О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лизинг поддержат по-новому

ИФК подписала твердый контракт на поставку авиакомпании "Ангара" трех Ан-148-100Е. На примере этой сделки власти намерены "обкатать" новую схему субсидирования поставок отечественных воздушных судов

Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) подписала твердый контракт на поставку авиакомпании "Ангара" трех самолетов Ан-148-100Е на условиях финансового лизинга. Договор ИФК с Воронежским акционерным самолетостроительным обществом на поставку воздушных судов был заключен еще в конце марта 2012 года. На примере сделки с "Ангарой" власти намерены "обкатать" новую схему субсидирования сделок по поставкам отечественных воздушных судов российским перевозчикам. Как ожидается, она позволит обойти существующие ограничения, накладываемые вступлением России в ВТО.

Твердый контракт с "Ангарой" компания "Ильюшин Финанс Ко" подписала перед майскими праздниками, сообщается в пресс-релизе лизингодателя. Согласно документу, авиаперевозчик получит в 2012 году три новых машины воронежского производства. Контракт был заключен на основе предварительного соглашения между ИФК, авиакомпанией "Ангара" и управляющей компанией "Истлэнд", которое было подписано 10 ноября 2011 года. Этот документ предусматривал поставку "Ангаре" в 2012-2013 годах пяти воздушных судов и опцион еще на пять самолетов с поставкой в 2014 году. Стоимость сделки не разглашается.

Машины, рассчитанные на 75 пассажиров в одноклассной компоновке, перевозчик рассчитывает получить до конца года. За счет новых воздушных судов "Ангара" будет развивать перевозки в первую очередь на линиях, связывающих Иркутск с Якутском, Новосибирском, Благовещенском и Хабаровском. Кроме того, планируется задействовать новые машины на рейсах в страны Юго-Восточной Азии из особых экономических зон "Ворота Байкала" и "Байкальская гавань". Именно с этой целью "Ангара" заказала модификацию самолета с увеличенной дальностью полета: Ан-148-100Е может пролетать до 4400 км.

Как ранее писал "АвиаПорт", подписанное соглашение позволит ВАСО реализовать уже построенные машины. Сейчас на заводе "зависли" два борта, которые предназначались для авиакомпании "Полет", однако воронежский перевозчик так и не внес за них аванс. "Раньше обсуждался срок поставки первых двух самолетов до конца мая, а третьего - в июне, но реально это будет зависеть от того, когда "Ангара" перечислит нам деньги, - сообщил пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий. - Сейчас все завязано на администрацию Иркутской области, которая планировала содействие в совершении этой сделки". По его словам, поставить первые воздушные суда ИФК готова в любой момент.

Действительно, правительство Иркутской области заявляло о том, что намерено оказать поддержку в приобретении своим перевозчиком самолетов Ан-148. Власти планировали обновление инфраструктуры ряда аэропортов под прием нового воздушного судна и улучшение их аэронавигационного обеспечения. Кроме того, рассматривался вопрос о региональном субсидировании лизинговых платежей за счет средств областного бюджета.

Ранее поставка воздушных судов отечественного производства российским авиакомпаниям субсидировались за счет средств федерального бюджета (постановления правительства № 466 от 26 июня 2002 года и № 90 от 16 февраля 2008 года). Реализация 466-го постановления "О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей…" предусматривает ежегодное проведение Федеральным агентством воздушного транспорта конкурсов среди отечественных компаний, претендующих на эти субсидии. Предыдущий конкурс состоялся в 2010 году, и планов по их последующему проведению нет. "Авиакомпании, выигравшие конкурсы в предыдущие годы, пока продолжают получать средства в рамках этого постановления", - сообщил "АвиаПорту" советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

Что касается постановления №90, утвердившего правила предоставления субсидий российским лизинговым компаниям, то его действие продлено на 2012 год. Изначально документ имел горизонт субсидирования 2008-2010 гг., однако он дважды пролонгировался. Третьего продления - на 2013 год - уже не будет, так как данная субсидия противоречит нормам ВТО. Претендовать на субсидии лизинговые компании могут только по тем контрактам, которые заключены до ратификации протокола по вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Необходимость субсидирования была продиктована тем, что рыночные условия кредитования существенно увеличивали финансовую нагрузку на авиакомпании, что делало нерентабельным приобретение авиатехники отечественного производства. Применение субсидий по этим двум постановлениям позволяло сократить ежемесячный платеж до уровня, который был приемлемым для авиакомпаний. Однако сами программы оказались недостаточно эффективными. Постановление №90 предусматривало выделение средств из федерального бюджета в размере около 1,6 млрд руб. в 2008 году, 5 млрд руб. в 2009 году и 8,4 млрд руб. в 2010 году. После корректировки эти суммы были снижены соответственно до 0,6 млрд, 1,8 млрд и 2,8 млрд. Однако лизингодатели смогли "выбрать" менее 10% от первоначальных планов. Несколько эффективнее шло освоение средств по постановлению №466 - там авиакомпаниями было востребовано более половины выделенных средств. Однако в нем были предусмотрены существенно меньшие суммы: примерно 0,5 млрд руб. в 2008 году (скорректировано до 0,3 млрд), 0,6 млрд руб. в 2009 году и 0,8 млрд - в 2010 году.

Вступление России в ВТО не отменяет необходимости оказания государством финансовой поддержки продаж российских самолетов, однако нынешние схемы не соответствуют нормам торговой организации, и сейчас идет поиск новых возможностей. В профильных министерствах есть разные взгляды на инструменты поддержки. Один из них - передача средств в региональные бюджеты и выдача субсидий уже на основе региональных постановлений, рассказал "АвиаПорту" источник в Минтрансе. Кроме того, Минтранс предложил запланировать в бюджете на 2012-2014 гг. 6,45 млрд рублей на субсидирование российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда для осуществления региональных и местных перевозок. Однако эта мера не имеет национальной привязки - субсидировать можно закупку и российских самолетов, и "иномарок". А Ан-148 в данном случае не проходит через планку 55 кресел - турбореактивные самолеты большей вместимости не считаются в трактовке этого документа региональными.

Минпромторг в свою очередь считает предпочтительным поддерживать продажи через банковские структуры. "Поставки можно финансировать за счет льготных кредитов ВЭБа, ставка по которым будет соответствовать мировому уровню. А недополученные доходы банку вернет государство", - сообщил собеседник агентства в ведомстве. Эта мера будет направлена на стимулирование продаж отечественного авиапрома, но пока предложения по ее реализации еще не внесены в правительство. Впрочем, по его словам, формат окончательно будет выработан уже летом текущего года....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка