О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ATR становится лидером в сегменте турбовинтовых самолетов

Для компании ATR, специализирующейся на производстве турбовинтовых самолетов, авиасалон Paris Airshow 2013 был одним из самых успешных за всю ее историю

Спрос на лайнеры ATR растет с каждым годом

Для компании ATR, специализирующейся на производстве турбовинтовых самолетов, авиасалон Paris Airshow 2013 был одним из самых успешных за всю ее историю. Авиастроитель получил большое количество заказов на новые лайнеры, что наглядно демонстрирует высокий интерес со стороны перевозчиков к региональным турбовинтовым воздушным судам, обладающим завидной экономичностью по сравнению с аналогичными реактивными машинами.

Одним из самых крупных контрактов для ATR стал заказ со стороны лизинговой компании Nordic Aviation Capital, которая готова приобрести порядка 90 самолетов 600-й серии. В это число входят твердые контракты на поставку 30 лайнеров ATR 72-600 и пяти 42-600. Как отметил президент ATR Филиппо Баньято, для европейского авиастроителя этот заказ был практически самым большим за всю историю компании.

Ранее некоторые аналитики предполагали, что эра турбовинтовых самолетов безвозвратно осталась в прошлом, но, как говорит Ф. Баньято, последние контракты демонстрируют совершенно иную тенденцию, и на рынке спрос на самолеты такого класса постепенно восстанавливается. Еще одним важным моментом является тот факт, что лизинговые компании обратили свой взор в сторону сегмента турбовинтовых самолетов, что не может не радовать авиастроительные компании.

По словам Мартина Мёллера, руководителя компании Nordic Aviation Capital, в лизинговых компаниях отмечается высокий интерес со стороны региональных перевозчиков к самолетам ATR. Эти лайнеры обладают высокой надежностью и низкими затратами на эксплуатацию, что и является одним из основных факторов, которые гарантируют доходность как для лизингодателей, так и непосредственно для конечных эксплуатантов данных воздушных судов. К 2016 г. Nordic Aviation Capital будет собственником более 150 самолетов ATR, и как отмечает М. Мёллер, основной спрос на данные лайнеры будет поступать от авиакомпаний Азии, Центральной и Южной Америки.

Помимо Nordic Aviation Capital на авиасалоне Paris Airshow 2013 свой интерес к самолетам ATR проявила и лизинговая компания Air Lease Corporation, которая заказала пять машин ATR 72-600. Как сказал Стивен Удвар-Хази, исполнительный директор Air Lease, эти самолеты как нельзя лучше подходят под требования, выдвигаемые региональными перевозчиками, которые работают с Air Lease.

К настоящему времени компания ATR получила заказы на 110 самолетов со стороны лизинговых компаний, причем первый из них был получен как раз со стороны Air Lease три года назад. Для европейского авиастроителя этот заказ стал поворотным моментом в его отношениях с лизинговыми компаниями, поскольку, как говорит Ф. Баньято, именно после подписания этого контракта спрос на самолеты ATR со стороны лизингодателей стал увеличиваться. Примечательно, что начиная с 2010 года порядка 70% самолетов ATR было приобретено именно лизинговыми компаниями.

Ф. Баньято поясняет, что лизинговые компании сами демонстрируют интерес к самолетам ATR, и никакого специального отбора не существует. Необходимо отметить, что в настоящее время в авиационной отрасли сложились такие тенденции, что основная масса новой техники приобретается в лизинг, поскольку такая схема более удобна и выгодна для авиакомпаний.

За последние годы руководители лизинговых компаний кардинально изменили свое отношение к турбовинтовым самолетам. По крайней мере, сейчас вполне очевидно, что лайнеры ATR предлагают достаточно высокий уровень комфорта для пассажиров, обладают низкими эксплуатационными расходами и востребованы у региональных перевозчиков. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время воздушные суда ATR эксплуатируются порядка 180 компаниями в 90 странах мира, таким образом, у лизинговых компаний есть огромная база потенциальных клиентов, которые постепенно увеличивают и обновляют парк своих региональных самолетов, а также расширяют свою маршрутную сеть. Кроме того, как считает Ф. Баньято, высокий интерес к лайнерам ATR со стороны лизингодателей также объясняется тем, что эти машины высоко востребованы на рынке, они обладают высокой остаточной стоимостью, а хороших экземпляров на вторичном рынке очень мало.

Благодаря крупным заказам со стороны лизинговых компаний портфель заказов ATR увеличился до 270 самолетов, что равноценно трем годам производственного цикла. При этом именно лизинговые компании помогают авиакомпаниям избежать процесса долгого ожидания поставок новых самолетов. ATR, в свою очередь, принимает собственные меры, направленные на сокращение периода ожидания новых воздушных судов. В частности, компания стремительно наращивает темпы выпуска новых машин. В 2012 г. ATR поставила заказчикам 64 самолета, установив новый для себя рекорд за свою 30-летнюю историю. В 2014 г. заказчики должны получить уже 80 новых самолетов, а в 2015 г. темпы выпуска должны увеличиться до 90 лайнеров в год. Необходимо отметить, что за весь 2005 г. ATR построила лишь 15 самолетов, таким образом, за несколько лет европейскому авиастроителю удалось в несколько раз увеличить темпы выпуска своих воздушных судов.

Для такого резкого скачка компании ATR пришлось значительно модернизировать свои производственные мощности. В частности, с 2007 г. площадь завода ATR в Тулузе увеличилась практически в три раза с 8 тыс. до 28 тыс. кв. метров. В 2006 г. в составе ATR работало порядка 600 сотрудников, в настоящее время штат компании насчитывает уже более 1000 человек. А если учесть сотрудников основных поставщиков европейского авиастроителя, то эта цифра увеличится до 5000 чел.

Среди крупных заказов, полученных ATR в ходе Paris Airshow 2013, можно также выделить контракт, подписанный с лизинговой компанией HGI Aircraft Division, которая заказала 20 самолетов ATR 72-600 для бразильской авиакомпании Passaredo Linhas Aereas. В это число входит твердый заказ на 10 воздушных судов и опцион на такое же количество машин данного типа. Общая стоимость подписанного соглашения оценивается в $482 млн по каталожным ценам.

За последние три года ATR получила более 60 заказов на самолеты ATR 72-600 для бразильских перевозчиков, причем с 2005 г. доля ATR на бразильском рынке увеличилась в четыре раза. По оценкам авиастроителя, к 2015 г. в Бразилии будет эксплуатироваться более 100 воздушных судов производства ATR. В целом же, можно отметить, что лайнеры ATR обладают огромной популярностью в странах Латинской Америки. По прогнозам аналитиков, в течение следующих двух лет парк самолетов ATR в этом регионе будет насчитывать более 200 машин.

Такая популярность объясняется тем, что турбовинтовые самолеты ATR позволяют перевозчикам обслуживать небольшие аэропорты с малоразвитой инфраструктурой в отдаленных регионах, которые достаточно распространены в Латинской Америке. И именно самолеты такого типа позволяют развивать региональные перевозки в этих районах. Как поясняет руководство ATR, некоторые бразильские компании объясняют свой выбор в пользу этих самолетов тем, что они обладают меньшим расходом топлива по сравнению с конкурентами.

То же самое можно сказать и в отношении малазийской авиакомпании Firefly, которая использует самолеты ATR для развития своей маршрутной сети. В Малайзии существует множество небольших аэропортов с короткими взлетно-посадочными полосами, и именно лайнеры ATR идеально подходят для эксплуатации в таких условиях.

Руководство ATR возлагает большие надежды на увеличение спроса в отношении 50-местных региональных самолетов. В частности, такие воздушные суда будут востребованы в тех регионах, где отсутствует развитая транспортная инфраструктура, и нет большого пассажиропотока. Именно для таких рынков идеально подходят самолеты ATR 42-600.

Большому самолету - большие перспективы

Однако еще больший спрос ожидается на 90-местные региональные турбовинтовые лайнеры. И ATR в ближайшем будущем планирует выйти на этот рынок с новым самолетом. По словам Ф. Баньято, запуск этого проекта будет иметь фундаментальное значение для дальнейшего развития компании ATR. Специалистами европейской компании уже были разработаны технические спецификации и бизнес-план проекта, которые в конце 2012 г. были отправлены на утверждение главным акционерам ATR - компании Finmeccanica и концерну Airbus. В настоящее время руководство ATR ожидает дальнейшего решения акционеров по данной программе, которая по предварительным расчетам оценивается в $2 млрд.

Отметим, что руководство Finmeccanica положительно отзывается о программе по созданию 90-местного турбовинтового самолета, подчеркивая наличие значительного потенциала для таких воздушных судов на рынке. Однако в концерне Airbus пока не торопятся запускать в ход данную программу. Одной из основных причин являются опасения относительно технического потенциала ATR, которая в течение 30 лет не занималась новыми проектами, а значит, для создания нового воздушного судна ей придется использовать внешние технические ресурсы. Иными словами, ATR придется заимствовать технологии у таких компаний, как Airbus и Alenia Aermacchi, также как и специалистов Airbus. При этом руководство Airbus отмечает, что в настоящее время отвлекать своих специалистов на проекты в сегменте региональных самолетов компания не может.

В то же время позиция Airbus не является настолько жесткой, чтобы можно было окончательно поставить крест на новом проекте ATR. Как говорит Киран Рао, вице-президент Airbus по стратегическому планированию и маркетингу, компания Airbus вместе со своими партнерами тщательно анализирует ситуацию на региональном рынке. Наиболее вероятным результатом этого анализа, по его словам, станет появление нового поколения турбовинтовых самолетов, обладающих увеличенным размером, более высоким уровнем комфорта и повышенной эффективностью. В то же время в Finmeccanica не хотят томиться ожиданиями, и намерены запустить новую программу уже к концу текущего года.

По прогнозам ATR, рынком будет востребовано порядка 1300 самолетов данного типа. Частично спрос на такие воздушные суда будет отмечаться со стороны авиакомпаний, выводящих из эксплуатации региональные реактивные авиалайнеры.

В то же время канадская компания Bombardier не видит перспектив в разработке 90-местных турбовинтовых лайнеров. По крайней мере, как отмечает руководство Bombardier, клиенты компании не проявили заинтересованности в проектах подобного рода. С другой стороны, по мнению аналитиков, позиция Bombardier объясняется тем, что она направляет максимум усилий на доработку проекта CSeries, и сейчас компания просто не может позволить себе направить часть ресурсов на разработку еще одной многомиллиардной программы. В настоящее время у Bombardier возникают трудности с продажей своих турбовинтовых самолетов Q400, которые мало востребованы на рынке. В частности, на данный момент в портфеле заказов канадского авиастроителя всего лишь 48 машин данного типа.

В отличие от своего главного конкурента, ATR видит огромные перспективы в новом проекте. Его запуск позволил бы компании существенно укрепить свои позиции на рынке региональных самолетов, а также значительно снизить себестоимость новых воздушных судов, тем самым создав более весомое конкурентное преимущество по сравнению с Bombardier.

Что касается технических подробностей нового проекта ATR, то здесь информации достаточно мало. Известно лишь то, что новый лайнер, скорее всего, будет создаваться с чистого листа. Воздушное судно должно получить новые двигатели, авионику и крылья. Новый самолет должен быть немного быстрее своих предшественников, но в то же время ATR не хочет жертвовать эффективностью этих лайнеров в угоду увеличения скорости полета. По мнению аналитиков, именно высокая скорость самолетов Q400 мешает их продажам ввиду того, что эти лайнеры теряют свою эффективность.

Как говорит Ф. Баньято, на стадии планирования нового проекта ATR провела несколько важных переговоров со своими основными партнерами, и клиенты компании продемонстрировали реальный интерес к программе по созданию 90-местных турбовинтовых самолетов. Так, в текущем году о возможном заказе таких лайнеров высказывалось руководство индонезийской авиакомпании Lion Air. Аналогичные заявления последовали и со стороны руководства авиакомпании Firefly. Высочайшую заинтересованность проявили и моторостроительные компании, такие как Pratt & Whitney, которая уже давно является партнером ATR, и General Electric. Оба производителя готовы к разработке и производству новых турбовинтовых двигателей для будущих региональных самолетов.

Обзор подготовлен по материалам Airline Fleet Management и Aviation Week....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка