Источник: Елена Слюсарева // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 19.10.2011, 14:29

"Мы вынуждены принимать те правила игры, которые нам диктуют"


[image]

Правительство РФ и министерство транспорта активно разрабатывают новые меры по регулированию авиаперевозок. О том, как будет работать ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" в новых условиях, а также о дальнейших планах развития компании "АвиаПорту" рассказал генеральный директор перевозчика Александр Кочнев.

- По следам авиакатастрофы под Ярославлем президент РФ поручил правительству принять меры по прекращению работы авиакомпаний, неспособных обеспечить безопасность полетов. Как вы расцениваете данную инициативу?

- Здравая инициатива, но хотелось бы видеть, каким образом она будет реализовываться. Безопасность полетов - очень многофакторное понятие, по каким именно показателям предлагается оценивать способность авиакомпании обеспечить безопасность полетов? Понятно, что ни количество воздушных судов, ни регулярность полетов, ни даже финансовое состояние авиакомпании не могут являться такими показателями.

Уровень организации летной работы, уровень контроля над техническим состоянием воздушных судов - вот первоочередные показатели, по которым следует оценивать способность авиакомпании обеспечить безопасность полетов. Отраслевые стандарты должны четко регламентировать минимально необходимые требования к этим показателям, и в первую очередь нужно оценивать, как авиакомпания выполняет эти требования.

- Как обстоит дело с безопасностью полетов в вашей компании?

- Безопасность полетов всегда была и остается важнейшим критерием в работе авиакомпании "ВИМ-Авиа". Впрочем, я уверен, как и любого другого перевозчика. В компании реализуются меры по профилактике авиационных событий. Осуществляется контроль состояния парка воздушных судов. Помогают нам соответствовать высоким требованиям безопасности полетов регулярные проверки воздушных судов проводимых как российскими авиационными властями, так и инспекциями SAFA при полетах в Европу.

- Минтранс разработал новые правила допуска на международные рейсы для авиакомпаний. Распределять маршруты планируется исходя из величины пассажиропотока, финансовой состоятельности и пунктуальности перевозчика. Справитесь ли вы с такими требованиями?

- Мы вынуждены принимать те правила игры, которые нам диктуют. В мировой практике регулирования авиаперевозок существуют два основных подхода - либо полное государственное регулирование, либо абсолютная свобода - государство не касается коммерческой деятельности и контролирует только безопасность полетов.

Ярким примером первого подхода является США 30 лет назад и Иран сегодня, где отрасль находится под полным государственным регулированием. Даже тарифы на авиаперевозки зафиксированы.

Примером второго подхода является США сегодня - после полной дерегуляции 30 лет назад, рынок авиаперевозок США является крупнейшим в мире.

У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, каждый подход должен соответствовать окружающим условиям. Не сможет нормально развиваться одна отдельно взятая либерализованная отрасль экономики в условиях полного или частичного государственного регулирования других отраслей. Попытки найти золотую середину чреваты тем, что вместо положительных моментов присущих обоим подходам, созданные правила могут содержать все минусы обоих концепций.

К примеру, предлагаемые сейчас правила допуска перевозчиков в первую очередь ориентированы на крупных перевозчиков, тем самым создаются благоприятные условия для вытеснения небольших компаний и монополизации рынка со всеми сопутствующими факторами: доступность услуги снижается до уровня дефицита, цены завышаются, качество падает и т.д. При этом полностью нивелируется эффект либеральной отмены согласований с назначенными перевозчиками.

Следует понимать, что чем в большей степени государство принимает участие в регулировании рынка любой отрасли, в том числе и авиаперевозок, тем большую меру ответственности за результаты деятельности этого рынка оно принимает на себя. И переложить эту ответственность на перевозчика можно только командно-административными методами.

- У вас подписано предварительное соглашение на поставку 10 Ту-204СМ. Когда будет подписан твердый контракт?

- В настоящее время ведутся работы по поиску финансирования данного проекта: я имею в ввиду постройку современного отечественного среднемагистрального воздушного судна. Следует понимать, что развитие гражданского авиастроения в России не может быть делом одной авиакомпании. Это, прежде всего, государственный вопрос - создание и развитие до уровня самоокупаемости высокотехнологичных отраслей экономики, создание дополнительных рабочих мест в этой отрасли. Ни для кого не секрет, что крупнейшие зарубежные авиастроительные корпорации Boeing и Airbus пользовались ранее и продолжают пользоваться сейчас поддержкой своих правительств.

- Возобновляются ли переговоры по приобретению в лизинг самолетов Boeing -717?

- Переговоры по лизингу Boeing-717 приостановлены. Крупнейший действующий эксплуатант этого типа воздушных судов AirTran Airways, вошедший в состав Southwest Airlines, проявил интерес к предлагаемым в аренду воздушным судам. Естественно, предпочтение были отданы ему.

- Каково соотношение регулярных и чартерных рейсов?

- В течение этого года увеличилась доля регулярных пассажирских перевозок, как внутренних, так и международных линиях. Значительно сократился объем чартерных пассажирских перевозок. Авиакомпания полностью покинула такое популярное туристическое направление, как Турция, в разы сократились полеты на Египет. Вызвано это, в первую очередь, тем, что на рынке появилось уже несколько авиакомпаний, субсидиарных крупным зарубежным туристическим операторам, специализирующимся на этих направлениях, которые сейчас жестко регулируют цены на авиаперевозки.

- Каковы успехи в работе по программам ООН?

- Объемы перевозок по программам ООН увеличиваются. По отношению к прошлому году показатели по выполненным пассажирокилометрам выросли более чем в два раза. Данный сегмент рынка очень интересен для нас. В отличие от чартерного рынка пассажирских перевозок РФ, здесь практически отсутствуют сезонные колебания, и достаточно высокий объем перевозок круглый год.

- Каковы производственные и финансовые показатели работы?

- По итогам 9 месяцев пассажиропоток составил 120,8% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Доходы также возросли по отношению к прошлому году на 10%. К сожалению, значительный (до 40%) рост цен на топливо во второй половине сентября негативно скажется на финансовом результате по всему году.

- С какой целью был сделан рестайлинг компании?

- Решение по рестайлингу принято по исключительно утилитарным мотивам - пришло время обновить лакокрасочное покрытие воздушных судов. Существующая раскраска достаточно узнаваема, поэтому было принято решение оставить ее прежней, с незначительными изменениями схемы и цвета. Цвет был изменен на более яркий.

Гораздо большие изменения произошли внутри. Компоновка всех воздушных судов авиакомпании была изменена из моноклассной на двухклассную. В первые салоны были установлены конвертируемые кресла, позволяющие в течении считанных минут переконфигурировать 48 кресел экономкласса (по три в ряд) в 32 кресла европейского бизнес-класса. Таким образом, одни и те же воздушные суда теперь можно использовать как на туристических чартерных направлениях в компоновке полный эконом, так и на регулярных маршрутах, где бизнес-класс составляет существенную доходную составляющую. Данная конфигурация оказалась достаточно популярной среди пассажиров, салон бизнес-класса (в максимальной конфигурации) по многим регулярным направлениям практически всегда заполнен.

 
Ссылки по теме:
Материал «"Мы вынуждены принимать те правила игры, которые нам диктуют"» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Авиакомпания "ВИМ-АВИА", Безопасность полетов, Кочнев Александр, Ан-32 (в процессе тестирования)