О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обслуживание современных самолетов становится дешевле

Передовые технологии используются не только при создании новых самолетов, но и в процессе организации их технического обслуживания и ремонта

Появление новых самолетов на авиационном рынке всегда скрывает за собой огромный объем работ, который был выполнен как в процессе создания авиалайнера и который только предстоит выполнить с момента его запуска в эксплуатацию. Сюда можно отнести организацию технического обслуживания, создание учебно-тренировочных центров и заключение соглашений с поставщиками запчастей - все это направлено на формирование обширной сети послепродажного обслуживания своих продуктов. При этом передовые технологии используются не только при создании новых самолетов, но и в процессе организации их технического обслуживания и ремонта.

Новое поколение пассажирских авиалайнеров во многом похоже на своих предшественников. Конечно, Boeing 787 и Airbus A350 отличаются от предыдущих авиалайнеров, таких как Boeing 767 и Airbus A330, применением современных технологий и другими различными новшествами, но все-таки главное отличие - это существенное сокращение трудоемкости технического обслуживания самолетов. В основном, добиться этого удалось за счет перехода от алюминия к композитным материалам, которые широко применяются при создании лайнеров 787 и A350. Как известно, по сравнению с традиционным алюминием композитные материалы являются более устойчивыми по отношению к усталостным разрушениям и коррозии. Корпус самолета Boeing 787 практически на 50% выполнен из композитных материалов, а затраты на ТОиР этого лайнера в течение его жизненного цикла будут приблизительно на 30% меньше по сравнение с предыдущим семейством Boeing 767. В результате должны будут снизиться расходы запасных частей, а периодичность обслуживания между тяжелыми формами увеличится до 10 лет.

Безусловно, все это приведет к значительному сокращению затрат авиакомпаний на организацию работ по ТОиР новых самолетов. По оценкам консалтинговой группы Seabury, несмотря на большое увеличение парка эксплуатируемых самолетов новых модификаций к 2025 г. затраты на тяжелые формы технического обслуживания этих лайнеров во всем мире увеличатся лишь до $40 млрд. Не последнюю очередь в таком сокращении расходов на ТОиР будут играть специальные программы послепродажного обслуживания, которые предлагаются компаниями Boeing и Airbus своим клиентам.

Для самолетов 787-й серии компания Boeing разработала собственную программу послепродажного обслуживания, получившую название GoldCare. Первоначально данная программа, включавшая в себя поставку материалов и запчастей, ТОиР и инжиниринг, планирование и круглосуточную поддержку эксплуатантов, распространялась исключительно на самолеты Dreamliner, однако уже в апреле 2011 г. область применения программы была расширена, и услуги GoldCare стали доступны эксплуатантам лайнеров семейства 737NG.

Поначалу в программу GoldCare предполагалось включить операции по линейному обслуживанию самолетов, однако позже Boeing все-таки решила отказаться от этих услуг. В результате компания SR Technics была исключена из списка партнеров программы GoldCare. В то же время объем работ по линейному обслуживанию, по оценкам аналитиков, является довольно существенным. Например, прогнозируется, что в денежном выражении объем услуг по линейному обслуживанию лайнеров 787-й серии до 2020 г. увеличится с $19 млн до $650 млн.

Стартовым заказчиком программы GoldCare стало британское отделение туристической компании TUI Travel, которая подписала с Boeing контракт на обслуживание по программе GoldCare всех 13 заказанных лайнеров 787-й серии на протяжении 12 лет с момента поставки каждого самолета. По прогнозам американского авиастроительного концерна, услуги по программе GoldCare должны приобрести около половины заказчиков лайнеров 787. По оценкам аналитического агентства OAG, к 2015 г. в эксплуатацию будет запущено 443 самолета Boeing 787, тогда как до 2020 г. их количество увеличится до 1171 единицы. Таким образом, с 2015 по 2020 г. объем работ по тяжелому обслуживанию этих лайнеров увеличится с $9 млн до $43 млн, объем работ по обслуживанию комплектующих вырастет с $207 млн до $648 млн, тогда как объем работ по модификации лайнеров увеличится с $1 млн до $161 млн.

И здесь эксперты подчеркивают значительную разницу между объемом работ по линейному и тяжелому обслуживанию лайнеров 787-й серии в 2020 г., которые составляют $650 млн и $43 млн. Как отмечают аналитики, таковы современные тенденции - увеличение частоты проведения линейных форм обслуживания и повышение долговечности самолетов, что позволяет увеличить интервалы между тяжелыми формами обслуживания. Для сравнения приводятся данные по самолетам семейства 737NG: в 2011 г. объем работ по линейному обслуживанию этих лайнеров составил $1,2 млрд, тогда как объем работ по тяжелому обслуживанию был равен $703 млн.

Впоследствии в программу GoldCare компанией Boeing были включены и самолеты 747-400. По мнению ведущих аналитиков, американский авиаконцерн такими действиями пытается захватить существенную долю рынка услуг по ТОиР самолетов, объем которого оценивается в $2,3 трлн за два следующих десятилетия. Можно также отметить, что в 2011 г. на долю подразделения Boeing Commercial Aviation Services пришлось 15% от общего объема доходов Boeing Commercial Airplanes, иными словами, на услугах по ТОиР самолетов и послепродажному обслуживанию в прошлом году американский концерн заработал $5,43 млрд.

Однако такая экспансия Boeing на рынок услуг по ТОиР самолетов вызывает негативную реакцию у крупнейших представителей этого сегмента. В частности, руководство компании Lufthansa Technik считает, что авиастроители должны сосредоточить свои усилия исключительно на создании самолетов, а не выбираться на рынок послепродажного обслуживания. На их взгляд, этот рынок уже переполнен, хотя некоторые эксперты придерживаются мнения, что выход новых участников на этот рынок еще возможен.

Как бы то ни было, но пока программа GoldCare не пользуется высокой популярностью на рынке. Причем в последнее время сразу ряд европейских компаний объявили о запуске собственных программ по послепродажному обслуживанию самолетов 787-й серии. В числе таких компаний Air France Industries KLM Engineering & Maintenance и Lufthansa Technik. Причем услугами Lufthansa Technik по обслуживанию лайнеров Boeing 787 решила воспользоваться японская авиакомпания Japan Airlines. В то же время у Boeing пока есть только один авторизованный партнер по предоставлению услуг в рамках программы GoldCare. Это британская компания Monarch Aircraft Engineering, которая будет оказывать услуги по обслуживанию самолетов 787-й серии несмотря на отмену заказа со стороны Monarch Airlines на эти лайнеры.

Что касается компании Airbus, то она также стремится сократить затраты на обслуживание своих лайнеров. Например, при разработке самолетов A380 инженеры и руководство Airbus провели огромное количество рабочих встреч с представителями авиакомпаний и основных поставщиков, на которых обсуждались проблемы повышения надежности и долговечности новых воздушных судов. На этих встречах было решено, что одним из способов увеличения надежности самолетов и снижения трудоемкости их обслуживания является установка специальных датчиков и мониторов на самолете, которые позволяют в реальном времени отслеживать состояние основных систем и узлов авиалайнера. Впоследствии Boeing также стала использовать подобный подход на своих новых самолетах.

В 2011 г. объем работ по линейному обслуживания лайнеров A380, по оценкам фирмы OAG, составил $53 млн. К 2015 г., когда в эксплуатации будет находиться уже 218 лайнеров A380, эта цифра увеличится до $136 млн, тогда как объемы работ по тяжелому обслуживанию будут составлять $115 млн. В 2020 г. с увеличением парка лайнеров A380 до 326 машин объемы работ по линейному и тяжелому обслуживанию этих самолетов будут составлять $197 млн и $234 млн соответственно. Если проанализировать эти цифры, можно прийти к выводу, что тяжелые формы обслуживания лайнеров A380 требуют гораздо больших затрат по сравнению с более современными самолетами Boeing 787. И в случае A380 разница между линейной и тяжелой формами обслуживания сравнительно невелика. Напомним, что корпус самолетов 787-й серии на 50% состоит из композитных материалов, тогда как доля этих материалов в корпусе лайнера A380 составляет лишь 25%. Иными словами, интервал между тяжелыми формами обслуживания для самолетов Dreamliner составляет 144 месяца, тогда как для A380 этот интервал равен 72 месяцам. В результате, на практике мы получаем увеличение затрат на тяжелые формы обслуживания самолетов A380 в течение всего срока их использования.

Некоторые эксплуатанты лайнеров A380 подписали с компанией Airbus контракты на предоставление услуг по послепродажному обслуживанию самолетов в рамках программы, получившей название Flight Hours Services (FHS). Есть независимые компании, предлагающие комплекс услуг по ТОиР самолетов, которые инициировали запуск собственных программ обслуживания лайнеров A380. Так, например, авиакомпании Lufthansa и Air France создали собственное совместное предприятие, получившее название Spairliners, которое оказывает услуги по техническому обслуживанию самолетов A380, осуществляет поставку запчастей и комплектующих, проводит ремонтные работы и т.д. В 2009 г. контракт на обслуживание своих самолетов A380 с компанией Spairliners подписал крупнейший австралийский перевозчик Qantas. Контракт покрывает обслуживание 20 лайнеров A380 в парке авиакомпании Qantas сроком на 10 лет.

В ближайшие годы концерн Airbus выпустит на рынок сразу несколько модификаций новейших лайнеров A350, корпус которых, также как и в случае с Boeing 787, на 50% выполнен из композитных материалов. По прогнозам экспертов, затраты, связанные с тяжелыми формами обслуживания этого самолета, будут сопоставимы с затратами для лайнеров 787-й серии.

По оценкам компании OAG, к 2015 г. в эксплуатации будет находиться 71 самолет A350-900. Объем работ по линейному обслуживанию этих лайнеров составит $39 млн, а учитывая их небольшой возраст, тяжелых форм обслуживания пока не потребуется, поскольку они выполняются с периодичностью в 12 лет. К 2020 г. в эксплуатации будет находиться уже более 400 самолетов семейства A350. При этом объем работ по их линейному обслуживанию будет составлять $222 млн, тогда как на тяжелые формы обслуживания будет потрачено $15 млн.

Обзор подготовлен по материалам Airline Fleet Management, Aviation Week и Flightglobal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка