О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хулиганить на борту станет дорого

"Аэрофлоту" удалось через суд взыскать полмиллиона рублей с авиадебошира. Соответствующее решение принял Подольский городской суд, создав, таким образом, серьезный прецедент

"Аэрофлоту" удалось через суд взыскать полмиллиона рублей с авиадебошира, из-за которого перевозчику пришлось вынуждено посадить самолет. Соответствующее решение принял Подольский городской суд, создав, таким образом, серьезный прецедент, с которого может начаться формирование судебной практики на этот счет. Что, в свою очередь, быстрее и эффективнее отучит пассажиров хулиганить на борту, чем старания законодателей.

Подольский городской суд Московской области удовлетворил исковые требования "Аэрофлота" к пассажиру Вячеславу Исмаилову, по вине которого 2 февраля текущего года перевозчик был вынужден посадить самолет А330-300, выполнявший рейс SU 274 Москва - Пхукет в аэропорту Ташкента. Теперь хулиган должен выплатить авиакомпании 493 тыс. 731 рублей, чтобы компенсировать понесенные издержки. В "Аэрофлоте" говорят, что суд удовлетворил исковые требования авиакомпании полностью. В.Исмаилов также заплатит 8 тыс. 137 рубля государственной пошлины. "Аэрофлот" удовлетворен принятым решением по данному иску. Вместе с тем, компания обращает внимание на то, что инциденты по вине деструктивных пассажиров превратились в острую проблему всей отечественной авиатранспортной отрасли", - отмечают в авиакомпании.

Это решение фактически уникальное - представители опрошенных "АвиаПортом" авиакомпаний не смогли вспомнить случаев, когда через суд удалось бы взыскать с дебоширов сколь бы то ни было значимые суммы. С одной стороны, случай "Аэрофлота" несколько отличался от рядового - перевозчику пришлось совершать вынужденную посадку, то есть его убытки поддаются материальному исчислению и их можно доказать и объяснить. Как правило, в других случаях сотрудникам авиакомпаний ничего не остается, кроме как передать провинившегося пассажира в руки правоохранительных органов в аэропорту прибытия.

"У нас не было случаев судебных разбирательств с пассажирами-дебоширами. Мы просто передаем их в правоохранительным органам, и они уже разбираются", - говорят в "Трансаэро". "В случае, когда самолет не совершал вынужденной посадки, когда ничего не сломано на борту, не пострадал экипаж, очень сложно оценить нанесенный авиакомпании материальный ущерб, поэтому меры воздействий на дебоширов ограничиваются штрафами", - рассказывают в авиакомпании "ЮТэйр".

Несколько дальше в деле борьбы с хулиганством удалось уйти авиакомпании S7. "У нас были случаи, когда юристы добивались ареста дебоширов на срок от 3 до 7 суток", - сказал "АвиаПорту" представитель перевозчика. Помимо этого, юристы компании вспомнили случаи, когда с провинившихся пассажиров компенсацию удалось взыскать в досудебном порядке. Подробностей в авиакомпании не рассказывают, но отмечают, что речь шла о достаточно крупных суммах. В судебном же порядке взыскивать достаточную компенсацию компании также не удавалось.

Юристы полагают, что своим решением Подольский городской суд создал важный прецедент, который может положить начало формированию новой судебной практики. "Взыскание убытков с В.Исмаилова - это самый настоящий судебный прецедент, который может стать отправной точкой изменения всей практики взыскания убытков с дебоширов", - сказала "АвиаПорту" старший юрист адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Лина Тальцева.

По ее мнению, хоть сумма в 500 тыс. рублей, скорее всего, и не компенсирует полностью понесенные перевозчиком убытки, но, по крайней мере, заставит соотечественников задуматься об ответственном поведении на борту. Ранее суды при решении подобных вопросов исходили не столько из гражданско-правового принципа равенства сторон, заключивших договор (в данном случае, договор перевозки) и полной компенсации причиненного ущерба, сколько из принципа исполнимости судебного акта. То есть в глазах суда перевозчики и пассажиры не были равно ответственными сторонами: если страдал пассажир, он мог претендовать на компенсацию со стороны переводчика, наоборот - нет.

Юрист считает, что решение Подольского городского суда может стать даже более эффективным воздействием на умы хулиганов, чем законотворческая деятельность депутатов. "Пока депутаты бьются над нерешаемой задачкой "что делать с дебоширами на борту?", коллеги формируют судебную практику, которая может стать таким же стимулом, что и законодательное предписание-страшилка (которое непонятно когда появится и появится ли)", - рассуждает Л.Тальцева. Она также выразила надежду, что практика компенсаций воздушным перевозчиков понесенных убытков за неадекватное поведение пассажиров будет развиваться, и что судебное решение устоит в последующих инстанциях.

В российском парламенте сейчас действительно рассматривается достаточно много вариантов законодательного воздействия на авиадебоширов. Хулиганов, как предлагает "Аэрофлот", действительно могут лишить свободы, если их действия возымеют серьезные последствия. Кроме этого, предусматривается и создание так называемого "черного списка" пассажиров, для которых будет ограничено право пользования воздушным транспортом. Предлагается также увеличить штрафы для нарушителей порядка на борту, а экипажу разрешить применять к ним силу....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка