АвиаПорт.Ru
27 ноября 2013, 17:01
777X даст ВСМПО удвоение объема сотрудничества с Boeing
О развитии сотрудничества с американским партнером и планах развития компании рассказал генеральный директор ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" М.Воеводин
- Каковы временные рамки реализации проекта UBM 2?
- Планируется, что в 2016 году он уже должен начать работать. Для этого уже весной 2014 года нам надо начать строительство.
- Сейчас уже выбран проектировщик для новой площадки?
- Пока нет. В настоящее время делается техническое задание и на рассмотрении два варианта. Один - удвоение нынешнего UBM, другой вариант - утроение. С точки зрения инвестиций это или $100 млн, или $195 млн вложений. В конце ноября - начале декабря мы должны определиться с номенклатурой обрабатываемых штамповок и с номенклатурой станков. После этого приступим к проектированию. Оно не займет больше трех месяцев, потому что это будет быстровозводимое здание.
- Что принесет создание UBM 2 именно на территории ОЭЗ?
- Как минимум, мы сэкономим 10% таможенных пошлин на оборудование, так как понятно, что почти все оборудование будет импортным. Есть еще льготы по налогу на имущество, ряд других - но для нас важнейшей сейчас является именно экономия на закупке оборудования.
- О какой номенклатуре продукции СП идет речь?
- В первую очередь это механообработка крыльевых штамповок.
- По типам воздушных судов дополнения будут?
- Самое большое дополнение - Boeing 777X. Надо понимать, что эта модель с точки зрения ВСМПО - это практически удвоение объема сотрудничества с Boeing. Если взять сегодняшнюю номенклатуру самолетов Boeing, в 747 практически нет титана, в 737 его совсем мало. Раньше был 767, в котором тоже титана было мало, но его заменили на 787, в котором до 20 тонн на каждый самолет. Соответственно, в нынешнем поколении 777 порядка 4-5 тонн изделий из титана, а в новых 777X, по оценкам Boeing, будет до 15 тонн. Плюс к тому, изделия для 777 крупнее, чем для 787, а темпы выпуска новой версии ожидаются высокими.
- В проекте с Boeing финансирование будет из собственных средств, или заемное?
- Первую очередь UBM мы финансировали за счет собственных средств каждой из сторон. Если будет принята программа максимум - под $200 млн, - я думаю, что мы рассмотрим и заемное финансирование. Плюс руководство "Титановой долины" предлагает нам вариант, что здание построят они, а мы его будем арендовать. Сейчас наши экономисты рассчитывают, что выгоднее, самим построить здание, или воспользоваться этим предложением. Дело в том, что на здании можно сэкономить с точки зрения первоначальных инвестиций порядка $10-20 млн.
- Какой может быть дополнительный годовой объем выпуска в связи с вводом второй очереди UBM?
- Для нашего предприятия годовой объем выручки - не ключевой показатель в этом проекте. Перед нами стоит цель - к 2017-2018 году обрабатывать 100% штамповок для Boeing, кроме того, 60-70% всех выпускаемых штамповок должны проходить черновую механообработку на ВСМПО или на совместном предприятии. Сейчас этот показатель порядка 30-40%.
- Если говорить о штамповках, какой объем выпуска будет в тоннах?
- Сегодня порядка 3,5 тысяч тонн, к 2018 году будет порядка 7 тыс.
- Ваше собственное механообрабатывающее производство будет расширяться?
- В следующем году должно начаться строительство второй очереди нашего механообрабатывающего цеха. Мы хотим его расположить также на территории свободной экономической зоны, и в декабре мы должны выйти на наблюдательный совет на получение аккредитации как резидента. Строительство хотим начать в мае. Объем инвестиций порядка $70-80 млн.
- Планируются ли аналогичные проекты по механообработке с другими авиапроизводителями?
- Мы продолжаем переговоры с Airbus по возможности освоения механообработки в рамках либо совместного предприятия, либо СП с их поставщиком. Переговорный процесс идет, но пока до конца так и не дошел.
Надо понимать, что создание СП - это хорошо, но ВСМПО продолжает развивать и собственные мощности. Поэтому если нам с кем-то из клиентов не удается договориться о совместном предприятии, мы не сильно расстраиваемся - мы понимаем, что все равно будем заниматься этой механообработкой. Тут важно, кто первый пришел. И что очень важно в нашем СП с Boeing, что мы с ними идем уже в чистовую механообработку. А я все эти годы говорил, что ВСМПО само этот передел осваивать не станет. С партнером - сделает.
Поэтому, когда мы обкатаем чистовую механообработку в рамках СП с Boeing, мы сможем другим своим заказчикам предлагать чистовую механообработку уже на наших площадях. Дело в том, что с Boeing предусмотрен трансфер их технологий на UBM, и Boeing относится положительно к тому, что мы с совместного предприятия берем технологии на свои собственные мощности. Наш партнер никак не ограничивает в этом ВСМПО, и наоборот нам в этом помогает. Поэтому уже многое позаимствовано в нашем механообрабатывающем цехе с сегодняшнего UBM. А после ввода в строй второй очереди с чистовой механообработкой мы, возможно, в 2018-2019 году начнем другим своим клиентам предлагать чистовую механообработку на наших мощностях. Хотя с точки зрения российского рынка, Boeing не возражает против механообработки в интересах российских заказчиков и на мощностях СП.
- Ранее обсуждалось создание СП с ОАК. Сейчас этот вопрос еще актуален?
- Действительно, мы давно еще, в бытность президентом ОАК Алексея Федорова, обсуждали возможность создания СП по механообработке всего титана у нас на территории, или на площадке свободной экономической зоны. Но пока ОАК не нашел целесообразности в этом. Сейчас на каждом самолетостроительном предприятии есть своя механообработка, наверное, им пока этих возможностей достаточно. Потому что если у них есть мощности, и им их достаточно - нет смысла создавать новые. Когда темп выпуска самолетов увеличится, возможно им потребуется наращивать мощности, и в этот момент, возможно, переговоры о создании СП возобновятся.
С другой стороны, ОАК достаточно большой объем механообработки заказывает на наших мощностях, и мы этому рады. У нас нет такой необходимости - создавать со всеми СП. Мы готовы сами инвестировать в свое производство при понимании заказов. Сегодня это понимание есть.
- Какие еще проекты техперевооружения сейчас ведутся на ВСМПО?
- Следующий год у нас будет ударным, заканчиваются два больших проекта. Мы откроем новый плавильный цех с двумя гарнисажными печами. И на следующий год мы завершим строительство нового кузнечного комплекса с усилием 4 000 тонн, сейчас уже идет сборка пресса. Ввод в строй пресса развяжет наше узкое место по производству биллета, а ввод новых гарнисажных печей, что является альтернативой плазменным печам, позволит получать суперчистые материалы. Такая продукция востребована и российским рынком, и иностранным, в первую очередь двигателестроителями. С одной стороны, получаемый материал очень чистый. С другой стороны, достаточно высокую долю отходов может вовлекать в производство заново, поэтому для нас это экономически целесообразно.
Каждый проект стоит по 2-2,5 млрд рублей. После этого наши ковочные мощности увеличатся, где-то на 10-15%. Плавильные, с точки зрения общих мощностей, увеличатся незначительно, на 5%, а по высококачественным плавкам, с вовлечением большой доли отходов, в три раза, потому что у нас сегодня две гарнисажных печи и менее производительные, станет четыре.
На следующий год в активную фазу вступает третий крупный проект - линия производства колец и катушек для двигателестроителей. Это новый кольцераскатный стан, новые печи, новые пресса, то есть полностью новый комплекс. Он тоже стоит порядка 2-2,3 млрд рублей. На следующий год начинается строительство, окончание, мы ожидаем, в 2016 году. Линия будет вводиться по очередям, поэтому первые вводы состоятся уже в 2015 году.
- Можно назвать объем инвестиций в техперевооружение?
- Он достаточно стабилен, ежегодно порядка 7-8 млрд рублей. В этом году - 7 млрд рублей. На следующий год тоже планируется около 7-8 млрд.
- Как развивается работа в рамках договора с Alcoa? В чем вообще интерес ВСМПО в этом проекте?
- Сегодня у нас есть пресс усилием 75 тыс. тонн. На сегодня он самый большой в мире работающий пресс. Именно за счет этого уникального оборудования, за счет наших технологий мы получаем достаточно большое количество заказов, по которым мы поставщики 100% продукции. С одной стороны, с появлением заказа по программе 777X, у нас в 2017-2018 году использование мощностей большого пресса приближалось бы уже к 80%-85% машинного времени, что мы считаем критическим, потому что по нашим нормам 15-20% должно быть задела на ремонты: плановые и внеплановые. То есть, нам в 2018 году нужны были бы дополнительные мощности, если бы мы хотели сохранить свою долю рынка. Конечно, если бы их не было, мы бы просто уменьшили долю, не приняли новых заказов. С другой стороны, на протяжении последних 10 лет нам все покупатели задают один вопрос: "А что будет, если пресс сломается?" Потому что оборудование не вечно. Хотя пресс в очень хорошем состоянии, мы провели его аудит, и оказалось, что его износ менее 40%, при том, что он построен давно.
Поэтому создание СП с Alcoa и получение доступа к мощностям такого же пресса для нас событие революционное. Потому что, с одной стороны, мы спокойно берем дальнейшие заказы, и таким образом увеличиваем количество штамповок. С другой стороны, у нас всегда есть резерв, если что-то случилось с нашим прессом, мы можем на время ремонта перенести работу на второй пресс. И это, конечно, сумасшедшее конкурентное преимущество ВСМПО перед любым кузнецом в мире.
Инвестиции, по крайней мере, на первом этапе, что нужно в Самару вложить, порядка 500 млн рублей. Самара никогда не делала титановые штамповки, поэтому нужно вложить средства в оборудование. Мы командируем туда большую группу своих технологов, потому что нужно учить людей работать с титаном. Это достаточно большой проект, и мы надеемся, что в 2016 году, максимум в 2017 году, у нас все будет работать.
- Сейчас пресс в Самаре сильно загружен?
- Загружен, но есть достаточные для нас свободные мощности.
- Какие-то другие проекты с Alcoa есть?
- В Самаре есть еще пресс усилием 30 000 тонн, который у них пока еще не прошел модернизацию, мы его рассматриваем как второй этап сотрудничества. Возможно, его тоже модернизируем вместе, и тоже начнем использовать. Еще есть пресс 6 000 тонн, который, потенциально, можно использовать. Но пока мы эти перспективы даже не обсуждаем.
- В Самаре будет осуществляться только штамповка?
- Да, причем только передельная. Финишные операции все будут у нас, технологии по финишной обработке и по подготовке мы не передаем.
- На какой сейчас стадии проект с Alcoa?
- До конца февраля надо трансформировать соглашение в юридическую форму, чтобы уже начать работать. С февраля мы хотим начать контрактацию оборудования.
- Они будут вкладывать в этот проект ваши партнеры?
- Сегодняшнее оборудование.
- То есть, они вкладывают оборудование, а вы инвестируете в модернизацию?
- Да, во все новое.
- А по долям какое будет распределение в вашем СП?
- Пока непонятно. Будет проводиться оценка и по ее результатам будет сформированы доли.
- Какие финансовые результаты вы прогнозируете по итогам этого года?
- Объемный показатель - порядка прошлого года, где-то 29 200 тонн. EBITDA порядка 440 млн против 360 млн в прошлом году. Выручка порядка 1 млрд 600 млн. Чистая прибыль в районе 7,5-8 млрд рублей. То есть, при тех же объемных показателях EBITDA и прибыль увеличились, и это достигнуто за счет изменения номенклатуры: больше продукции с глубокой переработкой (штамповки, механообработка).
Следующий год планируем на уровне этого года, потому что завершение двух инвестиционных проектов состоится где-то в конце лета, и их влияние на экономику мы еще не почувствуем. А 2015 год, как мы ожидаем, превысит 2014-ый по всем показателям на 15%....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
