О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рост догоняющий и опережающий

ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в 2013 году продолжило увеличивать количество воздушных трасс и наращивать их протяженность

Объемы пассажирских перевозок в Российской Федерации в 2013 году продолжили рост темпами, значительно превышающими мировые показатели. Итоги работы российских авиадиспетчеров в полной мере отражают эту тенденцию: количество рейсов, обслуженных на внутренних линиях, а также международных рейсов, прирастает быстрее, чем транзит. Чтобы небо без происшествий вместило всех желающих, ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" увеличивало количество воздушных трасс и наращивало их протяженность. Одновременно продолжается и модернизация применяемого оборудования.

5000 рейсов в день

Количество полетов воздушных судов, обслуженных российскими авиадиспетчерами, по итогам 2013 года возросло на 7,6% по отношению к предыдущему году, и достигло 1 млн 414 тыс. 749 рейсов, говорится в материалах Госкорпорации по ОрВД. Быстрее всего росли перевозки по внутренним воздушным линиям: за год их количество увеличилось на 10,22% и превысило 547 тыс. Международные полеты, выполняемые российскими и зарубежными авиакомпаниями, прибавили 6,02%, их обслужено более 870 тыс. Транзит через воздушное пространство Российской Федерации существенно отстает: темпы роста в 2,26% соответствуют показателям, привычным в Европе. Увеличившийся трафик российские и зарубежные авиакомпании делят неравномерно: так за год отечественные перевозчики увеличили интенсивность полетов на 10,91% - до почти 885 тыс. полетов. На иностранных коллег осталось около 534 тыс. рейсов, что на 2,55% больше, чем в 2012 году. Следствием роста числа полетов стал и новый рекорд нагрузки на диспетчеров: 23 августа они обслужили 4999 полета.

Если говорить о распределении нагрузки между Московским центром автоматизированного управления воздушным движением и региональными филиалами, то на столичный узел легла наивысшая нагрузка: 790 тыс. 553 рейса, что на 5,8% больше, чем годом ранее. "Аэронавигация Северо-Запада" обслужила в 2,15 раза меньше рейсов, а разрыв с "Аэронавигацией Юга" - в 2,6 раза, в других филиалах интенсивность полетов еще ниже. Меж тем, сложных задач на долю региональных диспетчеров было возложено немало: большое внимание уделялось обеспечению воздушного движения при проведении крупных событий, таких как Красноярский и Байкальский (г. Иркутск) экономические форумы, Универсиада в Казани, подготовка к проведению зимних Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи.

Новые трассы

Специалисты Госкорпорации обращают внимание на то, что рост числа обслуженных воздушных судов сопровождается увеличением количества и протяженности воздушных трасс, а формирование новой трассы - задача многоплановая. С одной стороны, необходимо идти навстречу пожеланиям клиентов - авиакомпаний, которые заинтересованы в увеличении числа оптимальных по протяженности ортодромичных маршрутов. С другой стороны, приоритетом остается обеспечение безопасности полетов, так что порой приходится идти на увеличение боковых интервалов между параллельными маршрутами, "искривлять" трассы. Поэтому, в согласии с мировой практикой, при формировании новых трасс российские авиационные власти придерживаются концепции приемлемого уровня безопасности. Из нее следует, что маршрут должен быть построен таким образом, чтобы показатель безопасности полетов соответствовал определенному уровню. При условии выполнения данного требования, аэронавигационные данные маршрута могут варьироваться, чтобы улучшить значения остальных критериев: экономичности полетов, пропускной способности воздушного пространства и так далее. "Каждый новый маршрут становится частью сети маршрутов, установленных в данной части воздушного пространства. Поэтому требования к созданию любого маршрута предъявляются не только к его индивидуальным характеристикам, но и обусловлены его местом в общей системе маршрутов ОВД, структурой воздушного пространства, плотностью воздушного движения", - объясняют в Госкорпорации.

В 2013 году эта работа дала свой результат. Введено 10 новых международных трасс. Общее количество трасс, включая внутренние, достигло 869, а их суммарная протяженность по итогам 2013 года составила 678 тыс. 507 км. Для сравнения, в 2003 году эти показатели составляли 571 ед. и 404 тыс. 098 км соответственно.

Совершенствование сети международных трасс повышает привлекательность транзитных маршрутов, однако темп роста нагрузки на этих линиях не слишком велик: по итогам 2013 года примерно 33% пришлось на азиатские маршруты, еще 29% - на трансазиатские. Кроссполярные и трансполярные линии заняли немногим более чем по 4% от общего объема транзита, вдвое более популярными оказались трансвосточные маршруты. Заметные усилия, приложенные к развитию транзита, позволило России стать ключевым партнером зарубежных авиакомпаний, выполняющих полеты между пунктами в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Укрупнение и модернизация

За оптимистичными статистическими показателями стоит два параллельных процесса, которые являются доминирующими при реализации федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)". Первый - оптимизация функционирования центров ОВД, второй - модернизация оборудования и технических средств.

Если на начало 2012 года в составе единой системы ОрВД насчитывалось 52 центра, включая главный центр, семь зональных, 36 региональных и 8 - вспомогательных региональных центров, то сегодняшняя структура упростилась, и насчитывает 44 центра. В полном объеме функционируют Московский, Ростовский, Хабаровский, Новосибирский и Самарский укрупненные автоматизированные центры ОВД. Проведен большой объем работ по укрупнению центров Иркутска, Магадана и Якутска. В 2014 году процесс укрупнения продолжится, и в его рамках будут закрыты центры в Тикси и Чите.

Вновь создаваемые укрупненные центры, а также еще действующие региональные центры, в полной мере обеспечивают полеты с сокращенными вертикальными интервалами, а в ближайшем будущем повсеместной практикой станет переход на обслуживание воздушного движения на основе эксплуатационных характеристик и с привязкой к давлению, приведенному к среднему уровню моря. Реализация этих планов позволит привести процедуры, применяемые в России, к мировой практике.

За прошедший год были введены в эксплуатацию автоматизированные системы управления воздушным движением в Калининградском и Самарском центрах, продолжалось оснащение Магаданского и Московского укрупненных центров. На очереди введение в строй Иркутского укрупненного центра, для которого в прошлом году изготовили необходимое оборудование; несколько позже будут модернизированы с применением новейших технических средств центры в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. Наконец, разработаны проекты оснащения еще двух укрупненных центров: Красноярского и Тюменского....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка