О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Самолет 2020" достался ЦАГИ

Разработкой концептуального и технического облика "Самолета 2020" займется ЦАГИ им. Жуковского. Но если с исполнителем контракта ситуация ясна, то облик "Самолета 2020" все еще остается туманным

Документы на конкурс на разработку концептуального и технического облика "Самолета 2020" подал единственный участник, ЦАГИ им. Жуковского. Согласно законодательству, хоть конкурс и признан несостоявшимся, контракт с ЦАГИ будет заключен в ближайшее время. Но если с исполнителем контракта ситуация ясна, то облик "Самолета 2020" все еще остается туманным.

ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" стал единственным участником проводимого Минпромторгом РФ конкурса на разработку концептуального и технического облика "Самолета 2020", который, согласно программе развития авиационной промышленности до 2025 года, должен будет занять перспективные рыночные ниши и стать одним из драйверов российской экономики. Как говорится на сайте госзакупок, из-за того, что конкурентов у ЦАГИ не нашлось, конкурс был признан несостоявшимся.

"Согласно закону 94-ФЗ о госзакупках, теперь мы обязаны заключить контракт с единственным участником конкурса", - заявили "АвиаПорту" в пресс-службе Минпромторга РФ. Документ будет подписан сторонами в период 3-13 июня текущего года.

Маркетинговое исследование по проекту "Самолет 2020" должно было начаться еще в 2011 году, тогда Минпромторг предполагал выделить на эти цели 120 млн рублей. Еще 100 млн рублей ведомство планировало потратить на технический облик лайнера. Финансирование, как сообщили "АвиаПорту" в пресс-службе Минпромторга, не было выделено ни в 2011, ни в 2012 годах. Текущий конкурс - первый по созданию "Самолета 2020".

Всего на исполнение контракта выделено 1 млрд 5 млн рублей бюджетных средств. Из этой суммы ЦАГИ получит 220 млн в текущем году, и оставшиеся 785 млн - в 2014 году. Согласно конкурсной документации, институт должен будет выполнить достаточно большой объем работ, притом начать придется с исследования рынка и технологий. Однако победитель конкурса не намерен все делать своими силами. "Мы, естественно, не собираемся делать всю работу сами, и будем привлекать широкий круг субподрядчиков", - сказал "АвиаПорту" генеральный директор ЦАГИ Борис Алешин.

Часть работ ЦАГИ отдаст на субподряд в ОАК. "Уже есть договоренность, что маркетинговую часть будет выполнять ОАК", - рассказал "АвиаПорту" источник, знакомый с ходом переговоров. Корпорация выполнит оценку потребителя, оценку рынка (ключевые факторы роста; влияние развития технологий на перспективы развития рынка; сценарии спроса на мировом рынке авиалайнеров по сегментам мирового рынка; оценка ограничений по цене и срокам ввода самолета в эксплуатацию), а также оценку конкурентной среды. Кроме прочего, ОАК определит экономические показатели проекта, источники финансирования, сроки и ресурсную базу.

На стороне ЦАГИ останется определение технологической базы. "С нашей стороны это будут не столько маркетинговые исследования, сколько исследования развития технологий. Нужен научно-технический задел за определенный период времени, который должен вывести нас на определенный уровень, и в зависимости от него мы будем определять облик перспективного самолета", - подчеркнул Б.Алешин. Эта работа предусматривает оценку доступных технологий, определение новаций в "Самолете 2020", предварительное определение вариантов технического облика самолета. Притом в конкурсной документации указана необходимость разработки комплексной системы управления с высоким уровнем искусственного интеллекта, материаловедческие и акустические исследования.

Каким окажется "Самолет 2020" с точки зрения размерности и аэродинамической схемы, пока не готовы сказать ни в ЦАГИ, ни в ОАК. "О том, какое это будет судно, какое судно будет востребовано рынком, никто пока сказать точно не может, - полагает Б.Алешин. - Но можно точно сказать, что подход, при котором сперва придумывается самолет, а есть ли под него техническая база - неважно, себя не оправдывает, в том числе с точки зрения затрат. Нужно одновременно определить, что будет востребовано, и что из востребованного мы сделать можем, какой кооперации мы можем достичь".

Не добавляют ясности и высказывания других участников рынка. "Сейчас есть три перспективных направления - тяжелый беспилотник, транспортный самолет или широкофюзеляжное гражданское воздушное судно, все они рассматриваются как возможные", - сказал "АвиаПорту" источник в "Объединенной авиастроительной корпорации".

Все три направления, которые были выбраны для проработки, являются перспективными. При этом, согласно исследованиям ОАО "Межведомственный аналитический центр", к 2030 году в мире сформируется дефицит провозной способности парка гражданских судов. Наибольшими темпами будет расти рынок узкофюзеляжных воздушных судов, на котором Россия представит проекты SSJ-100, SSJ-NG и МС-21. Второй сегмент с точки зрения потенциала роста - рынок широкофюзеляжных самолетов. Только российским компаниям в перспективе до 2030 года понадобится более 300 таких судов. Таким образом, программа может вернуться к тому с чего и начиналась, изначально "Самолет 2020" предполагался широкофюзеляжным.

Выбор выглядит логично и с точки зрения международного сотрудничества: с Китаем уже обсуждался вопрос о совместной работе над проектом широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, говорил ранее президент РФ Владимир Путин.

Как стало известно "АвиаПорту", в ЦАГИ уже в прошлом году начались аэродинамических испытаний ряда возможных форм-факторов "Самолета 2020". Кроме того, в разработке облика самолета институт может применить силовую установку с маршевыми ТРДД, расположенными в хвостовой части фюзеляжа с дополнительным выносным винтовентилятором.

"Мы действительно все время тестируем новые схемы: летающее крыло, эллиптический фюзеляж... но что конкретно будет применено - пока неизвестно, - рассказывает Б.Алешин. - Мы можем получить большой выигрыш по обтекаемости, например, но в итоге проиграть по безопасности, по прочностным характеристикам. Про двигатель же можно сказать, что такой патент есть, но рано говорить о его применении в гражданской авиации. Еще нет демонстратора для него, нет оценки эффективности. Открытый ротор - неоднозначное решение".

Тем временем, свои проекты предлагаю независимые участники рынка. Так ФПГ "Росавиаконсорциум" завершил этап концептуального проектирования программы создания широкофюзеляжного среднемагистрального самолета "Фрегат Экоджет". Принципиально новым элементом и основой концепции предлагаемого самолета является использование поперечного сечения фюзеляжа эллиптической формы, при этом в салоне может быть размещено до 10 кресел в ряд с тремя проходами.

Ранее, на МАКС-2011, свое видение проекта предложило "ОКБ Мухамедова". Аэродинамическая схема многофункционального транспортного самолета А3х70М представляет собой комбинацию наплыва, круглого центроплана, консолей и оперения. Такая схема, по мнению разработчиков, может быть с успехом применена при создании целой линейки лайнеров: пассажирского самолета на криогенном топливе на 210-300 мест, самолета-контейровоза на 70 т, самолета-танкера для транспортировки СПГ, пожарного самолета нового поколения....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка