О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Семейство двигателей ПД-14 планируется устанавливать на нескольких типах самолетов

Создаваемое ОАО "Авиадвигатель" перспективное семейство авиадвигателей на базе унифицированного газогенератора двигателя ПД-14 тягой 14 т планируется устанавливать на нескольких типах самолетов

Москва. 5 мая. АвиаПорт - Создаваемое пермским ОАО "Авиадвигатель" перспективное семейство авиадвигателей на базе унифицированного газогенератора двигателя ПД-14 тягой 14 т планируется устанавливать на нескольких типах самолетов. Об этом сообщил генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев, выступая с докладом на Двенадцатом Международном салоне "Двигатели-2012" в рамках проведенного "Научно-технического Конгресса по двигателестроению".

Ниже приводится изложения доклада, с которым выступил А.Иноземцев.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) создания силовой установки с перспективными отечественными двигателями проекта ПД-14 для перспективного магистрального самолета МС-21 и семейства самолетов на его базе являются самыми крупными в структуре ОАО "объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) в области гражданского двигателестроения.

К сожалению, по проекту ПД-14 в средствах массовой информации много публикация недобросовестного содержания по этому проекту, отметил А.Иноземцев. Поэтому стоит более глубоко рассказать о работах над проектом создания семейства двигателей на базе ПД-14. В прошлом году между корпорацией "Иркут" и ОДК было подписано Соглашение о совместном продвижении на авиарынок самолета МС-21 с двигателями ПД-14.

Основой создания семейства авиадвигателей различных по назначению и взлетной тяги является унифицированный газогенератор (ГГ). Создавая технологии проектирования, производства, послепродажного обслуживания и ремонта разработчик двигателя не замыкается только использованием двигателя на одном типе самолета МС-21. Вкладывая огромные деньги в проект ПД-14, разработчик претендует на то, чтобы доведя вместе с ЦИАМ и другими предприятиями унифицированный ГГ, можно было бы создавать впоследствии разные по мощности и по назначению силовые установки различных типов самолетов. Работа по унифицированному ГГ проводилась несколько лет.

Новый унифицированный ГГ позволяет уверенно претендовать на "нишу" ближнемагистральных самолетов с двигателями порядка 7 т тяги, "нишу" тяжелых дальнемагистральных самолетов с уровнем тяги порядка 18-20 т (например, по теме "Самолет 2020"). Этот ГГ позволяет создать очень эффективную силовую установку для тяжелых вертолетов класса Ми-26. Такой уникальный двигатель (Д-136) сегодня есть, но он создавался запорожскими коллегами 40 лет назад. Двигатель отечественной разработки на основе унифицированного ГГ позволит кардинально, на 15-20% повысить топливную эффективность двигателя, снизить массу двигателя на 17-20%.

Параллельно с разработкой базового двигателя ПД-14 для МС-21, начаты работы по двигателю меньшей мощности по согласованию с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" для удлиненной и более тяжелой версии самолета СуперДжет130. Работы ведутся над двигателем класса 10 т тяги. На сегодня уже получено Техническое задание, и разработчик приступил к проработкам такого двигателя.

Медленнее, но ведутся работы по разработке самой мощной на сегодня версии семейства ПД-14 - двигателю на тягу до 16 т для тяжелой версии семейства МС-21. Также ведутся работы и над двигателем для нового военно-транспортного самолета грузоподъемностью порядка 25-30 т.

Также в перспективе разработчик ПД-14 видит и возможность применения двигателей семейства ПД-14 в ремоторизации самолетов военно-транспортной авиации типа Ил-76МД и транспортных самолетов для авиакомпаний Ил-76ТД. Самолеты Ил-76 и сегодня готовы к ремоторизации с заменой установленных на них двигателей Д-30КП на современные ПС-90А-76. При этом ремоторизованный Ил-76 повысил грузоподъемность, стал соответствовать всем мировым экологическим нормам. Однако можно считать, что самолеты Ил-76 способны летать еще 30-40 лет, то есть ремоторизация должна проводиться дополнительно. Считается, что через 5-7 лет разработчик предложит очередной этап ремоторизации самолета Ил-76, так как применение на нем двигателей семейства ПД-14 позволит еще более повысить эффективность эксплуатации на многие годы вперед.

Также на базе нового ГГ получаются наземные промышленные газотурбинные силовые установки для энергетики и транспортировки газа и нефти с перспективными параметрами, прежде всего, по топливной эффективности.

Год назад начались стендовые испытания ГГ. На сегодня их в работе два. Для испытаний ГГ был построен самый мощный по своему исследовательскому потенциалу испытательный стенд, который может одновременно измерять 2000 параметров. Четвертого апреля этого года началась сборка двигателя-демонстратора ПД-14. В конце мая или середине июня планируется поставить его на испытательный стенд.

При создании ПД-14 для двигателя была выбрана классическая схема и оптимальные параметры - размеры вентилятора примерно как у ПС-90А, достаточно высокая двухконтурность 8,5. Силовая установка ПД-14 весит около 4000 кг. Двигатель ПС-90А тягой на две тонны больше весит на три тонны больше. Разработчик уверен, что при налетах ПД-14 10-15 тысяч часов "на крыле" или 5-7 тысяч циклов параметры двигателя не будут ухудшаться более чем на два процента.

Создание ПД-14 можно охарактеризовать применением огромного объема новейших технологий и применением очень большого количества новейших материалов. Проведенный совместно с ЦИАМ и ВИАМ анализ возможности применения иностранных материалов, которые можно закупить на рынке, в частности, и тех материалов, которые применяются на двигателе САМ146, показал, что двигатель ПД-14 из материалов, которые доступны сегодня на рынке, получается почти на 500 кг тяжелее. У разработчика двигателя и ОДК в целом не было иного пути, как создания собственных перспективных материалов.

В 2011 году завершился этап создания научно-технического задела (НТЗ) по материалам и технологиям. Этот НТЗ создавался годами и десятилетиями. Сейчас все материалы, которые будут применены при производстве ПД-14, уже созданы и находятся в серийном производстве. Последние три года были произведены закупки самого совершенного технологического оборудования, которое уже установлено на предприятиях, участвующих в производстве ПД-14. Сегодня мы можем закупать самое современное оборудование, которое устанавливается на предприятиях наших западных конкурентов, но технологии никто не продает и они создавались ведущими НИИ отрасли и страны.

Государство приняло решение о финансовой поддержке проекта и на сегодня в проект ПД-14 вложено 19 млрд рублей, а это 70% стоимости технологического оборудования, оснастки и т. д.

Впервые сформирована большая команда специалистов, которая работает над проектированием и созданием узлов и систем двигателя. Практически в кооперации по созданию двигателя участвуют все крупные предприятия авиадвигателестроения России и Украины, где на сегодня завершается изготовление камеры сгорания двигателя на альтернативной основе - будет проведен конкурс на лучшую камеру сгорания. Практически все крупные изготовители двигателей, узлов и агрегатов будут задействованы и в серийном изготовлении двигателя.

Из освоенных технологий надо сказать в первую очередь о производстве пустотелой лопатки. Уже лет 25 действует мировая норма, в соответствие с которой при обрыве лопатки вентилятора она ни при каких обстоятельствах не должна попасть в фюзеляж. Поэтому при сертификации одна лопатка весом 8-10 кг обрывается под корень. Весь мир пошел на облегчение лопатки. До прошлого года только три завода в мире делали пустотелые лопатки, теперь такое производство имеет и наша корпорация на Уфимском моторостроительном производственном объединении. Пока на опытную партию такие лопатки делаются в академическом институте проблем сверхпластичности. Однако параллельно на заводе в Уфе строится цех с самым современным оборудованием для серийного производства пустотелых лопаток. В июле этого года планируется получить первую партию таких лопаток по серийной технологии.

В Перми делается большая часть мотогондолы, не делаются только воздухозаборник и капоты двигателя. В конструкции мотогондолы ПД-14 ожидается широчайшее применение полимерных композиционных материалов. На сегодня в мотогондоле ПС-90А примерно 37% композиционных материалов (от массы двигателя), но маркетинговый анализ показал, что с 2016 года отечественная разработка будет конкурентоспособна на рынке, только если доля композитов в мотогондоле составит 60-70%. На сегодня завершается формирование кооперации по серийному изготовлению мотогондолы. Разработчиком и держателем документации на нее является ОАО "Авиадвигатель". Воздухозаборники будет изготавливать Воронежский авиазавод, он и сегодня их производит для ПС-90А. ВАСО в этой части очень хорошо оснащено и готово к выпуску воздухозаборников для ПД-14.

Кроме того, в Перми на территории технического университета построены две уникальные лаборатории, соответствующие мировому уровню. В этих лабораториях будут не только создавать опытные технологии, но и обучать будущих специалистов. Создана также специальная IT-структура, насчитывающая 4 тыс. компьютеров, которая обрабатывает огромное количество экономической, технической и др. информации между предприятиями кооперации....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка