О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэросвит": полет с петлей на шее

Количество пассажиров украинской авиакомпании "Аэросвит", застрявших в аэропортах Европы и Азии, исчисляется многими сотнями. Компанию осаждают кредиторы, угрожающие приостановкой обслуживания рейсов

Количество пассажиров украинской авиакомпании "Аэросвит", застрявших в аэропортах Европы и Азии, исчисляется многими сотнями. Компанию осаждают кредиторы, угрожающие приостановкой обслуживания рейсов. Однако предпринимаемые меры по спасению перевозчика, включая добровольное банкротство, могут позволить сохранить компанию, считают эксперты.

Рейсы украинской авиакомпании "Аэросвит" по-прежнему задерживаются. На неопределенное время отложен рейс из Бангкока в Киев, который должен был вылететь в четверг в 6 утра по местному времени. Из Таиланда не могут вылететь более 200 пассажиров. Около 20 рейсов авиакомпании были отмены накануне, судя по табло аэропорта "Борисполь". Это рейсы между Киевом и Симферополем, Варшавой, Минском, Афинами, Ереваном, Баку, Бухарестом. Из Борисполя пассажиры не смогли вылететь в Донецк, Тель-Авив, Одессу и Хошимин. Отменен прилет самолетов из Праги. Представители российской туристической отрасли так же заявляли о десятках пассажиров, воспользовавшихся услугами авиакомпании, которые не могли вернуться на родину.

Руководство "Аэросвита" заверило, что компания гарантирует выполнение внутренних рейсов между Киевом и Ивано-Франковском, Днепропетровском Донецком, Львовом, Одессой и Симферополем. Компания обещает продолжить полеты за границу. Не смогли гарантировать только возобновление сообщения с Варшавой, Минском, Бухарестом и Копенгагеном, а также выполнение рейса Донецк - Тбилиси.

Компании, испытывающей финансовые трудности, приходится одновременно отбиваться и от возмущенных пассажиров, и от кредиторов. Базовый для авиакомпании аэропорт "Борисполь", ранее приостанавливавший обслуживание рейсов "Аэросвита", сегодня обещает выполнять все свои обязательства, так как компания в настоящее время оплачивает услуги в полном объеме. Однако проблемы из-за долгов у компании возникали в аэропорту Варшавы, там самолет был задержан 4 января и отпущен 7 января после погашения задолженности. В авиакомпании заявляют о необоснованности задержек самолетов в зарубежных аэропортах. "В данное время создаются искусственные препятствия возврату в эксплуатацию самолетов, остановленных в ряде зарубежных аэропортов, и восстановлению регулярности полетов компании", - говорится в сообщении компании. В компании утверждают, что контрагенты требуют, в том числе, предварительной оплаты за услуги. "В частности, в Варшаве даже после оплаты за обслуживание в аэропорту им. Шопена самолет компании с 7 января 2013 года не выпускается в обратный рейс под предлогом неоплаты услуг за аэронавигацию в зоне аэропорта", - говорится в пресс-релизе. В компании задержку судна считают неправомерной. Так же в "Аэросвите" заявляют, что в полном объеме осуществляются платежи аэропорту "Борисполь".

В декабре 2012 года обслуживание рейсов авиакомпании на прилет и вылет было прекращено в московском аэропорту "Шереметьево". Причиной стало также неисполнение компанией обязательств по оплате счетов. Долг авиакомпании "Аэросвит" перед аэропортом, ЗАО "ТЗК "Шереметьево" и ЗАО "АэроМАШ - АБ" превышал на тот момент 165,5 млн рублей. Позже обслуживание рейсов было восстановлено - авиакомпании удалось погасить большую часть долга. Оставшаяся сумма должна быть выплачена до 20 февраля.

Помимо отказа от обслуживания рейсов, кредиторы используют и другие инструменты для того, чтобы вернуть свои средства. Так иски против украинской компании были поданы аэропортом "Шереметьево" и ТЗК "Шереметьево" в арбитражные суды Московской области и Москвы соответственно. Сумма иска "Шереметьево" составляет более 91 млн рублей, иск оставлен без движения до 17 января. В пресс-службе компании "АвиаПорту" подтвердили, что иск не будет отозван до тех пор, пока компания не выплатит долг. "ТЗК Шереметьево" хочет взыскать с ответчика свыше 40 млн рублей, предварительные слушания назначены на 29 января. Порядка миллиона рублей пытается взыскать с компании аэропорт города Сочи, иск находится в Арбитражном суде Краснодарского края, судебное заседание состоится в феврале.

Юристы не сомневаются в эффективности таких исков. "Иск к ответчику, находящемуся на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика. Однако, учитывая то обстоятельство, что ЧАО "Авиакомпания "Аэросвит" является юридическим лицом, зарегистрированным по законодательству Украины, то исполнять это решение необходимо на территории этого государства", - говорит адвокат, управляющий партнер коллегии адвокатов Lex Collegium Александр Кыров.

В сложившейся ситуации для защиты от кредиторов авиакомпания обратилась в хозяйственный суд Киевской области с заявлением о возбуждении дела о банкротстве. Цель - санация, восстановление платежеспособности и обеспечение выполнения обязательств перед кредиторами, о чем говорится в сообщении на сайте компании. 29 декабря 2012 года суд вынес определение о начале производства по делу. В компании настаивают, что в настоящий момент деятельность продолжается, и текущие обязательства перед контрагентами выполняются, менеджмент функционирует в прежнем составе, безопасность полетов обеспечивается в полном объеме. Вместе с тем на сайте компании сказано, что санация была запланирована и призвана повысить эффективность деятельности.

Адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Руслан Конорев предполагает, что компании выгоднее было подавать на банкротство самостоятельно ввиду того, что в этом случае она оставляет за собой право выбора конкурсного управляющего. "Они, получается, перехватили возможную инициативу у кредиторов. Первый, кто подает заявление о банкротстве, он и представляет суду кандидатуру управляющего, и от его работы очень многое зависит: установление факта преднамеренного банкротства, эффективного банкротства. Я не вижу большого оптимизма для кредиторов в данной ситуации. Практически все компании, которые сами инициируют процедуру банкротства, они благополучно для себя ее проходили и не благополучно для кредиторов", - рассуждает юрист.

Эксперты неоднозначно оценивают перспективы компании. Так аналитик компании АТОН Никита Мельников называет ситуацию "Аэросвита" характерной для отрасли. Удивляет, по его словам, только то, что тревогу забили так поздно. "Ситуация характерна для отрасли сейчас. Просто не характерно, что она так далеко зашла прежде, чем начали предприниматься какие-то явные попытки что-то исправить", - говорит эксперт. Он напоминает, что в течение всего 2012 года у компании уже возникли проблемы. Н.Мельников предполагает, что у многих авиакомпаний уже нет возможности перекредитовываться. По предположению эксперта, долговая нагрузка авиакомпании может в 9 раз превышать EBITDA, что слишком много даже для авиационной отрасли. "Несколько странно, что они не обратились к правительству Украины, но, возможно, это как-то связано с ограничением по ВТО. Они разорятся, как минимум - обанкротятся", - предполагает Н.Мельников. Возможностей, при которых компания могла бы вернуться в нормальное русло, эксперт не видит. Компания, по его словам, может продолжить выполнять внутренние перевозки после реструктуризации. Международные направления быстро закроют иностранные авиакомпании, в том числе, российские. А вот на украинские авиакомпании, кроме МАУ, надежды мало, т.к. их финансовое положение тоже сомнительно. Не слишком радужно он оценивает и шансы контрагентов. Им придется реструктурировать свою задолженность, и, возможно, частично списать.

Гораздо более оптимистично смотрит на перспективы "Аэросвита" аналитик УК "Финам" Дмитрий Баранов. По его словам, у компании еще есть шансы вернуть финансовую стабильность: "В целом экономическая ситуация на Украине относительно стабильна. Спрос на авиаперевозки есть. Если продолжит осуществляется обычная, нормальная деятельность, компания может вполне спокойно получать доход, из которого рассчитываться с долгами", - считает эксперт. По его словам, план финансового оздоровления компании, конечно, требуется, но вряд ли он должен быть радикальным. Достаточно будет продажи каких-либо активов и оптимизации маршрутной сети....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка