О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

КРЭТ принял программу роста

Концерн "Радиоэлектронные технологии", входящий в состав Госкорпорации Ростех принял программу деятельности на 2014-2016 годы

Концерн "Радиоэлектронные технологии", входящий в состав Госкорпорации Ростех принял программу деятельности на 2014-2016 годы. Согласно документу, ключевыми целями для менеджмента компании будет выполнение обязательств по гособоронзаказу и экспортным контрактам, реализация модели комплексного поставщика, создание конкурентоспособной продукции мирового уровня и утроение капитализации. За эти три года предстоит почти в два раза увеличить выручку и более чем в 2,5 раза - чистую прибыль.

Совет директоров Концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) на заседании 13 марта принял программу деятельности на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы, сообщили "АвиаПорту" в пресс-службе компании. Документ включает в себя перечень целей и задач, конкретизирует основные мероприятия развития концерна, фиксирует плановые финансовые показатели и обозначает существующие риски. Кроме того, в программе отражено и ресурсное обеспечение - сколько средств сможет получить концерн в рамках исполнения контрактных обязательств и по федеральным целевым программам.

Из целей, которые ставит программа перед менеджментом концерна, прежде всего следует выделить переход от поставок отдельных систем к поставкам интегрированных комплексов, причем доля комплексов в общей выручке к 2016 году должна превысить 30%. В части бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) достижению этой цели будет способствовать реализация модели комплексного поставщика. В прошлом году единого комплексного поставщика для гражданской и транспортной авиации КРЭТ начал формировать на базе Научно-исследовательского института авиационного оборудования и "Авиаприбор-Холдинга". А в 2014 году было принято о формировании аналогичного интегратора для военной авиации: для этого будет усилена координация и производственная кооперация входящих в состав КРЭТ ключевых разработчиков оборудования: ОКБ "Электроавтоматика", Раменского приборостроительного конструкторского бюро, МНПК "Авионика", а также других НИИ, КБ и заводов.

Эта цель является одной из ключевых, так как и самолето- и в вертолетостроении сформировалась устойчивая тенденция концентрации поставщиков, прежде всего это относится к сложным системам и комплексам. Если ранее разработчики финальной продукции напрямую взаимодействовали с сотнями производителей отдельных приборов, то теперь они предпочитают интегрировать готовые комплексы. В свою очередь, из комплексных интеграторов наиболее устойчивые позиции получит тот, кто сможет предложить решение, охватывающее максимальное число подсистем.

Дополним, что комплексный поставщик должен обеспечивать и послепродажное обслуживание поставленного оборудования, комплексов и комплектующих. Формирование сети сервисных центров будет происходить при поддержке государства: так Минпромторг России рассчитывает субсидировать мероприятия по созданию системы интегрированной логистической поддержки, обеспечивающие поддержку эксплуатации российских и зарубежных воздушных судов в части оборудования российского производства.

Вторая цель, связанная с достижением конкурентоспособного уровня отдельных систем и комплексов БРЭО в сравнении с мировыми аналогами, является необходимым условием для реализации потенциала комплексного поставщика. Подтверждением конкурентоспособного уровня для гражданской продукции может выступать только сертификация продукции на соответствие международным нормам; применительно к военной продукции, конечно, речь идет прежде всего о соответствии требованиям заказчика.

Без сомнения, ключевым проектом КРЭТ в области создания бортового радиоэлектронного оборудования является создание интегрированного комплекса бортового оборудования, построенного по принципу интегрированной модульной авионики (ИКБО-ИМА). Структуры концерна завершили создание и ведут отработку отдельных элементов и блоков ИКБО-ИМА, являясь исполнителем в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Мероприятия ФЦП предусматривают создание комплексов бортовой аппаратуры на основе ИМА, необходимых для формирования компетенций, позволяющих выполнять функции интегратора 1-2-го уровней на мировой рынок. Первым испытанием "на прочность" для приборостроителей должно стать создание комплексов для самолетов малой авиации зарубежного производства, поставляемых на российский рынок, таких как Dornier DO 228, Diamond Aircraft DA-40, Aircraft Industries L-410, а также для вертолетов итальянской AgustaWestland: AW-139 и перспективной машины на 2,5 тонн. Ну а главным же итогом работы станет создание комплекса оборудования, который будет применен на магистральном самолете МС-21. Согласно госконтракту, структуры КРЭТ должны в текущем году провести стендовые испытания базовых элементов в составе интегрированных систем и комплексов БРЭО, а в будущем году - представить доказательную документацию на комплектующие в соответствии с требованиями Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и получить одобрение Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. В перспективе КРЭТ рассчитывает стать в один ряд с такими мировыми интеграторами, как американские Rockwell Collins и Honeywell, и европейский Thales.

Цель, вынесенная в документе на первую позицию - "безусловное выполнение контрактных обязательств Концерна по выполнению ГОЗа и договоров ВТС" - скорее является данью уважения к заказчикам и партнерам. Очевидно, что именно эти статьи доходов определяют ближайшее будущее компании, не выполнить эти обязательства - значит не наполнить свой бюджет. Именно так и происходило еще в 2010-2012 годах: тогда исполнение государственного заказа было на уровне 87-88%. По итогам 2013 года КРЭТ удалось в полном объеме выполнить свои обязательства перед заказчиками.

Согласно финансовой модели, на горизонте до 2020 года доля продукции военного назначения будет устойчиво составлять 70-75% в общем объеме производства. При этом значительная часть изделий, компонентов и систем, поставляемых в вооруженные силы - авионика и БРЭО, а также комплексы РЭБ. В 2013 году КРЭТ поставил в рамках Гособоронзаказа продукции на 41 млрд руб. В 2014 г. планируется рост объемов ГОЗа более чем на 65%. В 2015 и 2016 годах - на 21% и 19% соответственно. Прогнозные показатели Гособоронзаказа на 2016 год - 102,8 млрд рублей. Высокими темпами должны расти и объемы работ в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС): с $27,9 млн по итогам 2013 года до $52 млн - в 2016 году. Еще 42,3 млрд рублей в 2016 году планируется заработать на поставках продукции гражданского назначения (план на 2014 год - 27,9 млрд рублей).

Представители КРЭТ отмечают, что достижение таких темпов роста невозможно без реализации масштабной инвестиционной программы, направленной на техническое перевооружение предприятий Концерна и модернизацию производственных мощностей. Уже сегодня подготовлено 192 инвестиционных проекта, которые будут реализовываться, как самостоятельно, так и в рамках Федеральных целевых программ. Как ожидается, 75% от всех инвестиций концерна будут направлено на производство авионики и БРЭО, а также комплексов радиоэлектронной борьбы.

Вложения в рамках ФЦП составят почти 40,2 млрд рублей с 2014 по 2016 годы. В текущем году на 37 предприятиях Концерна будет осуществляться 70 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 8,5 млрд рублей, из которых большая часть придется на ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (более 6,3 млрд рублей). Планами 2015 года предусмотрено финансирование 73 инвестпроектов на общую сумму 14 млрд рублей, что позволит обновить производство на 39 предприятиях. Наконец, в 2016 году будет осуществляться 55 инвестиционных проектов с общим объемом финансирования 17,7 млрд рублей.

Часть средств, которые планируется инвестировать и в перевооружение, и в проведение НИОКР, планируется привлечь с использованием различных финансовых инструментов. Точный их набор и параметры еще не определены: "это может быть и выпуск облигаций, и допэмиссия в пользу стратегического партнера-инвестора, и проведение IPO, и привлечение синдицированных кредитов", отмечают в пресс-службе концерна. В то же время, любой из этих инструментов требует повышения прозрачности компании, для чего в декабре 2013 годы была подготовлена первая в истории КРЭТ финансовая отчетность по международным стандартам. Отчет по МСФО за 2013 год будет подготовлен к середине нынешнего года, обещают в компании.

Немалый объем средств можно привлечь и за счет продажи непрофильных активов, избыточных земельных участков, а также офисной и производственной недвижимости. По предварительным оценкам, концерн может предложить потенциальным покупателям земельные участки совокупной площадью более тысячи гектаров. Абсолютное большинство из них имеет уже сформированную инфраструктуру, доступ к коммуникациям, водо- и теплоснабжению. По предварительным оценкам, общий доход от реализации этих активов за три года может превысить 13,5 млрд рублей.

Способствовать удорожанию компании будет завершение формирования структуры концерна с параллельной реструктуризацией и оптимизацией производственных мощностей, консолидацией активов. Запланирована и "тонкая настройка" внутренних процессов: так завершатся ключевые проекты по реконструкции и техническому перевооружению предприятий концерна, будет пересмотрена внутренняя кооперация, реализованы программы энергосбережения и т.д.

Результатом реализации принятой программы должно стать радикальное повышение основных показателей деятельности концерна: увеличение более чем в полтора раза выручки (относительно 2013 года) с 85 млрд рублей в 2013 году до 146 млрд - в 2016 году; рост чистой прибыли с 6,3 млрд рублей до 11,7 млрд. Рентабельность по чистой прибыли планируется довести до 8% против 6,5% по итогам минувшего года.

Все это позволит достичь четвертой цели, обозначенная в программе деятельности, - доведение капитализации компании до уровня 157 млрд рублей. Стоимость КРЭТ на сегодняшний день оценить непросто - акции концерна не торгуются, поэтому рыночной оценки не существует. Однако если исходить из оценки, сделанной аудитором накануне допэмиссии в декабре прошлого года, капитализация на тот момент достигла 50 млрд рублей.

Не оставили без внимания авторы программы и риски, стоящие перед концерном. Так в числе потенциальных угроз отмечены и пересмотр параметров госзаказа и федеральных целевых программ, и сокращение поставок в рамках военно-технического сотрудничества, и рост тарифов на энергоресурсы и коммунальные платежи, и рост процентных ставок по кредитам. Для каждого из этих рисков дана оценка вероятности его наступления и предложены мероприятия по его нивелированию. В то же время, в документе отсутствует набор плановых результатов на случай, если негативные факторы станут реальностью. Это свидетельствует о том, что программа роста одновременно является и программой "ни шагу назад"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка