О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЦИАМ исследует процессы в двигателе для гиперзвукового аппарата

ЦИАМ проводит научно-исследовательские работы по отработке интеграции силовой установки и фюзеляжа гиперзвукового летательного аппарата

Москва. 22 апреля. АвиаПорт - Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова" (ЦИАМ) проводит научно-исследовательские работы по отработке интеграции силовой установки (СУ) и фюзеляжа гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА), сообщил "АвиаПорт" Первый заместитель генерального директора ЦИАМ Валентин Солонин.

По его словам, фюзеляж гиперзвукового летательного аппарата, по сути, является летающими двигателем. Поэтому чрезвычайно важен правильный выбор интегрированной компоновки двигателя и фюзеляжа. По программе "Национальная технологическая база" отрабатываются технологии интегрированной СУ нескольких типов для выбора оптимального варианта. Исследования проводятся в целях обеспечения технологической готовности к созданию в перспективе опытного образца ГЛА в рамках конкретной поставленной задачи. В.Солонин подчеркнул, что ведущиеся научно-исследовательские работы проводится не в рамках конкретного изделия (ЛА), а в рамках отработки технологий.

По словам собеседника, ЦИАМ исследует вопросы интеграции двигателя и ЛА, организации эффективного рабочего процесса, охлаждения и других важных научных вопросов, связанных с гиперзвуковыми скоростями. "В проводимых исследованиях рассматриваются происходящие в двигателе силовой установки гиперзвукового летательного аппарата процессы эффективного сжатия, горения и расширения в комплексе с интеграцией с конструкцией самого с ГЛА. Кроме того, активно исследуются тепловое состояние двигателя в совокупности с конструкцией ЛА. Так как температура внутри двигателя составляет 2600-2700 градусов, а сам полет является достаточно продолжительным, то возникают проблемы теплового состояния", - пояснил он.

Завершение проводимого этапа исследований можно ожидать в пределах трех-пяти лет. "Такой сжатый срок реализации программы исследований обусловлен широким фронтом проводимых на Западе работ по гиперзвуковой тематике, который базируются на соответствующих стратегиях и программах с поддержкой государства", - подчеркнул В.Солонин.

По его мнению, проводимые исследования в сегодняшних отечественных программах занимает крайне незначительную долю, и поэтому ЦИАМ может проводить исследования только собственными силами и не имеет возможность сформировать необходимую большую кооперацию. На сегодня все сводится к выбору и обоснованию ближайших целей и возможностей.

В рамках выполняемых ЦИАМ работ по гиперзвуковым исследованиям создан крупнейший в Европе стенд для исследования и отработки проблемных вопросов создания гиперзвуковых двигателей. В 2010 году были успешно проведены пусковые испытания крупнейшего в Европе высотного гиперзвукового стенда. "Создание стенда стало возможным только в рамках программы "Национальная технологическая база", - напомнил собеседник.

По его словам, сегодня ЦИАМ может испытывать крупномасштабные интегрированные модели длиной порядка 3-х метров, а в дальнейшем и модели, близкие к натуральной величине ЛА. В настоящее время на стенде можно имитировать параметры, соответствующие условиям полета вплоть до скоростей М=6, а развитие в дальнейшем предусматривается и для более высоких гиперзвуковых чисел М. Разрежение в рабочей части стенда обеспечивается работой эксгаустерных машин высотно-компрессорной станции. Разработанный в рамках госконтракта с Роснаукой генератор высокоэнтальпийного воздушного потока создает необходимые полные параметры рабочего газа. Рабочая часть стенда позволяет при гиперзвуковых скоростях проводить исследования рабочего процесса в интегрированных экспериментальных объектах "двигатель + фюзеляж".

В.Солонин дополнил, что в настоящее время разрабатывается Стратегия развития двигателестроения на период до 2025-2030 годов. Она предполагает очень широкие исследования, причем нетрадиционных схем двигателей, например, двигатели с открытым ротором, комбинированные двигатели, распределенные силовые установки и многое другое. Головным предприятием остается ЦИАМ. ЦИАМ сейчас в рамках создания "Национального исследовательского центра" формирует программу развития науки и технологии. Она может стать частью государственной программы развития авиационной промышленности и авиации в стране....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка