О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ICAO не делит воздух

ICAO не публиковала официальных заявлений относительно страновой принадлежности воздушного пространства над Крымом. Обострившаяся полемика в СМИ на этот счет не имеет под собой весомых оснований

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO) не публиковала официальных заявлений относительно страновой принадлежности воздушного пространства над Крымом. Обострившаяся полемика в СМИ на этот счет не имеет под собой весомых оснований, а позиции официальных ведомств остаются неизменными. В то же время, Украина грозится исключить Россию из ICAO, в России же уверены, что сделать это невозможно.

Российские и украинские средства массовой информации снова схлестнулись в борьбе за крымский воздух. Посылом к тому послужило опубликованное в "РИА-Новости" высказывание неназванного представителя министерства транспорта РФ о том, что осуществляя полеты над Крымом, российские перевозчики, с точки зрения ICAO, не нарушают международного законодательства. Украинская общественность, между тем, апеллирует к письму генерального секретаря международной организации в адрес госавиаслужбы Украины о том, что для нее статус Крыма до сих пор остается неизменным. Ни тот, ни другой аргумент не являются свидетельством появления какой-то новой позиции международной организации: по сути, с момента прежнего обострения дискуссий на эту тему ничего не изменилось.

Действительно, до событий весны 2014 года ни регулирующим органам, ни операторам управления воздушным движением не приходило в голову сомневаться в праве украинских диспетчеров управлять крымским небом, а "Украэроруха" - получать средства за пролет воздушных судов над контролируемой территорией. Поэтому территориальный конфликт между Россией и Украиной застал врасплох в том числе представителей международных организаций. По свидетельствам обеих сторон, с тех пор и по настоящее время переговорный процесс между Госкорпорацией по ОрВД, "Украэрорухом" и ICAO не прекращаются.

Спор о терминах

Дискуссия развернулась вокруг официального письма генерального секретаря ICAO Раймонда Бенджамена главе Госавиаслужбы Украины Денису Антонюку. Копия документа была опубликована в интернете украинскими средствами массовой информации. Послание не несет в себе никакого новаторства кроме предложения провести трехстороннюю встречу 8 августа в Париже. Однако каждая сторона пытается интерпретировать крайне дипломатичные высказывания господина генерального секретаря в свою пользу.

Так, например, на Украине слова об отсутствии официальных двухсторонних переговоров ICAO с Россией по Крыму интерпретировали как полное отсутствие каких бы то ни было переговоров о статусе воздуха над Крымом между международной организации с российской стороной, в то время как в ICAO подчеркивают, что обсуждение идет, и сфокусировано оно исключительно на возможности России следить за уровнем безопасности полетов (коли уж таковые выполняются) над спорными территориями. В свою очередь, об обсуждении территориальной принадлежности этого пространства в письме не сказано ни слова, что не мешает российской стороне акцентироваться именно на таком понимании вопроса.

Тем не менее, пока каждая из стран продолжает тянуть на крымское одеяло на себя, ICAO настаивает на необходимости принятия решения в ходе двухсторонних переговоров между государствами, и готова зафиксировать решение, которое удастся выработать сторонам. При этом участие в политическом конфликте не лежит в сфере интересов международной организации.

Вычеркнуть из списков

Вне зависимости от хода формальных и неформальных переговоров, Украина намерена добиваться исключения России из ICAO, заявил министр юстиции Украины Павел Петренко. Правда, сначала власти этой страны попытаются получить многомиллионную компенсацию от российской стороны за якобы имевшие место случаи нарушения воздушного пространства Украины - так там позиционируют выполнение российскими авиакомпаниями регулярных рейсов в Крым. Если компенсации не последует, в чем украинские власти уверены, П.Петренко пообещал предпринять максимум усилий, чтобы ограничить маршрутную сеть российских перевозчиков внутренними линиями, с акцентом на маршруте Москва - Магадан.

Представители российского авиационного сообщества грозной риторики украинского министра, судя по всему, не испугались. В Минтрансе агентству "АвиаПорт" сказали, что никаких официальных документов на этот счет не получали, и, соответственно, комментировать происходящее не готовы. Другие источники в авиационных кругах настаивают, что такое развитие событий невозможно с технической точки зрения - если закрыть российским авиакомпаниям небо за пределами страны, то встречный шаг - закрытие воздушного пространства России для иностранных компаний - поставит под удар практически всю мировую авиаиндустрию. Дольше и дороже станет, в частности, выполнение перелетов из Европы в Азию в облет одной седьмой части суши. И для самой Украины это не принесет выгоды, так как ее воздушное пространство граничит и российским, соответственно, значительная часть транзита станет невозможной.

Вместе с тем, собеседник агентства выразил уверенность, что даже если этот нелепый факт найдет место в истории, с российской стороны незамедлительно последует симметричный ответ, который затронет не только авиационную, но и прочие социально значимые отрасли.

Без лишних слов

Сами "участники конфликта" - российский и украинский операторы воздушного движения - ведут себя намного более сдержано, чем представители медийной общественности, и не пытаются жонглировать высказываниями вышестоящих организаций. В "Украэрорухе" агентству "АвиаПорт" объяснили, что, теоретически, комментировать ситуацию не отказываются, но оперативно сделать это не готовы. Российская Госкорпорация по организации воздушного движения тактично отказалась от каких бы то ни было комментариев на этот счет.

Васька слушает, да ест...

Дальше как в известной русской басне. "Закрытый" с точки зрения украинских властей аэропорт Симферополя не только продолжает работать, но и значительно наращивает производственные показатели, а российские перевозчики, выполняющие полеты в Крым, один за одним отчитываются о росте пассажиропотока на этом направлении и открытии все новых и новых рейсов. "За 2 квартал 2014г. рост пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 80%", - сказано на сайте крымского аэропорта. Количество самолетовылетов, по имеющимся данным, увеличилось почти на 80% в мае 2014 года в сравнении с маем 2013 года.

Знакомые с ситуацией представители отрасли отмечают, что количество рейсов, следующих транзитом через воздушное пространство Крыма, конечно, заметно (до 70%) уменьшилось после рекомендации не летать над полуостровом, данной Евроконтролем. Однако полностью изгнать самолеты со спорных территорий этим запретом не удалось - воздушным пространством полуострова пользуются, в том числе, авиакомпании с Ближнего Востока и из Азии, для которых мнение европейского регулятора имеет весьма относительную значимость. Продолжают пользоваться этим районом и операторы частных самолетов - лететь над Крымом напрямую для многих проще и дешевле.

Что характерно, диспетчеры "Украэроруха" продолжают утверждать, что в целях безопасности продолжают контролировать воздушное движение в симферопольском районе полетной информации. "Предприятие продолжает предоставлять весь спектр услуг по аэронавигационному обслуживанию и обеспечивает на должном уровне безопасность полетов воздушных судов в воздушном пространстве Украины, аэродромах Украины и в международном воздушном пространстве над открытым морем, а также гарантирует бесперебойное функционирование подразделений Объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины. Независимо от внешнего вмешательства в работу органов обслуживания воздушного движения в Крыму и на Востоке Украины", - сказано на сайте компании.

Естественно, что в основе дележки крымского воздуха лежат не только геополитические, но и экономические интересы сторон: в летний период над этим регионом может пролетать 800-1200 рейсов, а оператор получает деньги за их обслуживание. И, с точки зрения экспертов, при ныне существующей ситуации, российская сторона не остается внакладе, потому как часть авиакомпаний, лишенных возможности летать над Крымом, в качестве "маршрутов объезда" выбирает южные регионы материковой России: рост нагрузки на предприятия филиала "Аэронавигация Юга" достигает 60-70% к прошлому году....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка