О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Чем больше придет инвесторов, тем больше будет пользы для предприятия"

Аэропорту Перми выгодно, чтобы состоялся повторный конкурс по отбору инвесторов - это позволило бы продать актив максимально дорого, полагает генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Пермь" Э.Кошенсков

Аэропорту Перми выгодно, чтобы состоялся повторный конкурс по отбору инвесторов - это позволило бы продать актив максимально дорого. А масштабные планы по развитию, включающие как укрепление позиций на внутреннем рынке, так и развитие на международных, преимущественно восточных, направлениях, делают "Большое Савино" выгодным вложением, полагает генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Пермь" Эдуард Кошенсков.

- Недавно холдинг "Аэропорты Регионов" получил от ФАС разрешение на покупку "Большое Савино". На каком этапе сейчас находится работа по привлечению инвесторов в аэропорт?

- Результаты первоначального конкурса губернатор Пермского края Виктор Федорович Басаргин отменил. Тех обещаний, которые были даны инвесторам при подписании, больше нет. В январе-феврале этого года губернатор снова поставил перед нами задачу провести проектные работы по реконструкции перрона и по одновременному строительству здания нового аэровокзала. В соответствии с его поручениями, мы провели конкурс по отбору проектных организаций, и отобрали две: "Ленаэропроект", которая сейчас занимается реконструкцией перрона и аэродромной инфраструктуры, и ООО "Спектрум-холдинг групп", которая занимается строительством нового аэровокзального комплекса. Оба проекта мы пытаемся скоординировать, чтобы не получилось так, что перрон построен - аэровокзала нет, или наоборот. В ноябре оба проекта подадим в Главгосэкспертизу, получим разрешение и, начиная с 2015 года, приступим к реализации проекта. Также к концу текущего года должна определиться ситуация с инвестором.

- Что известно про планы потенциальных инвесторов? Кто будет платить за проделанную работу?

- В соответствии с тем же поручением губернатора этим вопросом сейчас занимается Корпорация развития Пермского края. А мы, аэропорт, сейчас являемся заказчиком по этим двум проектам. Платим из своей прибыли. Нам это обошлось в 107 млн рублей. Как обычно, есть кое-что, что не учли при первоначальном расчете, как всегда при строительстве. Как ремонт дома: обои содрали, а там трещина. Трещину замазали - надо проводку поменять.

- Какие права ФАС сейчас дал "Аэропортам Регионов"?

- Аэропорты в России являются субъектами естественных монополий. Для того, чтобы проводить сделки с ними, необходим конкурс. Надо пройти процедуру согласования с ФАС при покупке таких активов. Именно об этом как раз и шла речь, что "Кольцово-инвест" подали заявку в ФАС, и им согласовали возможность приобретения этого актива. Если кто-то еще обратится в антимонопольную службу с таким же предложением, то и ему могут согласовать. Речь не идет о том, чтобы признать итоги прежнего конкурса.

- То есть это еще не значит, что "Ренова" сейчас придет и будет вкладывать деньги?

- Ни в коем случае. Я как бизнесмен понимаю, что чем больше придет инвесторов, тем больше будет пользы для предприятия, потому что всегда можно поторговаться: кто больше даст - тот актив и получит. У нас чисто экономический подход. Мне выгодно, чтобы кто-то заплатил за аэропорт, потому что это выгодно Пермскому краю. А мы - собственность Пермского края. Конечно, это не мое дело, потому что я всего лишь нанятый руководитель. Но мне кажется, аэропорту было бы лучше, если бы был конкурс. Мне кажется, так и будет, потому что наше предприятие довольно хорошее по всем показателям. Думаю, "Кольцово-Инвест" - это только первая ласточка. Может и "Базэл" еще подадут. Может еще кто-то.

- Есть ли какие-то, например, игроки краевого уровня, которых такой актив мог бы заинтересовать?

- Я не обладаю в достаточной мере информацией по этому поводу, говорить за кого-то не могу, но теоретически они существуют - Пермский край богатый. У нас и "Лукойл" рядом, и "Уралкалий", например. Пока "Кольцово-Инвест" впереди всех, а кто будет следующий, и будет ли кто-то, я пока не готов сказать. Список потенциальных аэропортовых инвесторов, конечно, расширяется. Но аэропорт, его инфраструктура и взаимоотношения, которые складываются вокруг этой инфраструктуры, крайне специфичны. Чтобы вкладывать деньги, надо эту специфику знать. Если реально смотреть на вещи, большого числа претендентов не будет, максимум 3-4 предприятия.

- Могут ли в аэропорт Перми зайти иностранные инвесторы?

- У нас аэродром совместного базирования - мы его делим с военными. Наверное, иностранные инвесторы могут быть, но вопрос в том, насколько им это будет интересно с точки зрения ограничений. Самолеты стоят на дежурстве, в любой момент поднялись - полетели. Учения проходят - были сложности же с тем, чтобы рейсовые наши самолеты выпускать. В соответствии с Воздушным кодексом, у них приоритет воздушного пространства.

- Как вы это все согласовываете?

- Сложно, но на самом деле, мы живем хорошо и понимаем друг друга. Мы понимаем, что государственная авиация - это наши защитники, пытаемся им помогать и под них подстроиться. Но, тем не менее, если есть возможность, они нам тоже готовы всегда помочь и больших проблем тут не возникает.

- А чем военные могут помочь?

- У них сейчас материально-техническая база сильно поднимается. Взять даже вопросы, связанные с уборкой взлетно-посадочной полосы. Мы хоть и приобретаем свою технику сейчас, но иногда и к ним обращаемся. Отказов с их стороны никогда не было. Вопросы с деньгами, конечно, кого угодно могут поссорить, но пока ничего такого не было.

- Вопросы реконструкции аэродрома как-то могут на ваши взаимоотношения повлиять?

- Наши взаимоотношения регламентируются законом, ведомственными документами, поэтому большого изменения не будет. Это же только пассажир увидит: новые комфортные здания, туалеты, диваны, зона досмотра, - это все для пассажира. Для военных ничего принципиально не изменится: было 25 рейсов в сутки, станет, условно, 35. Процедуры, технологии взаимодействия между службами у нас работают. Изменения какие-то, если будет необходимо в них внести, мы внесем. Могут возникнуть проблемы, когда у нас пассажиропоток перевалит за 2-2,5 млн человек в год. За прошлый год госавиация выполнила порядка 1400 полетов, мы - 2400, итого получается приличная цифра. Пока проблем с пропускной способностью ВПП нет, но не исключено, что они могут возникнуть в будущем.

- Вы, наверняка, к этому готовитесь?

- Мы к этому готовимся, почему и заказали проект, чтобы сделать магистральную рулежную дорожку, построить еще одну рулежную дорожку, сократить время самих операций по взлету-посадке. Мы такие задачи "Ленаэропоректу" ставили, как они будут их решать - пока не понятно. У нас сам перрон очень узкий для воздушных судов. И есть определенные ограничения, как его можно расширить. Надо дождаться решения проектировщика.

- Что вы должны получить в итоге реализации этого проекта?

- Новые рулежные дорожки, расширенный перрон с большей несущей способностью и большим числом мест стоянок для воздушных судов первого класса и выше. Но я не готов сказать, какая будет конфигурация, как это будет выглядеть в итоге. Мы знаем, что реконструкции подлежат перрон, рулежки, светосигнальное оборудование и вододренажная система. Возможно на этапе проектирования будут внесены изменения, но чего-то сверхординарного сейчас, скорее всего, не будет. ВПП у нас свежая, в 2004 году ее запустили. Мы занимаемся профилактическими мероприятиями: заливкой швов, сколов и трещин, которые надо заделывать.

- За полосой кто ухаживает: вы или военные?

- Если вернуться к Воздушному кодексу, на всех аэродромах совместного базирования действуют требования, которые предъявляются к гражданской авиации. Там ничего не прописано, кто должен этим заниматься, но прописано, какие есть требования. У нас принято, что ремонтом занимаемся мы. Хотя, еще раз говорю, сколько мы обращались к военным, они ни в чем не отказывали: людьми помогали, машинами. Но занимаемся этим мы, потому что мы являемся держателями свидетельства аэродрома и на нас лежит ответственность за его эксплуатационно-техническое состояние.

- Терминал в итоге как должен выглядеть, какие возможности представлять?

- В соответствии с теми проработками, которые нам Lufthansa Consulting делала еще в 2010 году, есть и техническое задание (ТЗ) по проектированию. Мы оттолкнулись от этого задания, и, когда вели проработку уже ТЗ на отбор инвестора, в его основу положили ТЗ Lufthansa Consulting. Там четко написано, что пропускная способность должна быть не меньше 340 человек на международных линиях, на внутренних - 480 человек в час. Эти данные немножко обновились. Предпроектные данные нам проектный институт должен представить в самое ближайшее время, мы их должны рассмотреть, согласовать, и на основе этого будет более подробная информация. Пока предварительно получается так, что общая площадь аэровокзального комплекса подросла и будет не 25 тыс. кв. метров, а 27 тыс. кв. метров. Но это связано с тем, что в аэропорту обязательно должна быть какая-то неавиационная деятельность: ларьки, магазины, офисные помещения. За счет этого и площадь увеличилась.

- Есть ли возможность применить схему государственно-частного партнерства в пермском аэропорту?

- Пока про это ничего не было сказано, но варианты, наверно, всякие имеют право на существование. Нам самое главное - к концу 2016 года построить новые аэровокзальный комплекс и перрон. В таких условиях нам нельзя работать, а пассажирам - улетать. Это, наверно, в первую очередь будет вопрос к инвестору. Пока мы далеки от этого этапа. Нам бы хоть проект сделать - понять, кто это будет строить и из каких источников это будет финансироваться. Что будет можно сказать только после того, как будет сделан проект.

- Какие приоритеты будут у аэропорта после реконструкции: международные или региональные, внутренние перевозки?

- Региональные перевозки не только для жителей Перми, но и для всей России сейчас становятся актуальными. Потому что лететь через Москву становится долго. Напрямую у нас, например, в прошлом году летал в Екатеринбург самолет. Грузился почти по 90%, 1,5 тыс. рублей стоил. Сейчас есть ФЦП по региональным перевозкам, она у нас на контроле, востребована нашими жителями, потому что загрузка на всех рейсах более 70%. Но без дотаций стоимость билетов была бы другая. В ближайшей перспективе мы будем развивать это направление. Мы уже сейчас в тесном взаимодействии находимся с компаниями, которые участвуют в этой программе, скидки им предоставляем на аэропортовое обслуживание от 40% до 60%. Но пока все действует за счет дотаций из бюджета. Надо понимать, что компания тоже закладывает свою норму прибыли. И если не будет поддержки, то работать за копейки на свой страх и риск никто не будет.

- Какие зарубежные направления вам сейчас интересны?

- Мы сейчас смотрим на восток. Это связано с тем, в первую очередь, что в Пермском крае очень активно развивается сотрудничество с Китайской Народной Республикой. Планируется расширение этого взаимодействия. Не только Китай... вообще центр активности сдвигается на восток: там месторождения, там строительство. Приоритет для нас Иркутск, Новосибирск, Китай. Но, к сожалению, пока интереса у авиакомпаний нет.

- Какие у вас планы по организации авиасообщения с Крымом?

- Мы, наверно, один из первых, кто начал туда летать. Со 2 июня рейсы с Симферополь выполняет авиакомпания "Былина", она не вошла в ФЦП и не получает дотаций. С 24 июня вышел на линию "Ямал" - выполняет два рейса в неделю. Там стоимость билета немного ниже. Этот рейс ждали, но дешевые билеты немедленно закончились. На первом рейсе "Ямала" 70-80 пассажиров было на А320, а "Былиной" меньше 50 человек не летает. У нас есть ощущение, что это направление тоже раскатают.

- Многие российские регионы сейчас пытаются развивать внутренний туризм. Есть ли соответствующие программы в Пермском крае? Какую роль в них может сыграть аэропорт?

- К нам много туристов приезжает. В основном это иностранцы: их интересуют природа, рыбалка, исторические объекты на севере Пермского края. Встречи с министерством культуры проводили, но пока ничего нового....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка