АвиаПорт.Ru
28 октября 2013, 09:18
Белоруссия создает собственные комплексы с БЛА
Республика Беларусь создает и развивает собственные комплексы беспилотной воздушной разведки, наблюдения и мониторинга с беспилотными летательными аппаратами
Госпрограмма создания беспилотных комплексов
В Белоруссии (РБ) действует и успешно реализуется государственная программа создания и производства комплексов БЛА. Госпрограмма рассчитана на период 2011-2015 годы и включает в себя две больших подпрограммы.
Одна из них предусматривает создание и производство многофункциональных комплексов с БЛА и компонентов, разработку необходимых технологий. Это, в основном, комплексы с БЛА для гражданского применения, хотя, в принципе, все такие комплексы относятся к категории комплексов двойного назначения. Головным исполнителем по этой подпрограмме является ФТИ НАН РБ.
Комплексы по второй подпрограмме разрабатываются предприятиями военно-промышленного комплекса РБ. Разработчики по обеим подпрограммам тесно контактируют между собой. В каждой из подпрограмм предусмотрено выполнение порядка 15-16 опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке комплексов с беспилотниками, компонентов и технологий (целевые нагрузки, автопилоты и пр.).
Надо отметить, что государственная программа имеет и более широкие перспективы. Так, например, в настоящее время РБ готовится к запуску второго искусственного спутника Земли, благодаря запуску которого РБ будет иметь две составляющие мониторинга земной поверхности - беспилотную авиационную и космическую.
БЛА разработки ФТИ НАН РБ
В настоящее время ФТИ НАН РБ разработал комплексы с БЛА серии "Бусел" ("Аист"): "Бусел", "Бусел М", "Бусел М50", "Буревестник" и БАК ЭМ (последний - беспилотный дирижабль малого объема).
Свои разработки ФТИ НАН РБ начинал с БЛА с нестабилизированной целевой нагрузкой и с низким качеством изображения. Поэтому институт перешел к классу БЛА стартовой массой порядка 10 кг с гиростабилизированной целевой нагрузкой. В настоящее время используется импортная элементная база, например, при разработке автопилотов используются американские компоненты. Однако за последние 3 года доля импортных компонентов снизилась с 50% до 15%. На сегодня при создании беспилотных комплексов продолжаются закупки оптики, причем закупаются только сами камеры, а гиростабилизированные системы разрабатываются в РБ. Автопилоты разрабатывают в Белоруссии, электродвигатели китайские, стекловолокно и клей белорусские, компьютеры тайваньские.
На сегодня решается вопрос создания целевой нагрузки с возможностью автоматического сопровождения выбранного статического объекта. В 2014 году планируется завершение ОКР по возможности автоматического сопровождения движущегося объекта.
ФТИ НАН РБ располагает конструкторским бюро и производственной линией для изготовления БЛА, имеет условия для проведения испытаний. Предприятие имеет современное техническое оснащение, в частности, обрабатывающие центры и швейцарские измерительные системы с точностью до 4 микрон. В Светлогорске создана производственная база для изготовления стекловолокон для композиционных материалов. ФТИ НАН РБ сертифицирован для серийного производства БЛА. Каждый год проводится повторная сертификация специалистами Департамента авиации.
Комплексы с беспилотниками "Бусел" и "Бусел М"
Беспилотники комплексов "Бусел" и "Бусел М" выполнены по нормальной схем двухмоторного самолета, "Бусел М" имеет V-образное оперение. БЛА "Бусел" имеет стартовую массу до 6 кг, диапазон скоростей от 40 до 100 км/ч, максимальная высота полета - 1500 м, продолжительность полета до 50 минут. Максимальный радиус применения по радиосвязи - 20 км. Беспилотник "Бусел М" несколько больше - его стартовая масса равна до 10 кг, диапазон скоростей от 54 до 120 км/ч, максимальная высота полета - 4000 м, продолжительность полета до 90 минут. Максимальный радиус применения по радиосвязи - 25 км. В качестве целевой нагрузки применяются телевизионная, фото- или ИК-камеры на гиростабилизированной платформе. Пилотажно-навигационный комплекс - GPS и система автоматического управления (САУ). Запуск беспилотников осуществляется с руки, посадка - на парашюте.
Комплексы с БЛА "Бусел" и "Бусел М" завершили государственные приемочные испытания, "Бусел" в 2011 году, а "Бусел М" в 2012 году. Они поставляются серийно в интересах МЧС РБ, а также на экспорт: в МЧС РБ поставлены два комплекса с БЛА "Бусел М" с двумя беспилотниками в каждом комплексе. В неоглашаемую страну "дальнего зарубежья" поставлен один такой же комплекс с двумя беспилотниками.
Комплекс с беспилотниками "Бусел М50"
БЛА "Бусел М50" имеет стартовую массу до 12 кг, диапазон скоростей от 40 до 120 км/ч, максимальная высота полета - 5000 м, продолжительность полета до 150 минут. Максимальный радиус применения по радиосвязи - 50 км. Целевая нагрузка аналогична БЛА "Бусел" и "Бусел М". Пилотажно-навигационный комплекс - GPS, ГЛОНАСС и система автоматического управления (САУ).
Комплекс с беспилотником "Бусел М50" по действующему по плану в этом году должен завершить заводские испытания. В середине 2014 года будут завершены государственные приемочные испытания, после которых производится государственная регистрация летательного аппарата с допуском в воздушное пространство РБ.
Комплекс с беспилотниками "Буревестник"
Беспилотник "Буревестник" по массогабаритным параметрам является наибольшим из созданных ФТИ НАН РБ. Особенностью комплекса является возможность управления беспилотником без потери радиосвязи на дальности до 290 км. Скорость полета в зоне применения составляет 80-120 км/ч, высота полета 200-5000 м. Продолжительность полета составляет 10-12 часов. Способ старта и посадки - по-самолетному.
В этом году должны быть проведены заводские испытания, а в 2014 году - приемочные испытания комплекса. Он разрабатывается по Техническому заданию МЧС РБ, причем МЧС заказало стационарный пункт управления, но возможны и варианты мобильного исполнения.
Комплекс с беспилотным дирижаблем БАК ЭМ
Беспилотный дирижабль БАК ЭМ относится к малогабаритным аппаратам: его длина всего 8,7 м, диаметр оболочки 2,25-2,63 м. Взлетная масса составляет всего 23-30 кг при массе целевой нагрузки 1,0-3,0 кг. Максимальная высота полета - 500 м, диапазон скоростей составляет до 60 км/ч. Время нахождения в воздухе в штиль и скорости ветра до 3,7 м/с до 11 часов. Радиус действия до 50 км. Применяемость аппарата до 8 м/с ветровой нагрузки.
Беспилотный дирижабль прошел этап государственных испытаний и в настоящее время проводится доработка комплекса. Сейчас комплекс с дирижаблем имеет литеру опытного образца, но в 2014 году аппарат получит литеру серийного образца.
Применяемость беспилотников
В ходе испытаний БЛА и при проведении демонстрационных полетов были подтверждены многие сценарии применения беспилотной авиатехники. Так например в МЧС РБ беспилотники типа "Бусел" успешно используются при тушении пожаров, в том числе торфяных, наводнениях.
В ходе испытаний беспилотника "Бусел М" осуществлялся поиск бизонов в национальных парках, места скопления которых были найдены, а сами животные пересчитаны (с помощью ИК-камеры). Также беспилотники использовались при пожарах на торфяниках. Причем если на поверхности было видно лишь небольшое задымление, то с помощью специальной аппаратуры на беспилотнике было прекрасно видно распространение огня на глубине 3-5 м.
На границе Республики Беларусь и Литвы две-три недели назад проводились испытания беспилотника, и в ночное время были задержаны 9 нелегалов, которые хотели перейти границу с Литвой.
В этом году завершились заводские испытания беспилотного дирижабля длительного мониторинга с зависанием. Его испытания в национальных парках РБ показали его полную успешность применения для мониторинга. Успешно он применялся на испытаниях и на границе....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114