Источник: Дмитрий Козлов // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 02.08.2012, 14:21

Самолет Т-101 "Грач" приобретает облик Viscount V100


[image]

Легкий многоцелевой одномоторный самолет Т-101 "Грач" планируется в ближайшее время поднять в воздух в новом облике глубоко переработанного самолета под обозначением Viscount V100, об этом "АвиаПорту" рассказал главный конструктор Отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института (Государственного технического университета) (ОСКБЭС МАИ) Вадим Демин.

- С 2011 года ООО "АСК "АСА-Аэродизайн" при участии ОСКБЭС МАИ занимается проектированием и изготовлением опытных образцов легких многоцелевых самолетов Viscount V100. В настоящее время одновременно ведутся изготовление прототипа и разработка комплекта конструкторской документации на новую машину с обозначением Viscount V100. Ожидается, что уже к концу текущего года мы сможем начать летные испытания нового самолета. Сейчас производится установка двигателей и современного приборного оборудования на самолеты, проводится технологическая проработка конструкции самолета и технологии его изготовления.

- Если речь идет о новом самолете, то чем вызвана такая высокая по срокам скорость создания нового самолета?

- Наш новый проект базируется на разработанном ранее известным конструктором Е.Груниным легкого многоцелевого одномоторного самолета Т-101 "Грач". Эту машину запустили в серийное производство на мощностях МАПО (ныне Российской самолетостроительной корпорации "МиГ") в количестве 50 самолето-комплектов. В 1990-е годы очень быстро после запуска в производство стало ясно, что закупать самолеты некому - денег у авиакомпаний не было. Компания ООО "АСК "АСА-Аэродизайн" выкупила у РСК "МиГ" из производственного задела порядка 20 самолето-комплектов Т-101 "Грач" для глубокой переработки проекта.

- Известно, что Т-101 оснащался ТВД типа ТВД-10Б, не выпускаемыми в России. Какой тип двигателя выбран вами для нового самолета?

- Конечно, устаревший ТВД типа ТВД-10Б мы устанавливать не будем. Для самолета мы предусматриваем два варианта двигателей силовой установки самолета для расширения спроса на авиарынке - это американский двигатель Pratt & Whitney PT6A-65B или Honeywell TPE331 с межремонтным ресурсом 7000 часов, что почти в пять раз превосходит этот показатель у отечественных аналогов. Отличительной особенностью силовой установки самолета станет то, что для эксплуатации самолета требуется авиационный керосин, а не авиационный бензин, дорогостоящий и не производящийся в России.

- Новый самолет будет сертифицироваться в качестве единичного экземпляра воздушного судна (ЕЭВС) или сертификация будет на получение сертификата типа?

- Конечно, сертифицировать такую машину как Viscount V100 в качестве ЕЭВС нельзя. Естественно речь идет о сертификации для получения сертификата типа на машину. Самолет проектируется с учетом требований авиационных правил АП-23 (российский аналог европейских норм CS-23 и американских FAR-23). В настоящее время готовятся документы и материалы для подачи заявки на сертификацию самолета через Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета.

- Вы планируете ограничиться постройкой 20 самолетов из выкупленных на РСК "МиГ" комплектов, или планируется серийное изготовление самолета?

- Нет. Мы не ограничимся только достройкой 20 комплектов производственного задела Т-101 "Грач". Речь идет о подготовке серийного производства и внедрении самолета в серию. В настоящее время ведутся работы по возведению производственного комплекса для серийного выпуска самолетов при планируемом темпе выпуска от 60 до 100 самолетов.

- Какие еще отличительные особенности самолета Viscount V100 можно назвать?

- В основу проекта закладываются только проверенные и отработанные технические решения, апробированные разработчиком на ранее созданных летательных аппаратах и прошедшие проверку в производстве и эксплуатации. Конструкция самолета базируется исключительно на традиционных, хорошо освоенных отечественной промышленностью материалах, причем каждый вид этих материалов может быть как российского, так и зарубежного производства. Конструкция самолета создается с учетом требований высокой технологичности и серийности. Наряду с применением традиционных технологических процессов, планируется внедрение современного высокоточного и производительного оборудования. Одновременно применяемые материалы, а также использованные при проектировании конструктивные решения, обеспечивают самолету отличную ремонтопригодность. Все жизненно важные узлы самолета создаются с учетом усталости материалов для обеспечения повышенного ресурса. Это достигается соответствующим подбором материалов, снижением уровня нагруженности силовых мест конструкции, а также другими мерами. Предусматривается хороший доступ к наиболее ответственным узлам и механизмам в процессе эксплуатации.

- Какую область применения вы предлагаете на авиарынке для нового самолета?

- Важная область применения - налаживание транспортной связи и освоение труднодоступных районов. В своем классе самолет имеет уникальный салон, позволяющей свободно перемещаться в процессе полета, а посадочная скорость и схема шасси, что очень существенно, позволяют совершать посадку на плохо подготовленные аэродромы, вплоть до подбора площадки с воздуха.

Самолет отлично подходит для выполнения специальных перевозок в рамках государственной авиации (МЧС, Федеральная пограничная служба и др.). Кроме того, самолет необходим для выброски парашютистов, где главную роль играют скороподъемность и размер пассажирского салона. По этим критериям Viscount V100 не только не уступает, но и превосходит аналоги. Массовым применением в нашей стране и государствах СНГ может быть его использование в аэроклубах и для тренировочных прыжков в воздушно-десантных войсках.

Самолет удобен для воздушного патрулирования нефте- и газопроводов, ЛЭП, лесных массивов, водоемов; аэросъемки, инструментального мониторинга - машина имеет удобное размещение аппаратуры и места для работы оператора, малое время подлета из-за неприхотливости к взлетно-посадочным полосам и отличный обзор из кабины пилотов, а также отличается простотой и экономичностью в эксплуатации.

- В конструкторском бюро МАИ велись работы по созданию нескольких типов летательных аппаратов, в частности, по автожиру МАИ-208. На какой стадии сейчас находится разработка этого автожира?

- Автожир МАИ-208 был построен, выведен на аэродром, были проведены рулежки и пробежки по аэродрому. Испытания показали сильную неустойчивость движения автожира при пробегах по аэродрому и подлетах, то есть практически была выявлена необходимость изменения конструктивной схемы шасси автожира, и теперь МАИ-208 будет иметь носовую стойку. Я думаю, что к концу текущего года мы такую работу завершим.

- Ранее была информация о разработке легкого многоцелевого самолета МАИ-407 с возможностью освоения его серийного производства рязанском ООО "РЭМЗ-Авиа". На какой стадии сейчас находится технологическая подготовка производства?

- В настоящее время по проекту МАИ-407 мы практически сделали всю необходимую технологическую оснастку и передаем ее в Рязань.

- Разработка КБ МАИ-223 "Китенок" в свое время достаточно широко освещалась в специализированных изданиях. Разрабатывался вариант самолета с передней стойкой. Какая сейчас ситуация по программе МАИ-223?

- К сожалению, успехов пока мало. Как известно, наше производство в МАИ не позволяет осуществить серийное производство самолета. Ранее ожидалось, что серийное производство МАИ-223 будет организована на производственной площадке Уральского завода гражданской авиации, но этого не случилось, завод перешел на изготовление беспилотников.

МАИ-223 №04 с носовой стойкой прошел первый этап летных испытаний, все нормально, надо только выполнить небольшие доработки передней вилки. Эта машина практически сделана под заказчика. Наше производство имеет цикл изготовления самолета после заказа один год, что отпугивает потенциальных заказчиков.

- Известно о работах по планеру МАИ-227 и самолету МАИ-890 с улучшенной отделкой. Ведется ли сейчас по ним работа?

- По перспективному планеру МАИ-227 работы не ведутся потому, что нет инвестора для финансирования завершения разработки. Что касается самолета МАИ-890 с улучшенной отделкой, один изготовленный такой самолет с улучшенной кабиной ушел заказчику. Если будут заказы - сделаем, но производственный задел наборов остался совсем небольшой.

 
Материал «Самолет Т-101 "Грач" приобретает облик Viscount V100» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Т-101, Отраслевое специальное конструкторское бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института, Citation Sovereign, Самолетостроение (в процессе тестирования)