О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Году наступил конец, а кто выжил - молодец

Участники авиарынка рассказали "АвиаПорту" о том, каким был для них 2011 год и как компании намерены развиваться в дальнейшем

Прошедший год был неоднозначным для российской авиации. По данным Росавиации, авиационная активность населения впервые превысила показатели 1991 г., российские авиакомпании по итогам 2011 г. перевезли 64 млн человек, что на 12,5% больше показателя 2010 года. При этом в минувшем году существенно сократилось количество авиакомпаний - 37 перевозчиков лишились сертификата эксплуатанта, и на данный момент на рынке коммерческих авиаперевозок осталось 126 компаний. Кроме того, в минувшем году был предпринят ряд мер на усиление безопасности полетов и улучшение финансовой стабильности авиакомпаний.

Участники рынка рассказали "АвиаПорту" о том, каким был для них 2011 год и как компании намерены развиваться в дальнейшем.

"Аэрофлот"

Как сообщили в "Аэрофлоте", в целом год был благоприятным для компании. Количество перевезенных пассажиров в 2011 г. достигло свыше 14 млн человек, что стало рекордом по пассажиропотоку. Ожидаются "неплохие" финансовые результаты.

Наиболее значимыми событиями для компании в прошедшем году стала консолидация с "дочками", переданных перевозчику ГК "Ростехнологии", а также получение четырех самолетов Sukhoi Superjet 100. Кроме того "Аэрофлот" стал обладателем международной премии SkyTrax World Airline Awards в категории "Лучшая авиакомпания Восточной Европы". Помимо этого, перевозчик в очередной раз занял первое место среди европейских компаний в рейтинге качества обслуживания, ежегодно составляемом Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).

Также в прошедшем году была принята стратегия развития компании до 2012 г. В планах на 2012 г. у компании увеличение пассажиропотока, завершение интеграции полученных дочерних компаний, получение первых широкофюзеляжных самолетов, а также решение инфраструктурных проблем.

Ранее компания заявляла, что ожидает в 2012 г. чистую прибыль в размере 1,045 млрд руб.

"Трансаэро"

По данным перевозчика, компания в 2011 г. уверенно развивалась в различных сегментах рынка: это внутрироссийские и международные перевозки, а также прямые международные перевозки пассажиров из различных городов Российской Федерации, минуя московский авиационный узел. Пассажиропоток компании в 2011 г. увеличился на 27,2% и составил 8 млн 453 тыс. 371 человек.

"Трансаэро" в прошедшем году открыла 45 новых маршрутов: 22 из них были открыты из Москвы и Санкт-Петербурга и 23 из восьми других городов России (Екатеринбурга, Казани, Красноярска, Новосибирска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы).

Парк "Трансаэро" также активно развивался и обновлялся за счет приобретения новых воздушных судов, а также вывода самолетов с максимальным сроком эксплуатации. В 2011 г. компания получила 17 новых самолетов: 2 Boeing -777-300, 1 Boeing -777-200, 7 Boeing -747-400, 7 Boeing -737. Компания стала первым эксплуатантом самолетов Боинг-777-300 в России, СНГ и Восточной Европе. В 2011 году компания подписала соглашения на поставку четырех Airbus А380, четырех Boeing 747-8 Intercontinental, четырех Boeing 787 Dreamliner и восьми Airbus A320neo.

Помимо этого, перевозчик продолжал активно внедрять инновационные технологии работы с клиентами. Так, компания ввела услугу регистрации на рейсы с мобильных устройств. При прохождении мобильной регистрации пассажиры смогли получать свой посадочный талон в виде SMS. "Трансаэро" первой в России запустила новый интернет-адрес своего сайта в зоне .mobi для работы на мобильных устройствах. Также была запущена новая версия онлайн-регистрации на рейсы через сайт компании в интернете. Компания также обновила свои мобильные приложения для операционных систем Android и iOS, с помощью которых осуществляется доступ клиентов к электронным сервисам компании.

S7 Airlines

Авиакомпании группы S7 ("Сибирь" и "Глобус", выполняющие полеты под брендом S7 Airlines) в 2011 г. увеличили перевозку пассажиров на 11,4% - до 6 млн 600 тыс. 454 человек. Росту основных показателей способствовало увеличение парка воздушных судов - весной 2011 г. S7 Airlines напрямую с завода получила два современных самолета Boeing 737-800NG. В 2012 г. компания намерена продолжить увеличение парка воздушных судов авиакомпании. В первом полугодии S7 Airlines получит шесть новых самолетов Airbus A320. Первые лайнеры поступят в парк авиакомпании уже в начале февраля.

"Россия"

В пресс-службе перевозчика сообщили, что авиакомпания "Россия" оценивает 2011 г. как успешный. Результаты деятельности компании оправдали прогнозы и ожидания. Несмотря на то, что финансовые итоги года еще не подведены, можно говорить, что достигнут запланированный уровень безубыточности.

Компания продолжила переход в группу компаний "Аэрофлот", при этом сохраняя статус базового перевозчика Санкт-Петербурга и демонстрируя уверенный рост производственных показателей. Собственным парком компании в 2011 г. было перевезено более 3,5 млн пассажиров - прирост к прошлому году составил 15%.

Одним из ключевых показателей работы компании в прошедшем году стало увеличение эффективности эксплуатации самолета Ан-148, так, за 12 месяцев 2011 г. обеспечен устойчивый рост среднемесячного производственного налета часов: в декабре этот показатель составил 308 часов на среднесписочное воздушное судно, а по некоторым отдельно взятым самолетам - до 360 часов. "Эти данные характеризуют достаточную безотказность техники и регулярность выполнения запланированных авиакомпанией рейсов", - подчеркнули в пресс-службе перевозчика.

Прошедший год был богат для перевозчика на проекты в области IT-технологий. Для развития продаж и улучшения сервиса авиакомпании важнейшим проектом года стало внедрение службы информации и бронирования. Были значительно расширены возможности оплаты забронированных авиабилетов. Внутри компании был реализован проект новой телефонной нумерации и нового почтового сервера, дан старт ряду проектов по интеграции существующих программных систем.

В 2012 г. компания продолжит качественное развитие в рамках группы компаний "Аэрофлот", внедряя новые стандарты. Развитие парка компании в текущем году планируется за счет самолетов семейства Airbus A319/320.

"Уральские авиалинии"

"Уральские авиалинии" в 2011 г. продемонстрировали высокие производственные показатели - впервые пассажиропоток авиакомпании превысил 2,5 млн пассажиров, и по сравнению с 2010 годом увеличился на 40%.

Компания продолжила реализовывать программу по обновлению авиапарка, в частности в течение года в операционный лизинг было приобретено 8 самолетов Airbus - на данный момент перевозчик эксплуатирует 22 лайнера (13 А320 и 9 А321). Кроме того, авиакомпания прекратила эксплуатацию самолетов Ту-154М и отныне воздушный парк "Уральских авиалиний" состоит исключительно из зарубежных лайнеров. Все самолеты имеют необходимое оборудование для эксплуатации в соответствии с требованиями правительства, вступающими в силу с 2012 г.

В конце 2011 г. "Уральские авиалинии" приступили к строительству уникального тренажерного комплекса для обучения пилотов Airbus стоимостью 7,5 млн. евро. Строительство будет завершено к весне нынешнего года и позволит авиакомпании отказаться от зарубежных тренировок пилотов.

Планируется, что в 2012 г. пассажиропоток "Уральских авиалиний" увеличится до 3,5 млн. пассажиров. Будут открыты новые рейсы, в том числе в Китай, Европу, а также перевозчик начнет выполнять перелеты из различных регионов РФ, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. Авиакомпания продолжит пополнять воздушный парк, предполагается, что в 2012 г. в операционный лизинг будет приобретено три самолета Airbus. Также в нынешнем году идет проектирование нового ангарного комплекса "Уральских авиалиний" в аэропорту "Кольцово".

"Нордавиа"

В прошедшем году авиакомпания "Нордавиа", несмотря на сложности периода общего экономического кризиса, сохранила все местные линии: из Архангельска в аэропорты "Нарьян-Мар", "Амдерма", "Амдерма-2", "Котлас", "Лешуконское", "Усинск" (Республика Коми). По признанию перевозчика, данные направления низкорентабельные или вовсе убыточные. При этом датировалась только линия Архангельск - Котлас из бюджета Архангельской области, но и то в недостаточном объеме.

Кроме того, "Нордавиа" развивала маршрутную сеть в партнерстве с авиакомпанией "Таймыр" (NordStar) на направлениях из Москвы в Хабаровск и Владивосток, из Норильска в Москву и Красноярск, по другим внутренним линиям России. Благодаря такому партнерству, расширению маршрутной сети в сибирском и дальневосточном регионах, по итогам 2011 г. "Нордавиа" увеличила количество перевезенных пассажиров на 5% - до 1,468 млн человек.

Как отмечают в компании, в 2012 г. работа по развитию партнерских отношений с авиакомпанией "Таймыр" под брендом NordStar будет продолжена с большей активностью. Так, с февраля на линии Архангельск - Нарьян-Мар начаты полеты на самолете ATR42. Полеты будут выполняться экипажами "Таймыра" под коммерческой ответственностью "Нордавиа". В течение 2012 г. планируется заменить по данной схеме воздушные суда Ан-24 и на других линиях.

"Якутия"

"Авиакомпания "Якутия" в 2011 г. выполнила поставленные задачи по расширению маршрутной сети, обновлению парка воздушных судов, обеспечению роста объемов работ", - отметил генеральный директор компании Иван Простит. За 2011 год на самолетах компании было перевезено 1 млн 18 тыс. 999 пассажиров. В структуре перевозок наибольший удельный вес сохранился за перевозками пассажиров на межрегиональных направлениях, они составили 64,7%.

Самым знаковым событием для авиакомпании стало то, что в декабре впервые был преодолен рубеж в 1 млн пассажиров, перевезенных за год. "Таким образом, установлена новая планка на пути развития компании. В дальнейшем планируется только наращивать показатели", - добавляет И.Простит.

Авиакомпания в 2011 г. открыла 12 новых направлений: Якутск - Анадырь, Москва - Чита, Хабаровск - Краснодар, Петропавловск-Камчатский - Иркутск - Краснодар, Москва - минеральные Воды, Иркутск - Мюнхен, Краснодар - Барселона, Краснодар - Фергана, Магадан - Певек, Магадан - Марково, Хабаровск - Ноглики, Хабаровск - Зональное.

Перспективным является развитие международных направлений из региональных аэропортов и их интегрирование с действующей маршрутной сетью авиакомпании. Запланированные расширение маршрутной сети и дальнейшее обновление парка воздушных судов позволяет перевозчику прогнозировать увеличение объемных показателей на 7-8% по отношению к 2011 году.

Кроме того, компания в 2012 г. рассчитывает обновить парк воздушных судов: ввести в эксплуатацию самолеты Sukhoi Superjet 100 и Bombardier Dash Q300. Пополнение регионального флота авиакомпании воздушными судами Dash Q300 направлено на развитие внутрирайонных перевозок. Также запланировано обновление магистрального парка воздушных судов.

Помимо этого, наступивший год должен стать для авиакомпании годом внедрения новых информационных систем практически по всем видам деятельности - от программ управления ресурсами и доходами до автоматизированной системы управления производством. Для повышения уровня сервиса в новом году запланировано внедрение функций интернет-регистрации на рейсы и онлайн-заказа бортового питания.

"Кубань"

"Авиационные линии Кубани" (работает под брендом "Кубань"), между тем, считают, что прошлый год был кризисным для всей российской авиационной отрасли. На фоне роста количества перевезенных пассажиров доходность перевозок снижается. Инициативы государства по сокращению авиаперевозчиков, приведут к снижению доступности региональных перевозок; создание дополнительных барьеров для развития авиации вносили нервозность среди действующих авиакомпаний, а несовершенство законодательной базы привело к уходу с рынка ряда перспективных перевозчиков - драйверов рынка.

"Между тем, непосредственно для авиакомпании 2011 г. был скорее успешным, но неоднозначным", - отметили в компании. Ключевыми в прошедшем году событиями компания считает подписание соглашение на поставку 12 Sukhoi Superjet 100 (в начале этого года планируется подписание контракта, работает техническая группа по согласованию параметров поставляемых самолетов), создание второй базы полетов во "Внуково" и организацию обособленного подразделения в Москве, выход на новые рынки за счет ухода ряда авиакомпаний.

За счет увеличения флота в компоновке экономкласса на 7 воздушных судов (4 Boeing и 3 Airbus) и последующей переориентации на чартерный сегмент, были достигнуты одни из высоких в отрасли показателей пассажира потока. В тоже время в течение года попытка слияния со Sky Express оценивается компанией как неудачной. При этом в зимний сезон была существенно сокращена внутренняя регулярная маршрутная сеть, что не позволило компании достичь прогнозного результата - более 1 млн пассажиров.

Авиакомпания в прошедшем году перешла на другую систему бронирования, что позволило реализовать продажи на другом качественном уровне, с подключением дополнительных услуг, таких как, например, такси. Было запущено несколько новых сервисов, программа групповых перевозок, совместно с "ТАВС Кубань" - услуга такси с заказом в салоне самолета. Клиентам предложены новые способов оплаты услуг: безналичная, через систему партнеров по приему платежей и сертификатами.

Что касается вводимых с этого года госинициатив, "Кубань" соответствует всем сертификационным требованиям, предъявляемым государствам в части безопасности полетов, количества воздушных судов в парке и оснащения этих самолетов необходимым оборудованием. В спецификациях к свидетельству эксплуатанта авиакомпании числиться 12 ВС Як-42. Четыре самолета Як-42 российского производства оснащены системой TCAS (система предупреждение столкновений ВС в воздухе); системой GPWS (система предупреждения о близости земли, имеющая функцию оценки рельефа местности в направлении полета); в соответствие требованиям ЕС для полетов в Европу необходимо иметь стационарное индивидуальное кислородное оборудование пассажирского салона ВС. Этим требованиям соответствуют и выполняют полеты в страны ЕС два воздушных судна Як-42.

В 2012 г. "Кубань" планирует постепенное расширение сети маршрутов на международных и внутрироссийских направлениях. В течение года компания намерена пополнить флот компании до пяти среднемагистральных воздушных судов западного производства, а также приступить к развитию региональной сети маршрутов и вводу в парк региональных воздушных судов вместимостью до 70 кресел. Кроме того, компанией намечен план вывода из парка Як-42 и реструктуризация авиатехнической базы.

"Донавиа"

Знаковым событием для "Донавиа" стала интеграция коммерческой деятельности с "Аэрофлотом". В рамках интеграционных процессов расписание и маршрутная сеть "Донавиа" были оптимизированы и полностью встроены в маршрутную сеть "Аэрофлота" - с ноября месяца "Донавиа" выполняет рейсы по новому расписанию. В рамках интеграции с "Аэрофлотом" рейсы "Донавиа" стали доступны под кодом "Аэрофлота" во всех системах бронирования и продажи, в которых участвует SU.

Представитель "Донавиа" отмечает, что важной задачей на 2012 г. явился переход на единые стандарты обслуживания в аэропортах и на борту. "Нам предстоит еще много сделать в этом направлении, но, например, уже сейчас нормы бесплатного провоза багажа на рейсах "Донавиа" приведены в соответствие с нормами "Аэрофлота" и едины для всех совместных прямых и трансферных маршрутов", - говорит собеседник.

В 2012 г. авиакомпания планирует начать обновление парка самолетов: уже весной на маршрутах компании появятся самолеты Airbus А319. В летнем расписании планируется открытие новых направлений Ростов/Минеральные Воды - Анталья, Сочи - Екатеринбург/Волгоград, Минеральные Воды - Ростов, увеличится частность по ряду направлений.

"Ак Барс Аэро"

Генеральный директор авиакомпании "Ак Барс Аэро" Петр Трубаев отмечает, что в 2011 г. обозначилась важная тенденция интеграции авиакомпаний и сокращение количества перевозчиков. По его словам, это усилило конкуренцию и дает предпосылки к улучшению бортового сервиса. "Прогноз на 2012 год: все лучшее будет приумножено, а проблемные ситуации - сведутся к минимуму", - добавляет он.

Компании запомнился минувший год целым рядом позитивных событий. Среди них - получение кода IATA, выполнение международных регулярных рейсов. Все, намеченное бизнес-планом в 2011 году - выполнено, а по отдельным проектам - перевыполнено.

"Согласно нашей стратегии развития, мы успешно завершили первый этап - повысили узнаваемость бренда и укрепили имидж авиакомпании на федеральном уровне. Следующий этап - развитие трансфертной программы, использование нестандартных маркетинговых инструментов для предоставления сервиса, максимально отвечающего запросам клиентов", - добавляет П.Трубаев.

"Ак Барс Аэро" в 2011 г. перевезла свыше четверти миллиона пассажиров. Существенно укреплен сектор чартерных перелетов. Количество заказных рейсов за 2011 г. увеличилось на 78 % по сравнению с аналогичными данными 2010 г.

Говоря о планах развития перевозчика в 2012 г., в компании отметили, что в настоящее время формируется стратегия интегрированного развития авиакомпаний "Ак Барс Аэро" и "Татарстан". Перевозчики приступают к совместной эксплуатации самолетных парков, прорабатывают проекты интерлайн и кодшер-соглашений, что позволит увеличить рентабельность перелетов и развить татарстанский аэроузел Казань - Бегишево - Бугульма. Это позволит расширить маршрутную сеть, увеличить показатели загрузки и построить крупнейшую авиакомпанию Поволжья, обеспечивающую подлет в казанский аэропорт из близлежащих региональных аэропортов с дальнейшим разлетом по всему миру. В весенне-летнюю навигацию планируется ввод новых регулярных международных направлений. Например, Казань - Симферополь и Казань - Санкт-Петербург - Вильнюс. Совместно с "Татарстаном" прорабатываются проекты международных туристических чартеров.

Говоря о вводимых с этого года госинициативах в части установки систем предупреждения о сближении в воздухе и с землей, в "Ак Барс Аэро" отметили, что более 90% самолетного парка оснащено в соответствии современными мировыми требованиями. Следуя постановлению Росавиации о переоснащении ряда отечественных самолетов, перевозчик намерен дооборудовать и Як-40 с салоном VIP-комплектации. Самолеты Як-40 в стандартной комплектации салона будут выводиться из эксплуатации согласно бизнес-плану к концу 2015 года. Также компания в 2012 г. планирует пополнение парка восьмью Bombardier CRJ-200....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка