О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вопросы тонкой настройки

Как развивать аэропорты по-новому, "АвиаПорту" рассказал исполнительный директор международного аэропорта "Кольцово" Алексей Пискунов

Пока аэропорт ожидает получения второй категории ICAO, менеджмент УК "Аэропорты регионов" делает ставку на снижение издержек по всем фронтам. Добиться этого планируется за счет максимальной автоматизации технологических процессов. О том, как развивать аэропорты по-новому, "АвиаПорту" рассказал исполнительный директор международного аэропорта "Кольцово" Алексей Пискунов.

- Алексей Борисович, по какой причине вы решили делать ставку именно на развитие цифровых технологий?

- Когда "Ренова" только начала развивать аэропорт "Кольцово", даже на ранних этапах было понятно, что современный региональный аэропорт не может существовать без программы масштабного сокращения издержек и перехода на современные цифровые технологии. Сегодня у нас в аэропорту представлены практически все технологии, которые работают в аэропортовой сфере. Они на разных степенях внедрения, но по некоторым технологиям мы уже достигли такого уровня, что предоставляем услуги другим региональным аэропортам

- Давайте начнем с внедренных у вас решений для пассажиров…

- Сейчас мы стараемся по максимуму избавиться от центрального звена в схеме "человек-человек-система": для этого мы максимально насытили наш сайт полезными для пассажиров функциями бронирования, регистрации, собираемся в ближайшее время выпустить аэропортовое приложение для мобильных телефонов. К сожалению, пользователей пока не слишком много, но мы планируем продвигать наши продукты. К примеру, обдумываем возможность предоставления льгот или удешевления каких-то услуг при работе через сайт. Пока четкого видения на этот счет нет, но мы рассматриваем такую возможность. Впрочем, динамика роста потребителей цифровых услуг дает нам возможность говорить о стабильном росте.

- Наращиваете ли вы количество киосков саморегистрации в аэропорту?

- На данный момент у нас стоят киоски всего двух наших основных перевозчиков: "Трансаэро" и "Уральских авиалиний". С остальными компаниями мы пока не нашли общий язык насчет киосков. Притом мы готовы сами их купить, однако даже у сильных авиакомпаний нет нужных ресурсов для обеспечения их работы: нужно организовывать в "Кольцово" круглосуточную работу представителей, сотрудников техподдержки. Тем не менее мы резервируем пространство для киосков и надеемся на то, что их количество будет со временем расти.

- А в отношении аэропортовых систем?

- У нас внедрены решения компании SITA, мирового лидера в сфере глобальных информационных и телекоммуникационных решений для авиатранспортной отрасли: это платформа общего доступа CUTE для эффективной организации процесса управления отправками пассажиров, система розыска багажа World Tracer, система управления ресурсами Work Bridge и другие. Более того, мы шагнули вперед и в соответствии с условиями эксклюзивного партнерского договора с SITA предоставляем доступ к сервису CUTE другим региональным аэропортам России, в частности аэропортам Нижнего Новгорода, Самары, Омска, Перми, являясь при этом первой линией русскоязычной поддержки по данному продукту. Есть и еще ряд интересантов. Не каждый аэропорт может позволить себе внедрить CUTE от SITA.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе управления ресурсами?

- Система Work Bridge внедрена в двух основных службах: службе организации перевозок и аэродромного технического и коммерческого обслуживания. Система позволяет производить расчет потребности в ресурсах в соответствии с условиями договоров с авиакомпаниями на основе расписания, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, с учетом требуемых навыков и компетенций, моделировать и формировать гибкие графики выхода персонала на работу, подстраивая пик присутствия персонала под пиковые нагрузки, заблаговременно предупреждать о нехватке персонала нужной квалификации, более оптимально использовать имеющийся персонал, формировать гибкие графики выхода на работу специалистов. Благодаря ей мы можем четко планировать количество специалистов, которые нам будут нужны в то или иное время.

- В "Кольцово" есть решения, разработанные вашими программистами?

- Да, наша главная гордость на сегодняшний день - центральная производственная база данных FLTT (AODB), которую с нуля разработали программисты "Кольцово". Это автоматизированная система, с помощью которой диспетчера аэропорта ведут и обрабатывают всю необходимую информацию о рейсах. В состав системы, помимо блока диспетчеризации, входят модули работы с сезонным и суточным расписанием, система управления стоянками ВС, биллинг и другие модули. Системы информирования пассажиров (визуальная и звуковая) и online табло на сайте аэропорта также автоматически берут информацию из FLTT. Кроме того, FLLT обменивается информацией со всеми другими системами аэропорта, автоматизирующими отдельные производственные участки: грузовой терминал, кейтеринг, службу спецтранспорта, систему автоматизации брифинга и т.д.

Не так давно к нам приезжали ведущие разработчики программного обеспечения, чтобы предложить нам свои продукты, посмотрели на наше решение, и сказали, что их услуги нам абсолютно ни к чему.

- Вы упомянули об автоматическом формировании счетов?

- Биллинг у нас производится автоматически, на основе информации о выполненных производственных процессах по обслуживанию рейсов во всех аэропортах холдинга за счет создания единого информационного центра. В состав системы биллинга входит также модуль управления скидками, предусмотренными системой мотивации перевозчиков. Полностью автоматизированы и грузоперевозки. С сайта аэропорта можно отслеживать движение грузов.

- Над чем сейчас работаете? Какое программное обеспечение в ближайшее время будет внедрено в работу аэропорта?

- Самый интересный проект, который мы сейчас ведем, - это система мониторинга спецтранспорта. Пока реализован первый этап по GPS-мониторингу, благодаря чему мы можем в онлайн-режиме отслеживать, где находится та или иная машина, куда она перемещается, ее расход топлива, пробег, соблюдение правил безопасности полетов водителем. Погрешность GPS - 1,5-2 метра, система фиксирует нарушения скоростного режима, схем движения, несвоевременный отъезд и т.д. После завершения автоматизации автозаправочной станции мы планируем завершить комплексную автоматизацию всего контура и осуществлять обмен данными между всеми системами: системой GPS-навигации, системой автоматизации АЗС и системой автоматизации хозяйственной деятельности службы спецтранспорта.

- Расписание тоже формируется программой?

- Если говорить о расписании и движении воздушных судов, этот модуль также работает в автоматизированном режиме и является составной частью FLTT. Сейчас мы распространяем его действие на все аэропорты холдинга.

- А раздача слотов?

- Слоты пока распределяются не "автоматом": в этом нет необходимости, не те объемы полетов. В моменты пиковой нагрузки проще устроить мозговой штурм.

- Какие еще методы снижения издержек вы используете?

- Мы стараемся отдавать на аутсорсинг максимум непрофильной для нас деятельности, например колл-центр. Сторонняя организация обслуживает все аэропорты холдинга, и для нас это крайне удобно. Другие сопутствующие бизнесы мы тоже готовы отдать в управление третьей стороне: был бы оператор, который профессионально занимается парковками, мы бы также пошли на сотрудничество.

- С техобслуживанием и ремонтом ВС у вас получилось примерно так же?

- Мы прекратили заниматься этим видом деятельности, когда поняли, что советские суда, на которые у нас были сертификаты, почти перестали летать, количество их самолетовылетов составляло 3% от общего объема, то есть службу надо было держать наготове постоянно, а производительность труда получалась крайне низкой. Сейчас в аэропорту работают технические станции авиакомпаний "Уральские авиалинии", "Трансаэро", "Руслайн" и других перевозчиков. Они предоставляют коммерческие услуги, и этого вполне хватает. Фактически это аутсорсинг.

- Поговорим о грузоперевозках.

- В прошлом году рост грузовых авиаперевозок в "Кольцово" составил 4%. У нас подписан меморандум с "Почтой России" о создании автоматизированного сортировочного центра по обработке почты, и сейчас наши планы по реконструкции и развитию составляются с учетом этой договоренности.

- Но почтовый оператор утверждает, что нет смысла базироваться в "Кольцово", если нет крупных китайских компаний.

- В этом году мы рассчитываем на то, что к нам вернется Air China, другие китайские перевозчики инициативу пока не проявили.

- Какой вид груза наиболее распространен в "Кольцово"?

- Около 30% импорта - это цветы, 15% - одежда, большой процент составляет оборудование различного вида, включая тяжелые буровые установки и т.п. Кроме того, довольно много поставок - запчасти для самолетов. Транзитных грузов у нас в среднем 17% от общего количества, по большей части они расходятся по округу.

- Хватит ли логистических центров и площадей грузового терминала под эту задачу?

- Естественно. Терминал у нас вообще построен с двукратным запасом по площади, и там внедрены решения по автоматической сортировке грузов. Таможенное оформление у нас происходит быстро. Можно сказать, что аэропорт "Кольцово" стал приоритетной площадкой по внедрению таможенных инноваций. У нас внедряются новейшие системы. Для обычных же пассажиров стандарты таможенного досмотра тоже улучшаются. Например, сейчас у нас действуют два интроскопа портального типа, в инвестпрограмме - приобретение еще нескольких таких же устройств. Через два-три года мы полностью перейдем на новую систему досмотра. С декабря работает и система проверки биометрических загранпаспортов. Сейчас пассажиров с такими паспортами всего 14-15%, но через те же два-три года это количество изменится, и эффективность внедренной системы ощутимо возрастет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка