О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От болевой точки - к фактору роста

Выстраивание системы послепродажного обслуживания может сделать российскую вертолетостроительную отрасль менее чувствительной к колебаниям спроса на мировом рынке

В холдинге "Вертолеты России" уверены, что выстраивание системы послепродажного обслуживания и расширение глобальной сети сервисных центров может сделать российскую вертолетостроительную отрасль менее чувствительной к колебаниям спроса на мировом рынке вертолетной техники. О том, как "Вертолеты России" собираются превратить "болевую точку" в фактор роста, "АвиаПорту" рассказал заместитель генерального директора холдинга по сервису Юрий Борисов.

- Вопрос сервиса долгое время оставался "болевой точкой" вертолетостроительной отрасли России, что отмечалось даже на уровне руководства страны. Что нового происходит в этом важном направлении?

- Действительно, сервисное направление - одно из самых приоритетных для нас. Сложность заключается в том, что с советских времен задача по обеспечению летной годности вертолетной техники возлагалась в основном на оператора. Такой подход приходится менять для успешного продвижения на международный рынок, на котором наличие высокотехнологичной системы послепродажного обслуживания является одним из ключевых факторов конкурентоспособности производителя. Заказчик вправе ожидать, что производитель обеспечит ему все необходимые условия для безопасной, комфортной и эффективной эксплуатации вертолетов. Да и на внутреннем нашем рынке операторы вертолетной техники тоже хотят работать по международным стандартам, не исключая самого крупного нашего заказчика и оператора - министерство обороны России.

В октябре прошлого года вышло распоряжение правительства Российской Федерации, согласно которому холдинг "Вертолеты России" определен единственным исполнителем размещаемого Минобороны государственного заказа на выполнение работ по материально-техническому обеспечению, сервисному обслуживанию и ремонту вертолетной техники, производимой в рамках государственного оборонного заказа. В декабре мы заключили с Минобороны государственный контракт на выполнение работ по сервисному обслуживанию вертолетов Минобороны России. Контракт предусматривает выполнение работ в период с декабря 2013 по ноябрь 2016 года. Кроме того, в апреле этого года Распоряжением Правительства Российской Федерации "Вертолеты России" определены единственным исполнителем государственного заказа на поставку средств наземного обслуживания и средств контроля в эксплуатирующие организации Минобороны России.

- Наверняка такой масштабный фронт работ требует от холдинга дополнительных усилий.

- Да, это очень серьезная работа. Минобороны эксплуатирует крупнейший парк вертолетов нашего производства, от состояния исправности которого зависит в том числе обороноспособность страны. Обеспечение его технического обслуживания становится для нас одной из самых приоритетных задач. В результате реорганизации, проведенной в структуре "Вертолетов России" в конце прошлого года, был образован сервисный блок. В составе блока выделена отдельная Дирекция по ремонту и сервису государственной авиации, которая и призвана обеспечить эффективную работу в этом направлении.

В состав холдинга также вошли пять авиаремонтных заводов, расположенных в разных регионах России - от Калининградской области до Хабаровского края. Им также предстоит сыграть важную роль в работе по сервисным контрактам с Минобороны. Конечно, этим фронт работ по ремонту и сервису государственной авиации не исчерпывается. Исходя из анализа состояния инженерно-авиационного обеспечения эксплуатации вертолетного парка, проблемных вопросов состояния служб послепродажного обслуживания мы вывели несколько приоритетных задач. Назову некоторые. Это, например, создание оборотного фонда покупных комплектующих изделий для подержания исправности новых типов вертолетов, создание системы организаций, ответственных за поддержание исправности вертолетного парка, на каждой авиабазе ВВС и морской авиации ВМФ, разработка и внедрение собственных мобильных сервисных технических центров и многое другое.

Мы также столкнулись с проблемой отсутствия производства современных средств технического обслуживания и ремонта вертолетов российского производства, что снижает наши возможности в организации технической поддержки государственной авиации и в целом модернизации системы послепродажного обслуживания. Для решения данной проблемы "Вертолеты России" планируют на базе Новосибирского авиаремонтного завода, входящего в холдинг, наладить собственное серийное производство средств наземного обслуживания и контроля, ремонтно-монтажного оборудования и инструмента, контрольно-проверочной аппаратуры.

- Как обстоят дела с сервисом в негосударственном сегменте?

- Я уже упомянул о реорганизации сервисного блока "Вертолетов России", в состав которого теперь входят две дирекции. Так вот, Дирекция по ремонту и сервису авиации иностранных заказчиков и коммерческой авиации Российской Федерации как раз и сосредоточит свою деятельность на этом сегменте. В ее ведение входит широкий спектр соответствующих вопросов, таких, как, в частности, анализ и прогнозирование состояния зарубежного вертолетного парка и парка российской коммерческой авиации, работа с сервисными контрактами и контроль их исполнения, создание центров технического обслуживания и ремонта вертолетов российского производства.

Мы в холдинге понимаем, что подход, ориентированный на увеличение экспортных поставок только вертолетной техники, далек от совершенства. Ведь продажи и поставки напрямую зависят от колебания мировых цен и спроса. Одним из эффективных выходов из такой прямолинейной зависимости мы видим в развитии экспорта российских технологий путем выстраивания высокотехнологичной системы послепродажного обслуживания, расширения глобальной сети сервисных центров.

Предпринятые усилия уже дают весомые результаты. По итогам 2013 года объем выручки от оказанных услуг по сервису превысил 18,9 млрд. рублей. Это почти в полтора раза больше целевого индикатора, установленного государственной программой развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы.

- Что касается технических центров, успевает ли за расширением географии поставок глобальная сервисная сеть?

- Мы не можем мириться с отставанием по этому направлению от западных вертолетостроительных компаний. "Вертолеты России" намерены и дальше планомерно совершенствовать свою глобальную сеть, приводя ее в соответствие самым высоким современным международным стандартам. Конечно, для этого требуется и увеличение числа сервисных центров по всему миру. Мы должны быть ближе к клиенту в самом прямом смысле этого слова. В соответствии с этими установками "Вертолеты России" и строят свои планы.

Во взаимодействии с "Рособоронэкспортом" и "Оборонпромом" мы работаем над несколькими проектами. В следующем году планируем открыть сервисный центр вертолетов Ми-8 и Ми-17-1В в Египте, в 2016 - центры по обслуживанию Ми-35 в Бразилии, Ми-171Ш в Перу. В том же году рассчитываем завершить дооснащение авиаремонтного завода в Индии для ремонта Ми-17В-5.

- Какой из регионов мира наиболее перспективен для развития сервисной сети?

- Определенные выводы уже можно сделать из наших планов по открытию сервисных центров. Мы уделяем особое внимание рынкам стран Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. Именно на эти страны приходится более половины вертолетов российского производства, поставленных на экспорт в последние годы. Впрочем, это вовсе не означает, что "Вертолеты России" менее внимательно относятся к другим регионам. Наша вертолетная техника эксплуатируется более чем в 100 странах мира, а ее общий парк насчитывает свыше 8,5 тысяч единиц. Это ко многому нас обязывает....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка