О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рынок не доволен высокой стоимостью самолетов CSeries

Лизинговые компании не торопятся с покупкой новых самолетов Bombardier

Семейство новых самолетов Bombardier СSeries по своим летно-техническим характеристикам является достаточно привлекательным. В числе главных плюсов этих лайнеров выделяются новые эффективные двигатели и разработанный с чистого листа фюзеляж, адаптированный под использование этих силовых установок. В результате, самолеты CSeries, как заявляют в Bombardier, будут обладать меньшим расходом топлива, а следовательно и более низкими эксплуатационными затратами.

Однако, несмотря на такие преимущества, лизинговые компании не торопятся с покупкой новых самолетов Bombardier. Как отмечает руководитель компании Air Lease Стивен Удвар-Хази, предложения от канадского авиастроителя о покупке лайнеров CSeries, конечно же, поступали, но для крупнейшего лизингодателя они были менее привлекательными, чем предложения Embraer. Напомним, что Air Lease подписала контракт на поставку 30 самолетов Embraer E-jet, которые на рынке занимают такую же нишу, как и лайнеры Bombardier CS100.

Такую ситуацию С.Удвар-Хази объясняет тем, что на рынок, судя по всему, иначе оценивает стоимость лайнеров CSeries в отличие от заявленных цен Bombardier. По оценкам канадской компании, расход топлива самолетов CSeries с редукторными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW1500G будет на 20% ниже по сравнению с аналогичными воздушными судами, а эксплуатационные расходы на одно кресло будут ниже на 15%. При этом дальность полета нового самолета составляет 5500 км.

Руководство компании Bombardier подчеркивает, что расход топлива лайнеров CSeries действительно находится на очень хорошем уровне, и здесь нет никаких маркетинговых уловок. При этом удельный расход топлива, а также весовые характеристики самолетов CSeries при вводе их в эксплуатацию, скорее всего, будут соответствовать заявленному производителем уровню.

На данный момент Bombardier удалось получить твердые заказы на 138 лайнеров CSeries, тогда как до ввода в эксплуатацию это число, согласно планам компании, должно быть доведено до 300 единиц. Кроме того, есть опционы на 134 машины и обязательства о покупке еще 45 лайнеров. В числе потенциальных заказчиков, между прочим, есть две лизинговые компании. По мнению аналитиков, развитие партнерских отношений между Bombardier и китайской корпорацией Comac может привести к увеличению количества заказов на самолеты CSeries. В частности, аналитики агентства JP Morgan считают, что в ближайшее время Bombardier сможет продать партию новых самолетов одному или нескольким заказчикам из Китая.

Однако у лизингодателей остаются сомнения относительно стоимости новых лайнеров. Не все клиенты готовы платить высокую цену лишь за хорошие характеристики воздушного судна. Руководство лизинговой компании CIT отмечает, что самолеты с большой дальностью полета всегда востребованы на рынке, но не все готовы платить за дополнительные возможности лайнера. В этом плане стратегия Embraer в плане реализации самолетов семейства E-jet выглядит более привлекательной, и возможно, поэтому эти лайнеры пользуются таким высоким спросом на рынке.

В Bombardier же не хотят идти на понижение каталожных цен, отмечая, что данная ценовая политика устраивает компанию. Кроме того, руководство канадского авиастроителя считает, что снижение цен на лайнеры CSeries негативно повлияет на их коммерческую привлекательность. В настоящее время каталожная цена самолетов CS100 составляет $58,28 млн, тогда как модель CS300 предлагается за $66,57 млн. Такие цены ниже, чем каталожная стоимость самолетов Airbus A319 и Boeing 737-700, а также их ремоторизованных версий, которые являются потенциальными конкурентами модели CS300. Но Airbus и Boeing обладают достаточными ресурсами для предоставления заказчикам значительных скидок на свою продукцию, таким образом, итоговая цена указанных лайнеров может быть ниже каталожной. В то же время каталожная цена самолетов Embraer E-195 составляет $47 млн, а это на $11 млн меньше по сравнению с моделью CS100, правда, последняя предлагается с новыми, более эффективными двигателями.

По мнению С.Удвара-Хази, Bombardier необходимо снижать цены на свои самолеты - такая стратегия позже окупит себя сполна. К тому же лизингодатели получат более ясное представление об остаточной стоимости лайнеров CSeries. Он также подчеркивает, что канадская компания должна создавать клиентскую базу, даже если придется пожертвовать ценой на новые авиалайнеры. В противном случае, программа CSeries не сможет добиться успеха.

Немаловажным фактором является и расходы на производство лайнеров. Тенденция такова, что производство меньших по размеру самолетов обходится дороже, соответственно, увеличивается и их стоимость. Клиенты Boeing и Airbus, в основном, конечно же, предпочитают более вместительные модели, такие как A320 и 737-800. А раз большие самолеты пользуются высоким спросом, то и цены на них могут быть достаточно высокими, при этом расходы на производство таких лайнеров меньше, соответственно прибыль авиастроительных компаний выше.

Как считает С.Удвар-Хази, уже сейчас Bombardier испытывает серьезный прессинг при продвижении самолетов CSeries, и конкуренция будет только сильнее, особенно, если Embraer не откажется от ремоторизации лайнеров E-jet и создаст их удлиненную версию. Вместо дорогостоящего проекта по созданию нового авиалайнера Embraer сможет воспользоваться новыми технологиями двигателестроения при сравнительно небольших издержках. И возможно стратегия Embraer окажется более выгодной, чем тактика Bombardier.

Как бы то ни было, но как уже отмечалось ранее, руководство Bombardier пока что не готово менять ценовую стратегию. Президент Bombardier Inc. Пьер Бодуан отмечает, что компании нужны такие клиенты, которые могут приобрести лайнеры CSeries по соответствующей их уровню цене. Он также добавил, что при желании Bombardier могла бы предоставить скидки и тем самым наполнить свой портфель заказов, но сейчас у канадского авиастроителя нет никаких причин для предоставления таких скидок.

По словам П.Бодуана, инвестиции в размере $3,4 млрд в разработку новых высокотехнологичных самолетов в любом случае оправдают себя, и лайнеры CSeries будут востребованы рынком. В частности, увеличение объема продаж ожидается после первого полета нового воздушного судна, который должен состояться до конца текущего года. Он также отметил, что задержки с реализацией новых программ, которые допускают Boeing и Airbus, негативно сказываются на настроениях клиентов. Заказчики просто не хотят оформлять контракты заранее, опасаясь, что Bombardier также будет допускать задержки с разработкой новых самолетов.

Тем не менее, П.Бодуан подтвердил информацию о том, что работы над проектом CSeries в настоящее время ведутся в соответствии с намеченным графиком, первый полет по-прежнему запланирован на конец 2012 г., а первые поставки должны будут начаться год спустя. Впереди много сложной работы, поэтому точных сроков пока не называется, но оптимизм руководства вселяет уверенность в успешное завершение проекта CSeries.

С другой стороны аналитики отмечают, что в ближайшее время ожидается падение спроса на новые самолеты. Косвенно на это указывают решения некоторых авиакомпаний отложить поставки авиалайнеров. Иными словами, перевозчики сталкиваются с проблемами, которые заключаются в росте цен на топливо, снижение пассажиропотока и объема грузовых перевозок. В ответ на такие доводы П. Бодуан сказал, что в развивающихся странах спрос на новые самолеты остается достаточно высоким несмотря на негативное изменение перечисленных факторов.

Bombardier не осталась в стороне от этих тенденций. Недавно авиакомпания Qatar Airways решила отложить переговоры с канадским авиастроителем о возможной покупке лайнеров CSeries. Для Bombardier арабский перевозчик мог стать ключевым клиентом на Ближнем Востоке, но Qatar Airways столкнулась с рядом проблем, которые нуждаются в скорейшем решении, поэтому для принятия решения о покупке самолетов CSeries авиакомпании необходимо больше времени. Представитель перевозчика добавил, что в настоящее время Qatar Airways намерена решить вопросы с поставками других, в первую очередь широкофюзеляжных самолетов. Ресурсы авиакомпании жестко привязаны к этим контрактам, поэтому остальные проекты будут рассматриваться позднее. Возможно, переговоры с Bombardier будут возобновлены через шесть месяцев. Qatar Airways впервые инициировала переговоры с Bombardier около двух лет назад, и ранее предполагалось, что контракт на поставку самолетов CSeries между сторонами будет заключен во время проведения авиасалона в Ле-Бурже. Но этого не произошло, и эксперты считают, что временный отказ арабского перевозчика от покупки самолетов CSeries будет серьезным ударом по данному проекту.

В то же время авиакомпании, уже подписавшие контракты на поставку авиалайнеров семейства CSeries, начинают обсуждать стратегию их дальнейшего использования. Так, например, холдинг Republic Airways, которому принадлежит ряд авиакомпаний в США, в настоящее время прорабатывает стратегию использования самолетов CSeries на территории Северной Америки. В общей сложности Republic Airways заказала 40 самолетов CSeries, поставки которых для данной компании начнутся в конце 2015 г. В основном, Republic Airways специализируются на региональных перевозках по территории США, обслуживая крупные авиакомпании, такие как Delta Air Lines и United. Соответственно, основную долю парка холдинга составляют региональные самолеты небольшой вместимости. При этом заказанные воздушные суда CSeries отличаются от них и рассчитаны на перевозку от 100 до 149 человек. Как правило, региональные перевозчики такие лайнеры не используют.

В настоящее время руководство Republic Airways рассматривает возможность использования самолетов CSeries в рамках лоу-кост перевозчика одного из авиационных альянсов (Star Alliance, Oneworld или SkyTeam), расширяя их присутствие на рынке США. Остальные же варианты пока не озвучиваются. В западных СМИ возникали предположения, что лайнеры CSeries холдинг Republic Airways может передать в состав авиакомпании Frontier Airlines, которая эксплуатирует преимущественно самолеты семейства A320. Однако позже выяснилось, что Republic Airways выставляет Frontier Airlines на продажу, при этом заказ на лайнеры CSeries остается в распоряжении холдинга.

В то же время руководство европейского концерна Airbus считает, что конкурентов у семейства ремоторизованных лайнеров A320neo в ближайшем будущем не будет. В частности, как отмечает старший вице-президент Airbus по коммерческим вопросам Кристиан Шерер, новые проекты, в числе которых российский лайнер МС-21 и китайский C919, не смогут изменить расстановку сил на рынке узкофюзеляжных самолетов. С одной стороны эти проекты, по мнению К. Шерера, обладают значительной государственной поддержкой, что помогает их продвижению на определенных рынках, но с другой стороны в действительности они являются лишь имитацией самолетов семейства A320. Иными словами, они не привносят ничего нового на авиационный рынок.

К.Шерер также добавил, что с запуском проекта A320neo компания Airbus установила один из самых высоких стандартов в отрасли, и в ближайшие 10-15 лет на рынке узкофюзеляжных самолетов новых игроков такого высокого уровня не будет, поскольку каждый уже заявил о себе и установил соответствующие стандарты. Вместо огромных расходов, измеряемых миллиардами долларов США, которые сопутствовали бы разработке совершенного нового узкофюзеляжного самолета, Boeing и Airbus смогли сэкономить огромные средства, предложив клиентам эффективные самолеты, способные сохранить коммерческую привлекательность еще долгие годы.

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week, Flightglobal и The Globe and Mail....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка