О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Embraer позитивно оценивает перспективы рынка региональных самолетов

Рынок региональных самолетов в последнее время демонстрирует уверенный рост, и прогнозы аналитиков по дальнейшему его развитию остаются позитивными. Бразильская компания Embraer также ожидает увеличения объема продаж региональных самолетов

Рынок региональных самолетов в последнее время демонстрирует уверенный рост, и прогнозы аналитиков по дальнейшему его развитию остаются позитивными. Бразильская компания Embraer также ожидает увеличения объема продаж региональных самолетов в ближнесрочной и среднесрочной перспективах. Во многом, это объясняется необходимостью замены устаревающих самолетов в парках американских региональных перевозчиков. Кроме того, в отличие от прошлых лет в ближайшие годы рынком будут преимущественно востребованы более вместительные региональные самолеты, что объясняется меньшими затратами на эксплуатацию таких машин.

Для Embraer, также как и для других авиастроителей, контракты с американскими авиакомпаниями были бы важным достижением, поэтому аналитики предрекают серьезную борьбу за новые заказы. Тем не менее, отчет бразильской компании за II кв. 2012 г. был не таким позитивным. В частности, сообщается о том, что были отменены предыдущие заказы на 10 самолетов, причем большая часть отмен приходится на долю украинской авиакомпании "Днеправиа". Напомним, что "Днеправиа" в начале 2011 г. объявила о своих планах по приобретению 10 самолетов Embraer E190, которые планировалось эксплуатировать совместно с партнерской авиакомпанией "Аэросвит". Но впоследствии "Днеправиа" изменила свои планы, отказавшись от покупки пяти лайнеров E190. Также во II кв. текущего года от заказа на четыре самолета E190 отказался холдинг Republic Airways, заказ на еще один самолет E190 отменил финский перевозчик Finnair.

По данным на 30 июня 2012 г., портфель заказов Embraer состоял из 200 самолетов семейства E-jet, в числе которых 122 лайнера E190. В текущем бюджетном году бразильский авиастроитель поставил своим заказчикам 56 самолетов E-jet, тогда как целью на 2012 г. является поставка от 105 до 110 коммерческих самолетов. Кроме того, 31 июля Embraer подписала контракт с венесуэльской авиакомпанией Conviasa Airlines, который предусматривает поставку шести самолетов E190, оцениваемых в $271 млн по каталожным ценам. Подписанное соглашение также предусматривает опцион на 14 самолетов E190, который в случае перевода в твердый заказ может увеличить стоимость контракта до $904 млн. Поставки первых заказанных самолетов запланированы на конец 2012 г.

Тем временем, руководство и специалисты Embraer всерьез рассматривают планы по созданию собственного узкофюзеляжного самолета, который мог бы появиться на рынке после 2025 г. вслед за ремоторизованными региональными лайнерами E-jet, которые готовится выпустить на рынок бразильский авиастроитель. Первый концепт нового узкофюзеляжного лайнера, который потенциально будет оснащаться двигателями с очень высокой степенью двухконтурности, был представлен компанией Embraer на выставке LABACE в середине августа 2012 г. Однако, как отмечают бразильские конструкторы, данный концепт все же далек от серийной машины, поскольку работы над этим проектом только начинаются.

Тем не менее, появление такого концепта, по мнению экспертов, является ответным шагом Embraer по удержанию своей доли на рынке коммерческих авиалайнеров, на который выходят новые авиастроительные компании из России, Китая, Индии и Японии. Напомним, что бразильская компания была очень близка к началу разработки узкофюзеляжного самолета в 2011 г., однако в итоге отказалась от конкуренции с Boeing и Airbus в сегменте авиалайнеров вместимостью 130 чел., где представлены такие модели, как Boeing 737 MAX 7 и Airbus A319neo, к тому же на этот сегмент нацелены и новые самолеты Bombardier CS300.

Вместо создания нового узкофюзеляжного самолета Embraer приняла решение о проведении ремоторизации лайнеров семейства E-jet, которые занимают сегмент коммерческих самолетов вместимостью менее 120 чел. Запуск в эксплуатацию ремоторизованных воздушных судов E-jet запланирован на 2018 г. Но вполне очевидно, что в среднесрочной и долгосрочной перспективах Embraer не станет отказываться от борьбы за долю в сегменте воздушных судов вместимостью от 130 до 150 чел., поскольку новые самолеты, проектируемые Boeing и Airbus, в большинстве своем будут ориентированы на сегмент авиалайнеров вместимостью от 150 до 220 чел.

Во время презентации на выставке LABACE представители Embraer продемонстрировали фотографии своих новых лабораторий, функционирование которых осуществляется в сотрудничестве с крупнейшими бразильскими университетами. Очевидно, что работа этих лабораторий направлена на разработку новых технологий, которые позволили бы бразильскому авиастроительному концерну развернуть успешную конкурентную борьбу с такими гигантами, как Boeing и Airbus. Известно, что один из научных центров ориентирован на развитие технологий производства композитных материалов, обладающим низким весом. Другой центр занимается разработкой автоматизированных сверлильных систем, предназначенных для изготовления готовых секций фюзеляжа.

Кроме того, Embraer продолжает работу над созданием новой, усовершенствованной системы электродистанционного управления (ЭДСУ). Первоначальная, элементарная ЭДСУ была разработана компанией Embraer в сотрудничестве с фирмой Aeritalia, которая применялась на учебно-тренировочных истребителях AMX. Следующая ЭДСУ была частичной и отвечала за изменение тангажа и вращения вокруг вертикальной оси, а вот управление элеронами осуществлялось с помощью гидромеханической системы. Полноценной ЭДСУ на самолетах Embraer пока что не было.

Стратегия бразильского авиастроителя заключается в разработке таких технологий, которые позволили бы в будущем снизить затраты на эксплуатацию самолетов Embraer конечными эксплуатантами, причем особое внимание уделяется топливной эффективности будущих лайнеров. Как отмечают представители Embraer, компания каждый год пересматривает свою дорожную карту технологических разработок на ближайшие 10-15 лет и вносит в нее соответствующие коррективы. В настоящее время Embraer ведет работу над 40 различными проектами, направленными на разработку новых технологий. В каких-то областях бразильскому авиастроителю уже удалось добиться определенных успехов, но в других он пока отстает от своих конкурентов, поэтому руководство Embraer стремится не только сократить это отставание, но и обогнать их.

Тем временем, сегмент региональных самолетов продолжает привлекать новых авиастроителей. Конечно, в отношении голландской авиастроительной компании NG Aircraft нельзя сказать, что она будет новым участником на рынке региональных авиалайнеров, однако в последние годы эта фирма не выпускала новых коммерческих самолетов. Тем не менее, стратегия компании в скором времени может измениться. Недавно стало известно, что NG Aircraft рассматривает возможность создания новой версии самолета Fokker 100. Обновленная модель, получившая предварительное обозначение F-120NG, будет отличаться удлиненным фюзеляжем и наличием законцовок крыла - винглетов.

Предполагается, что самолеты F-120NG будут оснащаться новыми редукторными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney, наподобие тех, которые используются на самолетах Mitsubishi Regional Jet. Проект новой силовой установки получил кодовое обозначение PW1X17G. Сообщается, что двигатель будет оснащаться вентилятором диаметром 142 см. Руководство NG Aircraft отмечает, что вопрос выбора двигателя для будущего самолета является одним из самых сложных, поскольку не каждую силовую установку можно адаптировать для размещения в хвостовой части авиалайнера.

Специалисты NG Aircraft решили модернизировать хвостовую часть фюзеляжа, чтобы добавить специальную балку для размещения больших двигателей. Именно такое решение прошло одобрение со стороны инженеров Pratt & Whitney, и фактически такой вариант должен будет упростить процесс сертификации, поскольку размещение двигателей будет похоже на их монтаж под крылом. Еще одним важным моментом является разработка мотогондолы для будущих двигателей, и сейчас NG Aircraft готовит запросы представителям соответствующих фирм, занимающихся изготовлением мотогондол, чтобы обсудить с ними различные возможные варианты.

Отмечается, что предсерийные образцы не будут оборудованы системой реверса тяги, но на серийных образцах реверс тяги обязательно появится. Отметим, что запуск в эксплуатацию самолета F-120NG запланирован на 2017 г.

Представители Pratt & Whitney сообщают, что компания проинформирована о запуске проекта F-120NG, но добавляют, что по вопросам поставки редукторных двигателей для данной программы еще ничего не согласовано. Также отмечается, что силовые установки P&W тяжелее моторов Rolls-Royce, которые используются на лайнерах Fokker 100, соответственно для того, чтобы использовать эти моторы на самолетах F-120NG, придется разместить на последних дополнительный балласт в носовой части.

В NG Aircraft такую проблему могли бы решить удлинением той части фюзеляжа, которая расположена перед крыльями лайнера. Такое решение позволит увеличить вместимость воздушного судна. Так, например, в одноклассовой конфигурации самолет сможет перевозить до 120 чел., а в двухклассовой компоновке в лайнер сможет вместиться до 112 чел. Но и здесь есть определенное препятствие, связанное с потенциальными проблемами с эвакуацией пассажиров.

Специалисты NG Aircraft намерены удалить одну пару аварийных выходов, которые были расположены над крылом лайнера Fokker 100. Вместо них должны появиться дополнительные выходы в хвостовой части самолета, при этом их общее количество будет доведено до шести. Удлинение фюзеляжа, безусловно, приведет к увеличению массы самолета, но в NG Aircraft считают, что редукторные двигатели P&W обладают достаточной тягой для того, чтобы справиться с увеличившейся массой авиалайнера. Кроме того, сообщается, что масса удлиненного планера будет меньше по сравнению с японским региональным самолетом MRJ, который разрабатывается компанией Mitsubishi Aircraft, а также Embraer E190 и Bombardier CSeries.

В настоящее время усилия специалистов NG Aircraft сосредоточены на создании первого прототипа нового самолета, при этом первый полет будущего лайнера должен состояться приблизительно через два года. Как только будут решены все вопросы с финансированием проекта, в компании займутся сертификацией двигателя и винглетов. На следующем этапе лайнер будет оборудован новой авионикой, поставщиком которой, скорее всего, станет компания Rockwell Collins или Thales.

В то же время компания Mitsubishi Aircraft уже анализирует свои возможности по запуску второй сборочной линии, которая будет заниматься выпуском региональных лайнеров MRJ. Такие планы возникли неспроста и направлены на удовлетворение увеличивающегося спроса на самолеты MRJ. Новый завод вполне может расположиться за пределами Японии, например, руководство Mitsubishi Aircraft рассматривает возможность размещения новой сборочной линии в США. Такое решение выглядит вполне оправданным, учитывая амбиции японских авиастроителей захватить половину сегмента региональных самолетов вместимостью от 70 до 100 чел. в течение ближайших 10 лет, а согласно прогнозу аналитиков, именно североамериканскими компаниями будет востребована большая часть региональных лайнеров.

Если Mitsubishi Aircraft сможет достичь этой цели, то ей придется выпускать до 125 самолетов ежегодно или около 10 лайнеров в месяц. Безусловно, новому игроку на авиационном рынке достичь такого показателя очень сложно, но Mitsubishi не отказывается от своих планов. К тому же недавнее соглашение, подписанное с авиакомпанией SkyWest на поставку 100 самолетов MRJ, должно усилить стремление Mitsubishi к наращиванию своего присутствия на авиационном рынке.

Выбор SkyWest в пользу самолетов MRJ был вполне очевиден - по крайней мере, так считает руководство Mitsubishi Aircraft. Отмечается, что представители SkyWest в ходе переговоров достаточно лестно отзывались об интерьере салона региональных самолетов Embraer, но их не устраивала топливная экономичность бразильских лайнеров. В то же время они были впечатлены топливной эффективностью самолетов Bombardier CSeries, однако интерьер салона оставил противоречивые впечатления. Таким образом, MRJ стал для них самым достойным выбором. Кроме того, сейчас японский авиастроитель ведет переговоры о поставке самолетов MRJ с некоторыми азиатскими авиакомпаниями.

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week и Flightglobal....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка