АвиаПорт.Ru
11 апреля 2013, 14:25
Вопросы тонкой настройки
Как развивать аэропорты по-новому, "АвиаПорту" рассказал исполнительный директор международного аэропорта "Кольцово" Алексей Пискунов
- Алексей Борисович, по какой причине вы решили делать ставку именно на развитие цифровых технологий?
- Когда "Ренова" только начала развивать аэропорт "Кольцово", даже на ранних этапах было понятно, что современный региональный аэропорт не может существовать без программы масштабного сокращения издержек и перехода на современные цифровые технологии. Сегодня у нас в аэропорту представлены практически все технологии, которые работают в аэропортовой сфере. Они на разных степенях внедрения, но по некоторым технологиям мы уже достигли такого уровня, что предоставляем услуги другим региональным аэропортам
- Давайте начнем с внедренных у вас решений для пассажиров…
- Сейчас мы стараемся по максимуму избавиться от центрального звена в схеме "человек-человек-система": для этого мы максимально насытили наш сайт полезными для пассажиров функциями бронирования, регистрации, собираемся в ближайшее время выпустить аэропортовое приложение для мобильных телефонов. К сожалению, пользователей пока не слишком много, но мы планируем продвигать наши продукты. К примеру, обдумываем возможность предоставления льгот или удешевления каких-то услуг при работе через сайт. Пока четкого видения на этот счет нет, но мы рассматриваем такую возможность. Впрочем, динамика роста потребителей цифровых услуг дает нам возможность говорить о стабильном росте.
- Наращиваете ли вы количество киосков саморегистрации в аэропорту?
- На данный момент у нас стоят киоски всего двух наших основных перевозчиков: "Трансаэро" и "Уральских авиалиний". С остальными компаниями мы пока не нашли общий язык насчет киосков. Притом мы готовы сами их купить, однако даже у сильных авиакомпаний нет нужных ресурсов для обеспечения их работы: нужно организовывать в "Кольцово" круглосуточную работу представителей, сотрудников техподдержки. Тем не менее мы резервируем пространство для киосков и надеемся на то, что их количество будет со временем расти.
- А в отношении аэропортовых систем?
- У нас внедрены решения компании SITA, мирового лидера в сфере глобальных информационных и телекоммуникационных решений для авиатранспортной отрасли: это платформа общего доступа CUTE для эффективной организации процесса управления отправками пассажиров, система розыска багажа World Tracer, система управления ресурсами Work Bridge и другие. Более того, мы шагнули вперед и в соответствии с условиями эксклюзивного партнерского договора с SITA предоставляем доступ к сервису CUTE другим региональным аэропортам России, в частности аэропортам Нижнего Новгорода, Самары, Омска, Перми, являясь при этом первой линией русскоязычной поддержки по данному продукту. Есть и еще ряд интересантов. Не каждый аэропорт может позволить себе внедрить CUTE от SITA.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе управления ресурсами?
- Система Work Bridge внедрена в двух основных службах: службе организации перевозок и аэродромного технического и коммерческого обслуживания. Система позволяет производить расчет потребности в ресурсах в соответствии с условиями договоров с авиакомпаниями на основе расписания, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, с учетом требуемых навыков и компетенций, моделировать и формировать гибкие графики выхода персонала на работу, подстраивая пик присутствия персонала под пиковые нагрузки, заблаговременно предупреждать о нехватке персонала нужной квалификации, более оптимально использовать имеющийся персонал, формировать гибкие графики выхода на работу специалистов. Благодаря ей мы можем четко планировать количество специалистов, которые нам будут нужны в то или иное время.
- В "Кольцово" есть решения, разработанные вашими программистами?
- Да, наша главная гордость на сегодняшний день - центральная производственная база данных FLTT (AODB), которую с нуля разработали программисты "Кольцово". Это автоматизированная система, с помощью которой диспетчера аэропорта ведут и обрабатывают всю необходимую информацию о рейсах. В состав системы, помимо блока диспетчеризации, входят модули работы с сезонным и суточным расписанием, система управления стоянками ВС, биллинг и другие модули. Системы информирования пассажиров (визуальная и звуковая) и online табло на сайте аэропорта также автоматически берут информацию из FLTT. Кроме того, FLLT обменивается информацией со всеми другими системами аэропорта, автоматизирующими отдельные производственные участки: грузовой терминал, кейтеринг, службу спецтранспорта, систему автоматизации брифинга и т.д.
Не так давно к нам приезжали ведущие разработчики программного обеспечения, чтобы предложить нам свои продукты, посмотрели на наше решение, и сказали, что их услуги нам абсолютно ни к чему.
- Вы упомянули об автоматическом формировании счетов?
- Биллинг у нас производится автоматически, на основе информации о выполненных производственных процессах по обслуживанию рейсов во всех аэропортах холдинга за счет создания единого информационного центра. В состав системы биллинга входит также модуль управления скидками, предусмотренными системой мотивации перевозчиков. Полностью автоматизированы и грузоперевозки. С сайта аэропорта можно отслеживать движение грузов.
- Над чем сейчас работаете? Какое программное обеспечение в ближайшее время будет внедрено в работу аэропорта?
- Самый интересный проект, который мы сейчас ведем, - это система мониторинга спецтранспорта. Пока реализован первый этап по GPS-мониторингу, благодаря чему мы можем в онлайн-режиме отслеживать, где находится та или иная машина, куда она перемещается, ее расход топлива, пробег, соблюдение правил безопасности полетов водителем. Погрешность GPS - 1,5-2 метра, система фиксирует нарушения скоростного режима, схем движения, несвоевременный отъезд и т.д. После завершения автоматизации автозаправочной станции мы планируем завершить комплексную автоматизацию всего контура и осуществлять обмен данными между всеми системами: системой GPS-навигации, системой автоматизации АЗС и системой автоматизации хозяйственной деятельности службы спецтранспорта.
- Расписание тоже формируется программой?
- Если говорить о расписании и движении воздушных судов, этот модуль также работает в автоматизированном режиме и является составной частью FLTT. Сейчас мы распространяем его действие на все аэропорты холдинга.
- А раздача слотов?
- Слоты пока распределяются не "автоматом": в этом нет необходимости, не те объемы полетов. В моменты пиковой нагрузки проще устроить мозговой штурм.
- Какие еще методы снижения издержек вы используете?
- Мы стараемся отдавать на аутсорсинг максимум непрофильной для нас деятельности, например колл-центр. Сторонняя организация обслуживает все аэропорты холдинга, и для нас это крайне удобно. Другие сопутствующие бизнесы мы тоже готовы отдать в управление третьей стороне: был бы оператор, который профессионально занимается парковками, мы бы также пошли на сотрудничество.
- С техобслуживанием и ремонтом ВС у вас получилось примерно так же?
- Мы прекратили заниматься этим видом деятельности, когда поняли, что советские суда, на которые у нас были сертификаты, почти перестали летать, количество их самолетовылетов составляло 3% от общего объема, то есть службу надо было держать наготове постоянно, а производительность труда получалась крайне низкой. Сейчас в аэропорту работают технические станции авиакомпаний "Уральские авиалинии", "Трансаэро", "Руслайн" и других перевозчиков. Они предоставляют коммерческие услуги, и этого вполне хватает. Фактически это аутсорсинг.
- Поговорим о грузоперевозках.
- В прошлом году рост грузовых авиаперевозок в "Кольцово" составил 4%. У нас подписан меморандум с "Почтой России" о создании автоматизированного сортировочного центра по обработке почты, и сейчас наши планы по реконструкции и развитию составляются с учетом этой договоренности.
- Но почтовый оператор утверждает, что нет смысла базироваться в "Кольцово", если нет крупных китайских компаний.
- В этом году мы рассчитываем на то, что к нам вернется Air China, другие китайские перевозчики инициативу пока не проявили.
- Какой вид груза наиболее распространен в "Кольцово"?
- Около 30% импорта - это цветы, 15% - одежда, большой процент составляет оборудование различного вида, включая тяжелые буровые установки и т.п. Кроме того, довольно много поставок - запчасти для самолетов. Транзитных грузов у нас в среднем 17% от общего количества, по большей части они расходятся по округу.
- Хватит ли логистических центров и площадей грузового терминала под эту задачу?
- Естественно. Терминал у нас вообще построен с двукратным запасом по площади, и там внедрены решения по автоматической сортировке грузов. Таможенное оформление у нас происходит быстро. Можно сказать, что аэропорт "Кольцово" стал приоритетной площадкой по внедрению таможенных инноваций. У нас внедряются новейшие системы. Для обычных же пассажиров стандарты таможенного досмотра тоже улучшаются. Например, сейчас у нас действуют два интроскопа портального типа, в инвестпрограмме - приобретение еще нескольких таких же устройств. Через два-три года мы полностью перейдем на новую систему досмотра. С декабря работает и система проверки биометрических загранпаспортов. Сейчас пассажиров с такими паспортами всего 14-15%, но через те же два-три года это количество изменится, и эффективность внедренной системы ощутимо возрастет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут