О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ФАС отправила топливо на торги

Федеральная антимонопольная служба квотировала объем нефтепродуктов, в том числе авиационного керосина, который должен торговаться на бирже. Покупатели приветствуют эту меру, но не уверены, что производители выполнят требования антимонопольщиков

Федеральная антимонопольная служба квотировала объем нефтепродуктов, в том числе авиационного керосина, который должен торговаться на бирже. Покупатели приветствуют эту меру, но не уверены, что производители выполнят требования антимонопольщиков.

30 января был подписан приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго, который устанавливает минимальную величину продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов, производимых и/или реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках. Согласно документу, на торги должно поступать не менее 10% производимого топлива для реактивных двигателей. В Минюсте приказ на сегодняшний день не зарегистрирован, однако участники отрасли ждут, что это произойдет еще в первом квартале.

Предпринятая ФАС мера должна предотвратить ситуации, когда в случае топливного дефицита нефтепродукты не поступают на торги. Требование о регулярности предоставления сведений о проводимых торгах позволит участникам рынка заблаговременно готовиться к закупке топлива на бирже. Кроме того, при биржевой продаже топлива у авиакомпаний появляются возможности хеджировать свои ценовые риски. Впрочем, в условиях нестабильного рынка это может сыграть и не на руку перевозчикам: если хеджирование рисков было произведено с учетом высокой цены, а через полгода она опустится, сделка может оказаться неконкурентоспособной. Но это плата за стабильность своих экономических показателей. Впрочем, хеджировать можно не весь объем закупаемого топлива, а реального снижения цены на керосин рынок не видел уже давно.

Покупатели авиатоплива приветствуют меру, предпринятую ФАС. "Хотелось бы закупать на биржах больше керосина, чем сегодня, наш нынешний уровень - 20% от общего объема, - сказали "АвиаПорту" в компании "Аэрофюэлз", владеющей сетью топливозаправочных комплексов в России. - Присутствие производителей на бирже надо увеличивать". Биржевые сделки корректируют цены на топливо до нормального, рыночного уровня, напоминают в компании. Представитель авиакомпании "Трансаэро" также отметил, что "компания приветствует любые меры, направленные на снижение издержек авиаперевозчиков".

На сегодняшний день, по отзывам представителей Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), через которую и проходят все совершаемые в России биржевые сделки на топливо, объем торгов по авиационному керосину растет из года в год. Ряд компаний уже сейчас на свободном рынке реализуют более 10% производимого керосина. Например, это компания "Сургутнефтегаз", которая посредством биржи продает более двух третей производимого авиационного топлива. Превышает норму продаж и компания "Лукойл". Но некоторые компании, к примеру "Роснефть", этим нефтепродуктом на бирже пока не представлены.

Тем временем, игроки рынка опасаются, что производители некорректно будут соблюдать предписание совместного приказа. Дело в том, что за его нарушение не назначено наказание. Сами же нефтяные компании на данный момент пока не могут четко разобраться в юридических тонкостях документа, может понадобиться адаптационный период и пояснения регуляторов.

Но ряд экспертов уверен, что нефтяники все же будут исполнять этот документ. "В этой ситуации будет работать косвенный механизм, - отмечает Павел Строков, управляющий директор СПбМТСБ. - Если у нефтяной компании не будет реализации на бирже, которая даст ориентир по цене сделок, другие ее сделки могут быть признаны нерыночными, что потенциально влечет за собой существенные санкции"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка