Источник: Екатерина Тропова // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 31.07.2014, 21:38

Готовь экономию летом

 
Поделиться:  
 

[image]

Авиакомпания "ЮТэйр" объявила о старте программы сокращения издержек. Известно, что частота употребления слова "оптимизация" менеджментом крупных компаний заметно повышается в преддверии ухудшения экономической ситуации. В данном случае руководство перевозчика открыто заявило, что пытается действовать по принципу подготовки саней летом: если ухудшение предсказуемо и неизбежно, лучше встретить его во всеоружии.

Авиакомпания "ЮТэйр" намеревается экономить 5 млрд рублей в год в результате реализации программы оптимизации. Представители перевозчика утверждают, что такой результат будет достигаться за счет минимизации расходов на непрофильные бизнесы, сокращения административного аппарата и предоставляемых ему благ и повышения налета часов на одно воздушное судно. Основные аспекты деятельности - авиаперевозки и вертолетные работы - никак не пострадают, а, напротив, выиграют в результате этих действий, говорят в компании.

Необходимость затянуть пояса в компании обосновывают грядущим экономическим спадом. "Тенденция к снижению ключевых экономических показателей позволяет прогнозировать негативный сценарий динамики пассажирского спроса в среднесрочной перспективе. Уже сегодня эксперты отмечают существенное ухудшение качественных характеристик бизнеса пассажирских авиаперевозок среди российских авиакомпаний", - приводятся в сообщении пресс-службы компании слова генерального директора "ЮТэйр" Андрея Мартиросова. Также, по словам руководителя компании, значительно снизился один из главных критериев результативности отрасли - доход на выполненный кресло-километр. Снижаются тарифы на авиаперевозки.

Все авиакомпании делают это

Аналогичные программы уже довольно давно вошли в моду на Западе. Комментируя свои действия, представитель "ЮТэйр" рассказал, что компания руководствовалась, в том числе, международным опытом. Lufthansa, Delta и AirFrance-KLM уверены, что подобная работа может сократить издержки на 20%. Немецкий авиаперевозчик стремится сэкономить 1,5 млрд долларов к 2015 году, реализуя программу SCORE. Наибольший эффект, предполагается, должна дать оптимизация работы персонала, сегмента грузоперевозок и технического обслуживания. Сэкономить можно также на закупках, в том числе топлива, и рационализации маршрутной сети. Американцы делают ставку на топливную эффективность и обновление парка воздушных судов. Программа Transform компании AirFrance-KLM должна принести, также к 2015 году, 1 млрд выгоды за счет сокращения затрат на персонал, региональные авиакомпании и наземное обслуживание.

Отечественный бизнес, с опаской воспринимавший слова "оптимизация" и "сокращение издержек", и сегодня говорит об этих процессах настороженно, выбирая максимально абстрактные формулировки. "Аэрофлот" и "Трансаэро" уверяют, что такая работа у них ведется на постоянной основе и никаких специальных действий "в преддверии кризиса" они совершать не планируют. На вопросы о том, ждут ли перевозчики сценария, описанного А.Мартиросовым, отвечают уклончиво.

В реальности, конечно, авиакомпании стремятся нести как можно меньше расходов. "Трансаэро" еще осенью прошлого года стала говорить о концепции "сдержанного роста". Основная мысль руководства заключалась в том, что период "бума" пассажирских авиаперевозок подходит к концу, количество крупных сделок, направленных на увеличение провозных мощностей, будет постепенно снижаться, так как основные контракты уже заключены, поэтому настало время посмотреть, как можно более оптимально использовать уже имеющиеся ресурсы. "Компания приняла решение о повышении финансовой эффективности за счет сокращения темпов роста и повышения качества финансовой деятельности",- сказала тогда генеральный директор перевозчика Ольга Плешакова.

Представитель "Аэрофлота" в беседе с агентством "АвиаПорт" подчеркнул, что постоянная оптимизация остается обязательным элементом деятельности компании, а каких-то специальных программ в этот раз не написано. Хотя известно, что национальный перевозчик, например, практикует перевод на удаленную работу тех сотрудников, чье присутствие в офисе не является обязательным. Кризис 2008 года в свое время заставил "Аэрофлот" идти на более радикальные меры: тогда из эксплуатации были выведены топливозатратные самолеты Ту-154. Принимались и непопулярные решения: к примеру, сокращение численности управленческого и административного персонала.

Самолеты не любят стоять

Нынешняя программа "ЮТэйр" затрагивает несколько аспектов. Значительные усилия предполагается направить на увеличение налета часов на одно воздушное судно. С этой целью компания намерена оптимизировать маршрутную сеть. В первую очередь это коснется тех направлений, где рейсы совершаются с наименьшей частотой, чтобы избежать многочасового простоя воздушных судов. На популярных направлениях, напротив, могут быть открыты новые частоты. Сокращаться, естественно, будут неприбыльные рейсы. В "ЮТэйр" объясняют, что пересмотр маршрутной сети - закономерное следствие изменяющейся политической и экономической конъюнктуры. Если рейс был нужен три года назад, то к настоящему моменту он, по разным причинам, мог утратить былую популярность.

Планируется также реализовать мероприятия по оптимизации процессов, связанных с наземным и техническим обслуживанием, уменьшить время на обслуживание пассажиров, что, в свою очередь, позволит уменьшить время оборачиваемости ВС в аэропорту.

Что ты делать мастер

"ЮТэйр" предстоит расстаться с непрофильными бизнесами и подразделениями. Ряд видов деятельности, которые сейчас перевозчик осуществляет своими силами, планируется передать на аутсорсинг. Скорее всего, будут ликвидированы или реструктурированы дочерние общества, которые сейчас выполняют работы по техническому обслуживанию самолетов, представительства в некоторых аэропортах и тому подобное. Например, содержать представительство не всегда рационально, так как частотность рейсов на отдельных направлениях не высокая и загрузка сотрудников там слишком низка, чтобы быть эффективной. То же касается техобслуживания: компания все равно не может своими силами обслуживать весь флот, поэтому ТОиР проще передать сторонним организациям. Закрыты будут некоторые кассы авиакомпании - планируется, в том числе, использование новых альтернативных методов реализации услуг.

Опять же, как в случае с маршрутами, когда-то эти бизнесы, которые стали теперь непрофильными, компании выгоднее было собирать "под одной крышей", потому как качество услуг, оказываемых сторонними организациями, хуже контролировалось. Теперь, когда бизнес-реальность тоже меняется, взаимодействие с другими компаниями стало намного более безопасным и, в ряде случаев, намного более эффективным, так как позволяет предприятию сконцентрироваться на основной его деятельности.

Ставка на массовость

В концепцию реализуемой программы, которой дали название "Импульс", логичным образом встраиваются мероприятия по реконфигурации самолетов. Некоторое время назад авиакомпания заявила, что делает ставку на более бюджетный сегмент авиаперевозок и заказала 40 самолетов Boeing 737 и 20 Airbus 321 в моноклассной компоновке. После в монокласс начали переделывать и уже имеющиеся самолеты. Теперь планируется, что кресла бизнес-класса сохранятся лишь на нескольких наиболее востребованных регулярных направлениях и на отдельно взятых чартерных.

При этом представители компании уверяют, что обновление флота, несмотря на грядущий экономический спад, все же необходимо, и подписание недавних контрактов по-прежнему считается разумным. Несмотря на то, что ряд аналитиков видит причиной сложившейся ситуации непомерный рост провозных мощностей отечественных авиакомпаний, спровоцированный лавинообразным ростом пассажиропотока в минувшие годы, в "ЮТэйр" утверждают, что новые борта никогда не будут лишними, а, напротив, помогут экономить на топливе.

Однако, исходя из мнений, озвученных игроками и специалистами рынка, для того, чтобы удержаться "на плаву", отечественным авиакомпаниям (всем вместе) все же придется создать дефицит провозных мощностей на ряде направлений для того, чтобы поддерживать цены на перевозку и не уходить в минус. Несколько облегчает участь летний период - перевозчики имеют возможность создать хоть какой-то задел на низкий туристический сезон.

Начать с себя

Изменения в "ЮТэйр" планируется начать "сверху". В качестве немедленных мер менеджмент компании намерен сократить треть заместителей генерального директора и другого управленческого персонала. Штат компании слишком раздут, признают в "ЮТэйр", обещая при этом, что никто не собирается увольнять пилотов, стюардесс и другой персонал, обеспечивающий непосредственно полеты и вертолетные работы. Как ни странно, значительную экономию принесет полный отказ от использования персональных служебных автомобилей, посчитали представители перевозчика.

 
Ссылки по теме:
Материал «Готовь экономию летом» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Плешакова Ольга, ЮТэйр (UTair), ЮТэйр, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Авиакомпания "ЮТэйр", Ту-154, Ту-154М (в процессе тестирования)