О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пулково" обозначило факторы роста аэропортов

Основными факторами для роста аэропортов, в том числе и региональных, должны стать долгосрочные тарифы, упрощение визового режима и открытое небо на направлениях, где не присутствуют российские компании

Основными факторами для роста аэропортов, в том числе и региональных, должны стать долгосрочные тарифы, упрощение визового режима и открытое небо на направлениях, где не присутствуют российские компании, считают в "Пулково". Эксперты к этим мерам относятся со скепсисом, однако представители других воздушных гаваней уверены, что развитию поспособствуют все упрощающие механизмы.

Развитию аэропортов, в том числе и региональных, должны поспособствовать три фактора, рассказал на конференции "Маркетинг и коммерция аэропортов - 2014" Ярослав Зубилов, директор по взаимодействию с органами власти ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы", управляющего аэропортом "Пулково". Основным из драйверов развития инфраструктуры является практика установления долгосрочных тарифов.

Все изменения тарифов аэропорты должны согласовывать в Федеральной службе по тарифам (ФСТ). Ведомство позволяет аэропортам устанавливать и долгосрочные тарифы, но только для тех аэропортовых комплексов, которые предоставят в ФСТ свою инвестпрограмму. Аэропорт "Пулково" стал первым в сфере предприятием, который смог добиться долгосрочной тарифной политики от ФТС.

"Большая часть доходов аэропорта приходятся на регулируемые виды деятельности, - отметил Я.Зубилов. - Мы полтора года вели переговоры с органами власти, и в итоге в декабре 2013 года получили долгосрочные тарифы. В настоящее время ФСТ России и заинтересованные органы будут переходить на долгосрочные методы, отказываясь от метода анализа затрат". Он добавил, что затраты будут индексироваться по минимуму, а аэропорты, которые захотят получить какой-то существенный рост тарифов выше инфляции, должны будут согласовать в Минтрансе и ФСТ инвестпрограмму.

В Федеральной службе по тарифам "АвиаПорту" сообщили, что несмотря на прогрессивность долгосрочной тарифной схемы, заявок от аэропортов кроме "Пулково" в ведомство не поступало. "Долгосрочное регулирование позволяет одновременно решить несколько задач: во-первых, обеспечить необходимое финансирование в условия реализации модернизации или реконструкции, во-вторых, повысить ясность и прозрачность ценовой политики в отношении регулируемых сборов в долгосрочном периоде, и в-третьих, сдержать рост расходов авиаперевозчиков", - рассказали в службе.

Директор по стратегическому развитию и качеству аэропорта Якутск Виталий Кашин рассказал "АвиаПорту", что схема долгосрочного тарифного регулирования должна существенно изменить стимулы для развития аэропортов. Он отметил, что нынешняя схема установления тарифов учитывает затраты аэропортов, что уменьшает мотивацию к их снижению. Таким образом, для аэропортов долгосрочное регулирование, не привязанное к расходной части, станет поводом для развития.

Есть и альтернативная точка зрения: заместитель генерального директора по информации и аналитике ИК "Регион" Анатолий Ходоровский не уверен, что долгосрочная схема будет выгодной для аэропортов. Эксперт указывает на возможность того, что в долгосрочной перспективе прибыльность аэропортов по тарифам может быть ниже реального уровня инфляции.

В ФСТ "АвиаПорту" сообщили, что сегодня тарифы минимально привязаны к расходам аэропортов и к уровню инфляции: они устанавливаются в зависимости от бенчмаркинга по определенным стандартам. "Помимо контроля за ценообразованием со стороны органов регулирования естественных монополий, успешно снижать уровень ставок аэропортовых сборов и тарифов можно при помощи повышения эффективности госрегулирования деятельности аэропортов, в том числе по вопросам управления федеральным имуществом аэропортов, оптимизации сертификационных требований к их деятельности, - добавили в ведомстве. - В настоящее время отсутствуют необоснованные различия в уровнях аэропортовых сборов. Существующие различия вызваны различными условиями хозяйствования аэропортов и, прежде всего, различными объемными показателями их деятельности, географическим расположением, развитостью сети авиационных перевозок". При этом развитие инфраструктуры, как добавляют в службе, может происходить без пересмотра действующих ставок, например, за счет увеличения пассажиропотока или с привлечением нетарифных источников финансирования - бюджетных или заемных средств.

Я.Зубилов считает, что есть и еще ряд способов увеличить пассажиропоток аэропорта: эксперт называет их альтернативными. Это упрощение визового режима и введение пятой свободы воздуха, но не в целом, а лишь на некоторых маршрутах. Представитель санкт-петербургского аэропорта уверен, что на пассажиропоток существенно повлияет введение 72-часового безвизового режима для иностранцев. Открыть небо, по его мнению, нужно на тех маршрутах, где не присутствуют российские перевозчики. Я.Зубилов приводит примером то, что из "Пулково" нет прямого сообщения с США, и есть зарубежные компании, которые хотят осуществлять такие перевозки: например, Korean Air из Сеула с посадкой в северной столице. Кроме того, по мнению представителя "Пулково", дополнительный пассажиропоток в региональные хабы привлечет упрощение процедуры допуска иностранных перевозчиков на маршруты: сейчас этот процесс занимает около года.

"Клиент есть далеко не на каждый перелет и направление, - сказал в своем докладе А.Ходоровский. - А развитие прилегающей инфраструктуры у нас - пока вопрос проблематичный. Если даже мы даем 72 часе без визы, мы не понимаем, для чего они могут быть использованы". Кроме того, один из собеседников "АвиаПорта" сообщил, что сомневается в возможности либерализации воздушного пространства даже на отдельных маршрутах. "Это приведет к своего рода прецеденту, - отмечает он. - Лоббисты других аэропортов будут требовать аналогичных преференций для себя".

Тем временем, коммерческий директор аэропорта "Белгород" Роман Морозов уверен, что любые меры, которые упростят правила игры в отрасли положительно отразятся на финансовых показателях аэропортов. "К этому можно относиться только положительно", - считает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка