О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ненужная история о бортах

Депутаты Госдумы намерены принудить авиакомпании при продаже билетов раскрывать пассажирам точные данные о том, какой борт их повезет, каков его возраст, где и как он обслуживался

Депутаты Госдумы намерены принудить авиакомпании при продаже билетов раскрывать пассажирам не только информацию о типе воздушного судна, но и точные данные о том, какой это будет борт, каков его возраст, где и как он обслуживался. Авиакомпании, несмотря на технические сложности распространения такой информации, готовы подчиниться требованию, если оно получит законный статус. Однако отраслевые эксперты сомневаются, что эти сведения будут востребованы пассажирами.

Два депутата Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов и заместитель председателя Госдумы Игорь Лебедев, намерены обязать авиакомпании раскрывать покупателю авиабилета полную информацию о воздушном судне, на котором полетит пассажир. Во всяком случае, именно такое письмо поступило в министерство транспорта РФ на днях. И депутаты грозятся, что не получив реакции на письмо, внесут предложение в Госдуму в виде законопроекта.

На сегодняшний день при покупке авиабилета пассажир получает информацию только о типе воздушного судна, на котором он будет совершать полет. Более того, в договоре на авиаперевозку, подтверждением которого является авиабилет, это не отражается. Депутаты намерены принудить авиакомпании к тому, чтобы те передавали покупателю информацию о том, какое конкретно это будет воздушное судно, сколько ему лет, где оно эксплуатировалось ранее и какое техобслуживание прошло. О механизмах того, как это требование должно выполняться, пока ничего не говорится.

В Минтрансе "АвиаПорту" пока сообщили только, что письмо действительно получено и будет рассмотрено в установленном порядке. Росавиация также предпочла пока воздержаться от комментариев. В свою очередь, участники рынка реагируют на письмо однозначно, считая предложение депутатов популизмом на фоне трагедии, а не мерой, которую можно внедрить реально.

"Самолет может быть заменен за час до вылета, и даже через час после вылета, если пришлось возвращаться в аэропорт, - недоумевает источник "АвиаПорта" в компании S7 Airlines. - Фактически, предложение депутатов заключается в том, что перевозчики должны за несколько месяцев знать, какое воздушное судно на какой маршрут они поставят, и не иметь права его поменять". Таким образом, авиаперевозчики теряют возможность эффективно распоряжаться парком воздушных судов, к примеру, ставя менее вместительные самолеты на тот рейс, на который раскуплено мало билетов.

С юридической точки зрения мера, предложенная депутатами, так же не выдерживает критики. "Билет - это подтверждение факта заключения договора воздушной перевозки, который не оформляется в письменном виде, - говорит старший юрист-аналитик адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Лина Тальцева. - И указание в нем на тип воздушного судна по закону не является существенным условием". Она напоминает, что если законодательно такая мера будет внедрена, любая замена борта станет основанием для судебного иска со стороны пассажиров. "Подобная инициатива была в Европе и законодательство о защите прав потребителей встало на сторону авиакомпаний, - напоминает Л.Тальцева. - Потому что авиакомпании должны распоряжаться своим парком в зависимости от коммерческой эффективности, а договор на перевозку - это обязательство авиакомпании доставить пассажира в точку назначения. Каким образом - это уже решение перевозчика". Она напоминает также, что изменения придется вносить в существующую форму авиабилетов, что потребует длительных согласований.

Даже если опустить возможность согласования изменений в текущей форме билетов, как бумажных, так и электронных, с Транспортно-клиринговой палатой и авиакомпаниями, проблемы на этом не будут исчерпаны. Эксперты рынка продаж билетов сомневаются в том, что инициативу депутатов программно реализуют глобальные дистрибутивные системы (GDS). "В системы придется вводить новые поля для бортового номера, возраста, и так далее, что практически нереально, - говорит генеральный директор компании Biletix Александр Сизинцев. - Для того, чтобы GDS пошли на это, нужно, чтобы спрос был во всем мире. Более того, это абсолютно точно потребует гигантских затрат".

Тем временем, есть большие сомнения, что покупатель авиабилета будет отталкиваться от типа воздушного судна при выборе рейса. "Анализируется в первую очередь цена на перелет, потом время вылета, потом - название авиакомпании, - говорит генеральный директор холдинга "Випсервис" Дмитрий Горин. - Иногда - тип ВС, если от этого зависит комфортность перелета. И это четыре фактора, которые играют роль. Остальное для покупателя не имеет значения". Он отмечает, что в сети существует множество сайтов, при помощи которых покупатель авиабилета может самостоятельно определить возраст самолета, его историю, если это актуально. Сайт Onetwotrip, к примеру, автоматически собирает такие данные из открытых источников, но большим спросом у пользователей эта информация не пользуется.

Стоит напомнить, что шумиха после любой резонансной катастрофы влияет на объем продаж авиакомпании, это авиапроисшествие допустившей, примерно в течение двух недель, пока тема не сходит с первых полос газет. Через довольно короткий промежуток времени объем продаж возвращается на прежний уровень. Таким образом, уже через неделю-другую потенциальный покупатель авиабилета перестанет задумываться о возрасте самолета и его истории....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка