О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Оптимизм за чужой счет

ТВК "Россия" официально объявил о поиске инвесторов для строительства и развития аэропорта "Раменское". В перспективе аэропорт должен стать основной базой для лоукост- и грузоперевозок

Транспортно-выставочный комплекс "Россия" официально объявил о поиске инвесторов для строительства и развития аэропорта "Раменское" (г. Жуковский). В перспективе аэропорт должен стать основной базой для лоукост- и грузоперевозок в московском авиаузле. Тем временем, эксперты рынка сомневаются в обосновании тех показателей, которые обозначены в заявлении ТВК.

Транспортно-выставочный комплекс (ТВК) "Россия", дочерняя структура Госкорпорации "Ростех", с 12 ноября начал прием заявок от потенциальных инвесторов для реализации проекта по развитию аэропорта "Раменское". Компания планирует развить существующий аэропорт, уже обладающий международным статусом, в полноценный грузопассажирский комплекс. Обслуживать планируется в основном грузоперевозки, а из гражданских авиакомпаний аэропорт делает ставки на лоукост-сегмент. Кроме того, на территории ТВК должны разместиться автостоянки, парковки, гостиница и коммерческий центр.

Масштабный подход

Планы по развитию комплекса амбициозные. Уже к четвертому кварталу 2015 года в Жуковском должен быть построен терминал максимальной пропускной способностью в 1,5 млн человек. Второй пассажирский терминал будет построен к середине 2017 года, он сможет обслуживать до 5 млн пассажиров в год. Третий этап подразумевает увеличение площади первого терминала, совокупная пропускная способность двух зданий составит до 10 млн пассажиров ежегодно. Грузовой терминал к 2016 году сможет пропускать до 5 тыс. тонн грузов, к 2017 году этот показатель увеличится до 20-25 тыс. тонн.

Общая сумма инвестиций в проект по информации ТВК оценивается в 7 млрд рублей, 5 из которых будут потрачены в ходе первого и второго этапов. Средства эти дочка "Ростеха" намерена привлечь у частных инвесторов путем создания СП, в котором ТВК "Россия" должно принадлежать не менее 25%+1 акции. Финансового участия со своей стороны ТВК не предполагает, собираясь оплатить свою долю передачей земли и зданий в аренду совместному предприятию на 49 лет.

Интерес потенциальных инвесторов к реализации проекта у инициаторов проекта сомнения не вызывает. "Напомню, что обратить внимание на "Раменское" посоветовал и президент Владимир Путин, и вице-премьер Дмитрий Рогозин, - говорит "АвиаПорту" источник близкий к ТВК "Россия". - Уверяю вас, на сегодняшний день решение в отношении этого аэропорта практически принято".

Грузовое направление

Перспективы "Раменского" как грузового хаба отчасти уже реализованы - аэропорт принимает и отправляет транспортные самолеты уже сегодня. Однако для совершения мощного рывка не хватает развитой сети сообщения пассажирских перевозок. Ведь именно в багажных отсеках пассажирских самолетов перевозится основная масса грузов. В свою очередь, специализированные транспортные самолеты постепенно сокращают свою долю. Таким образом, дальнейший разлет грузов из "Раменского" по России можно обеспечить лишь перевозя грузы в аэропорты московского авиаузла наземным транспортом, что усложнит логистику и увеличить издержки для перевозчиков.

"В этой связи "Раменскому" трудно рассчитывать на привлечение регулярных грузовых авиаперевозчиков, которые в значительной степени опираются на дальнейший развоз своих грузов пассажирскими бортами - собственными или других авиакомпаний", - ранее говорила "АвиаПорту" президент Инновационного центра гражданской авиации Рано Джураева. По ее мнению, аэропорт "Раменское" должен быть ориентирован в первую очередь на грузы, конечным пунктом которых является Москва.

Надо отметить, что инфраструктура аэропорта готова к приему грузовиков, и не потребует существенных финансовых вложений. "Раменское" обладает одной из крупнейших в мире взлетно-посадочных полос (5403 метра), способной принимать все типы воздушных судов, вплоть до сверхтяжелых. Также обустроен и перрон для всех типов самолетов, топливная инфраструктура. Из того, что необходимо сделать - ангары, грузовые терминалы, пункты таможенного и пограничного контроля. Кроме того, не исключается создание вокруг "Раменского" инфраструктуры для технического обслуживания и ремонта воздушных судов.

Пассажирские перевозки

В отношении развития пассажирских перевозок "Раменскому" следует опираться на чартерные программы, а также на перевозки в сегменте лоукост, считает Р.Джураева. "Если аэропорт создаст необходимую инфраструктуру для данного сегмента - как для обслуживания пассажиров, так и для грузов - то привлечет достаточный объем перевозок", - считает она.

В компании "Аэрофлот" "АвиаПорту" сказали, что готовы рассмотреть вариант "Раменского" как базы для размещения лоукостера "Добролёт". "Выбор будет зависеть от многих факторов, главным из которых является цена", - сказал директор департамента общественных связей авиакомпании Андрей Согрин. Тарифы, по его словам, должны быть ниже примерно на столько же, насколько в Европе ниже тарифы в аэропортах базирования лоукост компаний по сравнению с крупными аэропортами. Он также отметил, что рассматривается еще ряд вариантов, начиная с "Домодедово" и заканчивая "Ермолино".

Оптимизм против реализма

Тем временем эксперты сомневаются в том, что инвестплан развития аэропорта выглядит реалистичным. У "Добролёта" еще нет виденья пассажира, который будет пользоваться его услугами, а значит нет понимания, за что он готов платить в аэропорту, - отмечает руководитель компании "Аэропорт Инвестментс" Сергей Детенышев. - И если европейские "вторые" аэропорты серьезного вложения инвестиций не требовали, то здесь не факт, что инвестиции получится вернуть". Он также напоминает, что первоочередным параметром для лоукост-перевозчиков должен являться вовсе не уровень тарифов в аэропорту, а скорость обслуживания воздушных судов на земле.

Кроме того, сомнения у эксперта вызывают заявленные объемы пассажиропотока. "Вопрос - как много пассажиров будет пользоваться лоукостером при отсутствии транзитной модели, - говорит С.Детенышев. - Сейчас в Европе лоукост-модель и модель регулярных перевозок движутся навстречу друг-другу и все меньше пассажиров совершают прямые беспосадочные перелеты. Прогноз же, на котором строится инвестплан, не учитывает этих факторов. Неясно вообще, на чем он основан".

Доступность

Нет ясности пока и в том, как будет решаться вопрос доступности аэропорта для пассажиров. На сегодняшний день принят лишь ряд основных решений. В ближайшее время на платформе "Отдых" в Жуковском начнут останавливаться скоростные электрички "Спутник", которые сейчас проезжают эту станцию без остановки. От станции же власти города намерены проложить к аэропорту маршруты общественного транспорта: основной версией сейчас является вариант линии скоростного трамвая.

Для удобства автовладельцев отреставрирована трасса М-5 до Жуковского, кроме того, у областных властей есть план по ее дальнейшему расширению. Однако хватит ли этих мощностей при заявленном плане развития аэропорта, чиновники пока спрогнозировать не могут.

Кадровый вопрос

Еще одним важным фактором для развития лоукост-аэропорта С.Детенышев считает наличие высокопрофессиональных кадров, которые смогут оперативно обслуживать воздушные суда. По его мнению, сейчас их брать неоткуда. Привлечение же кадров из Москвы потребует серьезных затрат на зарплаты, что скажется на сроках окупаемости проекта.

Правда, ряд опрошенных "АвиаПортом" специалистов не считают кадровую проблему неразрешимой. "В Жуковском не менее 25 тысяч человек работали в авиационной сфере, - напоминает собеседник "АвиаПорта", близкий к ТВК "Россия". - Сейчас многие из них работают не по специальности или не работают вообще, и я уверен, 2-3 тысячи мы привлечь сможем. Они же и обучат молодежь в дальнейшем".

Своего не упустят

Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, инвесторы уже заинтересовались проектом. Газета "Коммерсант" сообщила, что вариант вложений в "Раменское" оказался привлекательным для трех крупнейших аэропортовых холдингов России: "Новапорта", "Аэропортов Регионов" и "Базэл-аэро".

"Их интерес понятен, исторически этот аэропорт сложился как грузовой, появился инвестор, который будет заниматься деловой авиацией, и появится лоу-кост сегмент, - отмечает источник "АвиаПорта", близкий к ТВК "Россия". - А это - три основных компонента развития аэропорта. Не хватает только регулярных перевозок".

Впрочем, более реалистичной выглядит версия, что инвесторы заинтересовались аэропортом, видя интерес представителей высших эшелонов власти к его развитию. Как известно, правительство готово выделять на такие проекты бюджетные средства. Стоит учесть и то, что за спиной проекта стоит корпорация "Ростех", а вторым участником вполне возможно станет "Добролёт"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка