании Московия" Константин Филонов.
Кроме того, на МАКС-2011 ЗАО "ГСС" провело переговоры с таджикской и киргизской авиакомпаниями. В случае успеха, предполагалось до конца авиасалона подписать соглашения еще на 25 самолетов, но этого не произошло.
"Общая сумма твердых контрактов корпорации превысила $7,5 млрд по каталожным ценам", - заявил М.Погосян на итоговом пресс-подходе.
Корпорация "Иркут" и немецкая компания ThyssenKrupp System Engineering заключили контракт на поставку комплекта технологической линии, обеспечивающей агрегатную сборку панелей и отсека Ф5 самолета МС-21 с использованием цифровых технологий. В рамках контракта компания ThyssenKrupp System Engineering разработает, выпустит и смонтирует на авиационном заводе "Авиастар-СП" (г. Ульяновск) технологические системы, включающие системы позиционирования и лазерного измерения, управляемые специальными программами, а также оборудование для автоматической клепки панелей. Контракт предусматривает ответственность компании ThyssenKrupp System Engineering за ввод оборудования в эксплуатацию, обучение российских специалистов работе на новом оборудовании, а также консультационные услуги. Сроки ввода в строй технологической линии согласованы с графиком реализации программы МС-21.
С другой немецкой компанией - Durr Systems GmbH - корпорация "Иркут" заключила контракт на поставку полного комплекта технологической линии, обеспечивающей сборку самолета МС-21 на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) с использованием цифровых технологий. Сроки ввода в строй технологической линии позволят собирать по новой технологии не только серийные самолеты, но и первые экземпляры МС-21, предназначенные для летных и статических испытаний. Такая технология, впервые применяемая в России, будет способствовать своевременной сертификации самолета МС-21 и позволит быстро выйти на плановые темпы постройки серийных машин.
Представители правительства республики Татарстан, австрийской компании FACC AG, ОАК и ульяновского ЗАО "АэроКомпозит" на МАКС-2011 объявили о создании совместного предприятия (СП) по производству и продаже композитных агрегатов для гражданских самолетов ОАК. Целью предприятия является организация в России производства комплектующих из КМ, отвечающего мировым стандартам качества. Кроме того, СП позволит создать в Казани 150-500 рабочих мест в высокотехнологическом сегменте промышленности. Компания FACC AG должна обеспечить СП международными заказами. По словам президента компании FACC AG Вальтера Штефана, сотрудничество австрийской компании с ОАК продолжается уже около двух лет (по самолету SSJ100). В первые годы работы СП, австрийская компания рассчитывает на долю в 24% акций в его капитале. "В дальнейшем мы достигнем уровня 40%", - сказал В.Штефан.
Как сообщил заместитель министра промышленности и торговли республики Татарстан Ильдар Мингалиев, к настоящему времени под СП подготовлено 90% площадей КАПО, в июне в качестве уставного капитала передано оборудование, в августе в регистрационную палату переданы документы для получения свидетельства на право собственности (7 зданий и 6 земельных участков), проводится работа по газификации в промышленной зоне, связанной с СП и строительству автодороги. Кроме того, стороны совместно разрабатывают программу для подготовки в вузах Татарстана молодых специалистов, которые будут задействованы в СП.
Изготовление опытной партии агрегатов запланировано на конец 2012 - начало 2013 г. На проектную мощность СП планирует выйти в 2016-2017 гг., его выручка должна достигнуть 200 млн. долл. СП не будет выпускать так называемое "черное крыло" для самолета МС-21 и новых вариантов самолета SSJ100 (его будут делать на другой производственной площадке "АэроКомпозита") предприятие будет заниматься элементами механизации крыла - элеронами, закрылками, стабилизаторами и др.
Компания Eaton и концерн "Авиационное оборудование" заключили соглашение о намерениях по локализации производства компонентов гидравлической системы на базе предприятий ОАО "Концерн "Авиационное оборудование" в рамках реализации проекта МС-21. Кроме того, компания Eaton проведет энергоаудит и сформирует рекомендации по оптимизации энергопотребления на одном из предприятий холдинга "Авиационное оборудование".
В ходе МАКС-2011 ОАК также подписала ряд соглашений, касающихся сотрудничества в различных направлениях авиационной деятельности: соглашение с ГК "Ростехнологии" о стратегическом партнерстве, четырехстороннее соглашение с ОАО "Роснано", холдинговой компанией "Композит" и Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ).
"Ильюшин Финанс Ко" (ИФК)
Кроме упомянутого уже контракта на поставку самолетов МС-21, компания ИФК в ходе салона подписала с фирмой Bombardier соглашение о намерениях, предусматривающее покупку трех самолетов CS100 и семи самолетов CS300 с опционом еще на 10 ВС. Каталожная цена самолета CS300 составляет $66 млн. Поставки самолетов должны начаться в 2015 г. С учетом опциона стоимость контракта в каталожных ценах составляет около $1,2 млрд, но источник в компании отметил, что ИФК получила хорошую скидку как стартовый заказчик самолетов C-Series в России.
Самолеты Bombardier C-серии пока находятся в разработке. К моменту подписания соглашения, компания Bombardier уже имела 133 твердых заказа на эти самолеты.
Интерес ИФК к поставкам зарубежной техники ряд экспертов объясняет как плохой работой российских производителей, так и тем, что компания потеряла часть отечественного рынка из-за позиции основных акционеров ИФК: ВЭБ, владеющий 21,4% акций ИФК, теперь предпочитает финансировать контракты дочерней компании "ВЭБ-лизинг". Рассматривать ИФК в качестве приоритетного партнера перестала и - ОАК (владелец 49% акций). ВЭБ и Александр Лебедев, владеющий еще 28% акций ИФК, оценивают перспективы сделки позитивно, но заблокировать ее может ОАК, который видит в самолетах C-Series прямого конкурента самолету SSJ130.
ИФК может получить и самолеты A320, заказанные Александром Лебедевым для недавно обанкротившейся немецкой авиакомпании Blue Wings. В 2008 г. лизинговая компания Alps-Stream, ранее входившая в структуру Национальной резервной корпорации, подписала контракт с концерном Airbus на поставку 15 самолетов семейства А320, а также опцион еще на 15 лайнеров. Однако чтобы эти соглашения перешли в разряд твердых контрактов ИФК предстоит переписать свой устав, поправки в устав, которые позволят компании заняться лизингом иномарок, могут быть приняты в начале сентября.
ИФК также подписала предконтрактное соглашение с кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion о поставках трех самолетов Ан-158 с опционом еще на три ВС. Ан-158 стоит примерно $25 млн, значит, общая сумма сделки может достичь $150 млн. По словам генерального директора ИФК Александра Рубцова, твердый контракт планируется подписать в сентябре.
ГП "Антонов"
ГП "Антонов" и компания "Волга-Днепр" в ходе МАКС-2011 подписали "Техническое задание на опытно-конструкторскую работу "Модернизированная версия Ан-124-100-150 (Ан-124-100) парка самолетов ООО "Авиакомпания Волга-Днепр" с двигателями Д-18Т серии 3М. Самолет Ан-124-111". Свои подписи поставили президент - генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива и президент Группы компаний "Волга-Днепр" Алексей Исайкин. Этот документ определяет технический облик самолетов "Руслан" в парке авиакомпании Волга-Днепр" после модернизации в вариант Ан-124-111. На самолете будет применена "стеклянная" кабины, БРЭО нового поколения, полностью цифровая система управления самолетом, обновленная силовая установка с цифровой системой управления с полной ответственностью. Это позволит значительно улучшить топливную эффективность самолета, повысить его надежность, снизить уровень шума и затраты на эксплуатацию. "Руслан" получит возможность выполнять посадки по IIIА категории ИКАО.
"Предстоящая модернизация самолетов "Волга-Днепр" - это важный практический шаг к возобновлению выпуска "Русланов", - сказал Алексей Исайкин. - В процессе модернизации будут отработаны многие вопросы технического облика будущих серийных самолетов. Мы более чем уверены, что к этой программе скоро присоединятся новые заказчики - как военные, так и гражданские. "Руслан" очень востребован. Только группа компаний "Волга-Днепр" готова заказать 40 таких самолетов". По мнению А.Исайкина модернизация самолетов обойдется в $400-600 млн.
Вторым подписанным документом стал график выполнения модернизации "Руслана" в вариант Ан-124-111. Его, помимо Д.Кивы и А.Исайкина, подписали генеральный конструктор ГП "Ивченко-Прогресс" Игорь Кравченко и председатель Совета директоров ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. Согласно графику, первый модернизированный самолет поднимется в небо в конце 2013 г.
С авиакомпанией "Волга-Днепр" также было подписано соглашение о совместном продвижении на рынке транспортных самолетов Ан-178.
Кроме того, ГП "Антонов" подписало соглашение о сотрудничестве с ОАО "Авиационная промышленность" (РФ). Основным направлением деятельности сторон по данному соглашению является реализация действующих межгосударственных и межправительственных соглашений в области авиации между Россией и Украиной. В нем оговаривается сотрудничество в разработке и реализации долгосрочных программ в области создания и серийного производства авиационной техники, развития системы ее послепродажного обслуживания, сохранения и укрепления научных и производственных кооперационных связей. Речь идет, прежде всего, о самолетах Ан-148 и Ан-158, а также об Ан-124 и Ан-70. Генеральный директор ОАО "Авиапром" Владимир Кузнецов подчеркнул, что подписанное соглашение "поможет снять некоторые шероховатости технического характера в наших отношениях" и сделать их более результативными.
ОАО "Авиакор - авиационный завод"
На МАКС-2011 "Авиакор" подписал соглашение о сотрудничестве с ОАО "Рособоронэкспорт" в продвижении турбовинтового самолета Ан-140. Помимо этого, "Авиакор" заключил соглашение с производителем специальных систем ОАО "НПП "Радар ММС" об установке оборудования данной компании на Ан-140 в целях создания специальных версий этого самолета.
"Вертолеты России"
Холдинг "Вертолеты России" продал на МАКС-2011 79 транспортных вертолетов Ми-171. 17 августа в присутствии премьера Владимира Путина был подписан твердый контракт на поставку 40 вертолетов Ми-171 авиакомпании "ЮТэйр". Эксперты оценили стоимость контракта в $450 млн. Поставки начнутся в 2012 г. и завершатся в 2013 г. Это соглашение стало своего рода вторым траншем: поставка авиакомпании первых 40 вертолетов была завершена осенью 2010 г. 18 августа генеральный директор холдинга Дмитрий Петров и генеральный директор авиакомпании "Газпромавиа" Андрей Овчаренко подписали контракт на поставку 39 вертолетов Ми-8АМТ. Поставка вертолетов с авиационного завода в Улан-Удэ будет вестись в течение четырех лет, начиная с 2012 г.
"Мотор Сич"
АО "Мотор Сич" подписала соглашение на поставку 12 двигателей Д-436ТП для самолетов Бе-200ЧС.
Корпорация Airbus
Корпорация Airbus и авиакомпания "Трансаэро" подписали меморандум о приобретении восьми самолетов A320neo, каталожная стоимость сделки оценена в $712-730 млн. Корпорация Airbus подписала также меморандум о взаимопонимании с компанией "ВЭБ-Лизинг". Документ предусматривает сотрудничество в сфере финансирования и лизинга воздушных судов, включая обмен опытом, экспертизой и информацией в области финансирования авиатехники. Еще один меморандум корпорация Airbus подписала с корпорацией "ВСМПО-Ависма" - о взаимопонимании для стратегического сотрудничества по производству и поставке продукции с добавочной стоимостью и совместно разработанным проектам. "ВСМПО-Ависма" подписала дополнительное соглашение на поставку титана с фирмами Airbus и Goodrich. "ВСМПО-Ависма" также подписала соглашение о поставке титана с компанией Roll-Royce (оценивается в $250 млн).
Компания Boeing
Компания Boeing в рамках МАКС не получила заказов на свои самолеты. "Большой объем контрактов с российскими перевозчиками уже был заключен на авиасалоне Ле Бурже в этом году,- объяснили в компании,- поэтому Boeing сделал упор на другие виды своей деятельности". В частности, ГК "Ростехнологии" и компания Boeing объявили об укреплении сотрудничества в области производства и обработки титана и расширении бизнеса в области дистрибуции авиационных компонентов и агрегатов, а также авиационных услуг. Также компания Boeing подписала меморандум, согласно которому специалисты подразделения Boeing Flight Services и компании Jeppesen будут взаимодействовать с российскими коллегами по повышению эффективности работы и пропускной способности ведущих российских аэропортов.
В частности, состоялось подписание протокола о намерениях с аэропортом Внуково. Документ подписали генеральный директор ОАО "Аэропорт Внуково" Василий Александров и вице-президент подразделения Flight Services, Commercial Aviation Services, Boeing Commercial Airplanes Шерри Карберри. Предполагается, что благодаря подписанному протоколу в 2013 г. в аэропорту можно будет совершать от 99 до 124 операций в час.
"Ростехнологии"
Соглашение о создании совместного российско-французского предприятия по производству лазерных инерциальных навигационных систем подписали глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов и президент французской группы SAFRAN Жан-Поль Эртеман. Пакет соглашений в области энергосбережения и энергетической эффективности был подписан ГК "Ростехнологии" с компанией "Российская электроника" и представителями ряда регионов. В частности, "Ростехнологии" и "Российская электроника" договорились о сотрудничестве в производстве и внедрении энергосберегающих систем освещения в субъектах Российской Федерации, затем были подписаны соглашения с представителями Ульяновской и Костромской областей, а также Республики Татарстан.
Новикомбанк
Стратегический партнер салона МАКС-2011 Новикомбанк подписал соглашения о сотрудничестве с рядом российских компаний: ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ОАК-Транспортные самолеты", ОАО "Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М.Мясищева", ОАО "Ильюшин Финанс Ко.", ОАО "Вертолеты России", ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля", ОАО "Камов", ОАО "Концерн "Авиаприборостроение" и ОАО "Авиаагрегат". Также было подписано соглашение с ЗАО "Центр научно-технических услуг "Динамика" и ОАО "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства".
Портовая ОЭЗ "Ульяновск-Восточный"
В рамках МАКС-2011 состоялась церемония вручения свидетельства о получении статуса резидента ОЭЗ "Ульяновск-Восточный" первым трем инвесторам проекта. 29 июля 2011 г. первый Экспертный совет, действующий при Министерстве экономического развития РФ, утвердил бизнес-проекты инвесторов с общим объемом инвестиций более 3,5 млрд рублей.
ООО "Волга-Днепр Техникс Ульяновск" реализует в ОЭЗ проект по организации Центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов. В рамках технического обслуживания авиационной техники партнерами компании выступят Boeing Lufthansa Technik. Строительство центра начнется в 2012 г. Объем инвестиций - 2,3 млрд рублей.
ООО "ФЛ Техникс Ульяновск" (дочерняя организация международной компании Avia Solutions Group) организует Центр технического обслуживания воздушных судов типа Boeing, Airbus и др, эксплуатируемых российскими и иностранными авиакомпаниями. Строительство центра начнется в 2013 г. Объем инвестиций - 795 млн рублей.
ООО "Авиационный завод "Витязь" займется организацией сборочного производства самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400. Строительство завода начнется в 2012 г. Объем инвестиций - 457 млн рублей.
ОАО "Авиасалон"
Соглашение о сотрудничестве в области выставочной деятельности подписали Председатель Совета директоров ОАО "Авиасалон" Игорь Золотов и заместитель Председателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров.
Военные контракты не состоялись
Министерство обороны России отложило покупку 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и 60 учебно-боевых самолетов Як-130. Оба контракта, которые планировалось подписать в ходе МАКС-2011, оцениваются в $3 млрд. Поводом для отсрочки стало намерение МО РФ добиться более низких цен на военную продукцию. По словам президента ОАК Михаила Погосяна, контракт на поставку МиГ-29 будет подписан до конца 2011 г. Все 24 самолета будут приписаны к 279-му корабельному авиаполку ВМФ России, базирующемуся на единственном российском авианосце "Адмирал Кузнецов". В ОАК не исключают также и возможности подписания соглашения на поставку Як-130 до конца года.
Холдинг "Вертолеты России" также объявил, что согласование параметров контракта на поставку вертолетов Ка-52 Сухопутным войскам России пока не завершено. Кроме того, МО РФ не может определиться и с количеством палубных Ка-52, которые планируется купить для базирования на кораблях класса "Мистраль".
М.Погосян также рассказал в ходе салона, что МО РФ намерено приобрести более ста военно-транспортных самолетов до 2020 г. По словам генерального директора холдинга "Вертолеты России" Д.Петрова, с Минобороны подписано семь долгосрочных контрактов, три краткосрочных, еще один контракт по поставкам вертолетов Ка-52 находится в стадии подписания. По словам Петрова, "Вертолеты России" в 2011-2020 гг. поставят Минобороны 1150 вертолетов.
До 2020 г. ВВС России также планируют приобрести 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34, из которых будут сформированы пять эскадрилий по 24 самолета каждая. Су-34 будут закупаться поэтапно. В частности, до конца 2011 г. ВВС должны получить шесть самолетов, в 2012 г. - 12. фронтовых бомбардировщиков. Согласно действующим планам, к 2015 г. число Су-34 в составе ВВС России должно составить 70 единиц.
Экспорт
На МАКС-2011 17 августа выступил генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин. Он рассказал, что госкомпания не планирует подписывать на авиасалоне никаких контрактов, поскольку заказы на российскую военную продукцию "и так поступают с опережением графика". В настоящее время портфель экспортных заказов ведомства составляет $36 млрд. В первом полугодии 2011 г. были подписаны более 600 контрактов. При этом Россия за шесть месяцев экспортировала вооружений и военной техники на $5,9 млрд.
Россия в ближайшее время поставит в Аргентину три вертолета Ми-171 под госкредит. Два таких вертолета для грузоперевозок в Антарктиду страна уже приобрела, отметил заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин. По его словам, Рособоронэкспорт ведет поставки вооружения и военной техники под государственные кредиты РФ в Индонезию, Иорданию, Шри-Ланку, Бангладеш. Однако торговля вооружением далеко не всегда прибыльна. Из-за войны в Ливии корпорация "Тактическое ракетное вооружение" потеряла 600 млн евро, сообщил гендиректор корпорации Борис Обносов. Расстраивают и китайские партнеры - в последнее время они в основном заказывают послепродажное обслуживание поставленных ранее вооружения и военной техники.
Прогнозы
Компания Boeing представила прогноз рынка гражданских самолетов в России и СНГ в преддверии салона МАКС-2011. Эксперты компании уверены, что число самолетов в мире к 2030 г. удвоится. Если в 2010 г. их насчитывалось 19410, то через 20 лет их будет 39530. Рынок гражданских самолетов в России и странах СНГ оценен в 1080 новых самолетов ($110 млрд), большая часть из них пойдет на замену устаревшим, а парк расширится на 250 ВС. По сравнению с 2010 г. прогноз был повышен на 12%.
Эксперты подтверждают эти выводы: по темпам роста перевозок Россия опережает Европу почти в два раза. При этом чаще всего отечественные компании покупают иностранные самолеты. В 2010 г. 83% пассажирооборота в России было выполнено на самолетах западного производства, в этом году, по прогнозам, будет 90%. Но летают в России гораздо меньше, чем во всем мире. В США в 2010 г. самолетами воспользовались 600 млн человек, в России - 58 млн. Более того, в Советском Союзе, как и в США сегодня, порядка 90% авиаперевозок осуществлялось внутри страны и только 7-8% пассажиров отправлялись за рубеж. В современной России, напротив, явный перекос: за границу летают 50% пассажиров, потому что внутренние авиалинии практически разрушены.
Концерн Airbus представит свой уточненный прогноз российского авиарынка в ноябре 2011 г. Об этом на салоне сообщил вице-президент концерна Кристофер Бакли. По его словам, "в сентябре будет представлен общий прогноз мирового авиарынка до 2030 г., а российский будет доступен в ноябре". Бакли добавил, что прогноз по России будет повышен на 20%. Он отметил, что согласно заключенным твердым контрактам концерн до 2020 г. поставит в Россию 80 новых самолетов. "Мы постараемся завоевать 40-50% российского авиарынка", - подчеркнул Бакли. Кроме того, по его словам, в планах Airbus ежегодное наращивание продаж в России на 5-10%.
Заместитель министра транспорта страны Валерий Окулов на МАКС-2011 заявил, что авиакомпаниям России до 2025 г. понадобится 1600-1800 новых самолетов. Около половины этого количества придется на узкофюзеляжные магистральные самолеты. Часть спроса Россия намерена обеспечить самостоятельно: Окулов оценил потребность страны в самолетах SSJ100 в 150-180 самолетов, данных по количеству самолетов МС-21 он не привел.
Тем не менее, очевидно, что основными производителями лайнеров для российских авиакомпаний пока останутся Airbus и Boeing, которые, в частности, выпускают дальнемагистральные самолеты. 16 августа на авиасалоне МАКС-2011 глава ОАК М.Погосян заявил, что лайнеры такого типа будут выпускаться и в России, но деталей проекта не привел.
Эксперты литовской компании по аренде экипажей воздушных судов AviationCV.com, отмечают, что растущие объемы авиаперевозок наряду с высоким спросом на новые воздушные суда, предполагают естественный рост рынка пилотов. В ближайшие 20 лет авиакомпаниям мира потребуется более 460000 квалифицированных пилотов, то есть порядка 23000 новых пилотов в год. В Европе и странах СНГ потребность в новых пилотах составит 102000 человек на ближайшие 20 лет. Наибольший спрос на рынке пилотов будет отмечен в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где, согласно прогнозам экспертов, потребность в летных кадрах составит более 180000 человек. В частности Китаю потребуется 72000 пилотов, Латинской Америке - 41000, Африке - 14300, Ближнему Востоку - 36000. По мнению экспертов AviationCV.com высокий спрос на пилотов на развивающихся рынках неминуемо столкнется с проблемой недостаточно развитой инфраструктуры по подготовке авиационных кадров.
Демонстрационные полеты
Главной изюминкой летной программы МАКС-2011 конечно же стал самолет Т-50. Причем 17 августа полеты выполняли оба опытных экземпляра. В публичные дни салона Т-50 выступал в роли ведомого для Су-35 и Су-34.
Пилотажная группа "Стрижи" (шесть самолетов МиГ-29) порадовала зрителей разнообразием пилотажных порядков: "Ромб", "Колонна", "Плотный ромб", "Крест", "Пирамида". В воздухе также демонстрировались МиГ-29ОВТ, МиГ-35 и МиГ-29К (он выполнял роль самолета-заправщика для МиГ-35).
В воздухе свое мастерство продемонстрировали "Соколы России" и "Русские витязи", огромное сердце нари...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 16, 2025
Самой популярной авиакомпанией на международных направлениях для россиян стала Turkish Airlines
Декабрь 16, 2025
Геоскан разработал универсальный модуль навигации для образовательной робототехники
Декабрь 16, 2025
Аварийную посадку совершил самолет в аэропорту Хабаровск
