О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Армавиа" не отвертелась от банкротства

"Армавиа" объявила об остановке полетов с 1 апреля в связи с банкротством. Банкротство авиакомпании ставит государство перед необходимостью выкупить перевозчика

Авиакомпания "Армавиа" объявила об остановке полетов с 1 апреля 2013 года в связи с банкротством. Перевозчик, которого пытались продать весь прошлый год, потерял главный козырь, обеспечивавший его привлекательность для потенциального покупателя: монопольное соглашение с правительством Армении. Банкротство авиакомпании ставит государство перед необходимостью выкупить перевозчика.

Национальный перевозчик Армении, авиакомпания "Армавиа", объявил о решении прекратить полеты с 1 апреля 2013 года и инициировать процедуру банкротства компании. "В течение трех лет владелец авиакомпании "Армавиа" вкладывал средства из других бизнесов для поддержания авиаперевозчика, - говорится в распространенном компанией пресс-релизе. - Однако на сегодняшний день ситуация такова, что продолжать работать таким образом больше нет возможности. Поэтому принято решение приостановить рейсы и начать процедуру банкротства компании".

В компании говорят, что вернут деньги за все проданные рейсы на даты после первого апреля, но летать компания перестала уже 29 марта: забастовали пилоты, которым не платили зарплату уже три месяца.

В Росавиации отмечают, что не собираются заниматься перевозкой пассажиров, которые не смогут улететь рейсами "Армавиа", и советуют самостоятельно покупать билеты на рейсы по аналогичным направлениям российских компаний. "В связи с тем, что национальный перевозчик Армении является иностранным резидентом и его деятельность не подпадает под действие постановления правительства Российской Федерации № 1177 от 31 декабря 2009 года, эти перевозки не будут безвозмездными, и билеты на рейсы отечественных авиакомпаний пассажирам следует приобретать за собственные средства", - говорится в сообщении Росавиации.

В ведомстве сообщают, что авиаперевозчик накопил задолженность по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию. Задолженность "Армавиа" перед ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" составляет $288 тыс., перед аэропортом "Внуково" - 43 млн 300 тыс. рублей, примерно по миллиону - перед аэропортами Сочи и Краснодара. Здесь не учитываются долги перед ТЗК этих аэропортов. Совокупный долг "Армавиа" перед всеми контрагентами по разным оценкам составляет не менее $25 млн.

Монополист без монополии

Было бы лукавством сказать, что решение компании было неожиданным. 22 апреля истекает срок договора "Армавиа" с правительством страны, в соответствии с которым перевозчик располагал исключительным правом на авиаперевозки по ряду направлений. Документы на пролонгацию 20-летней лицензии "Армавиа" должна была подать до 14 марта, однако не сделала этого. "У компании нет финансовых возможностей, и она не в том состоянии, чтобы продлить договор и выполнять обязательства, возложенные государством", заявил в минувший четверг глава управления гражданской авиации Армении Артем Мовсесян.

В самой же компании говорили, что им такая монополия не нужна, и если какая-либо другая компания пожелает работать в этих условиях, то пусть приобретет лицензию. "О каком эксклюзиве идет речь, если мы совершаем один рейс в Москву, а нам навстречу летят самолеты трех российских авиакомпаний? При этом за лицензию, за так называемый "эксклюзив", мы должны выплатить государственную пошлину в размере $1 млн.", - отмечал владелец авиакомпании Михаил Багдасаров, указав на то, что монополистом являются те, кто поставляет авиакеросин и устанавливает высокие цены на обслуживание в аэропорту. Он подчеркнул, что в будущем заявки будут подаваться на обычные лицензии, дающие право на выполнение конкретных авиарейсов.

Действительно, цены на обеспечение взлета-посадки воздушных судов в аэропорту "Звартноц" в 2-3 раза выше, чем в других аэропортах. Цены и тарифы на другие услуги аэропорта так же дороже, чем за рубежом, по некоторым позициям в 3-4 раза. Такая же картина по стоимости авиационного топлива - оно на 20-30% выше, чем в других странах. Подтверждает это и уход с направлений на Ереван ряда иностранных компаний: в прошлом году три авиаперевозчика - British Airways, LOT и airBaltic отказались от полетов в Армению по экономическим причинам.

Следует также напомнить, что совладельцем авиакомпании "Армавиа" является "Мика Армения Трейдинг", аффилированная с Mika Limited, поставляющей в Армению нефтепродукты, в том числе авиационный керосин. И поставщик мог бы снабжать авиакомпанию топливом минуя аэропорт, но правительство республики Армения такую схему не одобрило, навязав нефтетрейдеру необходимость продавать топливо аэропорту, а авиакомпании, соответственно, покупать его у аэропорта по завышенной цене.

Но не стоит говорить, что на финансовое состояние авиакомпании повлияли исключительно цены на аэропортовые услуги и топливо. Занимающие очевидно предвзятую позицию азербайджанские эксперты называют причины государственного масштаба. Так директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджанской Республики Фархад Мамедов заявил в интервью 1news.az, что "трудности компании в основном были связаны с двумя причинами. Во-первых, компания не смогла оправиться от кризиса 2009 года, когда после обесценивания армянского драма более чем на 30% возникли проблемы с неустойками по покупке билетов. Во-вторых, за последние три года значительно упал интерес туристов и армянской диаспоры к Армении". Кроме того, в банкротстве можно обвинить и неэффективный менеджмент перевозчика, и хаотичное выстраивание маршрутной сети, и неэтичное бизнес-поведение.

Стратегия открещивания

В своем сообщении "Армавиа" напомнила, что за 12 лет операционной деятельности начала выполнять более 100 рейсов в неделю в 20 стран мира. "За время деятельности в период 2007-2010 гг. компания зарекомендовала себя как надежный партнер, качественно и добросовестно выполняющий свои обязательства, - завершается текст пресс-релиза. - Компания благодарит всех своих пассажиров, с которыми ей пришлось работать все 12 лет и желает им удачи". В компании не грешат против истины, делая подобное заявление: действительно именно период 2007-2010 годов был для перевозчика безоблачным и не омраченным скандалами.

Но только за прошлый год можно вспомнить трехкратную остановку операционной деятельности по причине задолженности перед аэропортом, заявления пилотов о возможной забастовке, если не будет выплачена зарплата за полгода, и странный финт с покупкой воздушных судов Sukhoi Superjet-100. На авиасалоне Фарнборо-2012 собственник компании заявил, что компания, ставшая стартовым получателем воздушного судна, отказывается от его эксплуатации. На тот момент самолет находился на плановом техобслуживании в Жуковском, а сумма долга за него составляла более $4 млн. В компании широким жестом "вернули" недооплаченный самолет, ссылаясь на низкие операционные показатели. Притом самолет был заложен в одном армянских банков, как обеспечение кредита авиакомпании.

В итоге авиакомпания имеет значительную задолженность перед российскими финансовыми структурами, финансировавшими сделку по расширению флота. В 2010-2011 годах армянская дочерняя компания "ВТБ" выдала "Армавиа" кредит на сумму более $7 млн. Средства предназначались для рефинансирования ссуды, предоставленной авиакомпании армянским "Ардшининвестбанком" на покупку самолета Sukhoi Superjet-100 (около $30 млн). SSJ-100 также был приобретен за счет банковских средств. "Самолет стоил $20 млн, мы заплатили сразу $16 млн, оставалось $4 млн, - заявлял М.Багдасаров, - Таким образом, мы за техобслуживание ничего не должны, они считают, что мы еще должны $1 млн для того, чтобы освободили самолет от обременения".

ВТБ не теряет надежды вернуть выданные армянскому авиаперевозчику средства. Иск к "Армавиа" на $10 млн был подан в Государственный арбитраж Армении, заявление о взыскании $12 млн с материнской компании Mika Limited было зарегистрировано в Королевском суде острова Джерси. В ГСС же говорят, что заказанные "Армавиа" пять Superjet продадут другим покупателям.

Государство возьмет под крыло

Собственник компании с начала 2012 года не скрывал желания продать свой авиационный актив, и несколько раз заявлял, что уже нашел вторую сторону сделки. Стоимость "Армавиа" он сам определял в $127 млн. Но на сегодняшний день возможность продажи компании частному инвестору выглядит сомнительной. Фактически, единственным привлекательным активом, которым располагал перевозчик, была монопольная лицензия, от пролонгации которой перевозчик отказался. Стоимость материальных активов не перекрывает долговые обязательства компании.

Власти Армении не исключают возможности частичной национализации "Армавиа". Пока прорабатывался вариант о сохранении перевозчика путем частичной или полной национализации со стороны государства по схеме приобретения не менее 25% + 1 акция.

Долгосрочные планы правительства страны опираются на то, что в Армении не будет компании-монополиста. Согласно докладу "Стратегия перспективного развития на 2013-25 гг.", подготовленного Министерством финансов республики, до 2025 гг. Армения намерена перейти к политике "открытого неба". В рамках стратегии предусмотрено расширение числа бюджетных авиарейсов, либерализация пассажирских железнодорожных перевозок, создание новых туристических инфраструктур за пределами столицы и модернизация существующих, а также привлечение в Армению известных зарубежных гостиничных брендов.

Впрочем, планы правительства пока остаются планами. А прямо сейчас национальный перевозчик стране необходим в силу географических причин. В стране действует только одна ветвь международной железной дороги до портов Грузии - Батуми и Поти, и две дорожные магистрали через Грузию и Иран, проходящие через горную местность со сложным рельефом и недоступные при неблагоприятных погодных условиях. В таких условиях единственным стабильным транспортным средством пассажирских и грузовых перевозок является авиация. А значит наличие собственной авиационной инфраструктуры и авиаперевозчика для страны - насущная стратегическая необходимость.

Дважды в одну реку не войти?

История возникновения авиакомпании "Армавиа" имеет российские корни: в 2002 году авиакомпания "Сибирь" с армянским партнером реализовала бизнес-проект, направленный на создание частного авиаперевозчика. Однако в 2005 году М.Багдасаров выкупил долю российской стороны. С тех пор северные соседи интересовались только полетами из российских городов в Ереван и Гюмри. После появления информации о банкротстве "Армавиа", в авиакомпании S7 Airlines "АвиаПорту" заявили, что не исключают возможности увеличения частоты полетов на направлении Москва - Ереван, и постановки на маршруты более вместительных воздушных судов. В свою очередь, авиакомпании "ЮТэйр", имеющей опыт создания зарубежного подразделения ("ЮТэйр-Украина"), "АвиаПорту" сказали, что создание обособленного подразделения потребует регистрации компании в Армении и поддержки со стороны правительства страны. На сегодняшний день в "ЮТэйр" не видят в этом необходимости....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка