О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Был бы "Рампорт", пассажиры найдутся

Госкорпорация Ростех и литовская Aviа Solution Group зарегистрировали совместное предприятие по развитию аэродрома "Раменское"

Госкорпорация Ростех и литовская Aviа Solution Group зарегистрировали совместное предприятие по развитию аэродрома "Раменское". Новая компания "Рампорт Аэро" должна будет полностью обеспечить создание гражданского сектора на базе нынешнего аэродрома экспериментальной авиации. Инвесторы твердо намерены конкурировать с другими аэропортами московского авиационного узла и воспользоваться всеми преимуществами, которые власти пообещали "большой тройке". Учредители "Рампорта" в его успешности не сомневаются, чего нельзя сказать о других представителях отрасли.

Красиво выступили

Презентация проекта создания четвертого столичного аэропорта состоялась в рамках Форума "Технологии в машиностроении - 2014", в непосредственной близости от места будущего строительства. Грядущее появление еще одной воздушной гавани высокопоставленным гостям представили в весьма торжественной обстановке. Правда, на презентации не присутствовали представители авиакомпаний - потенциальных клиентов нового аэропорта. Однако продемонстрированный собравшимся короткометражный ролик объяснял целесообразность нового строительства и рассказывал о целевых показателях проекта, что, вероятно, не представляет для перевозчиков такого интереса, как тарифная политика оператора аэропорта и предлагаемый уровень сервиса.

В ходе этого же мероприятия были подписаны соглашения с правительством Московской области и руководством Центральной пригородной пассажирской компании. Первые обещают приложить все усилия к развитию необходимой наземной инфраструктуры, чтобы потенциальные пассажиры могли добраться до аэропорта менее чем за час, вторые - реорганизовать движение поездов "Спутник".

Что нам стоит дом построить

Уставный капитал "Рампорт Аэро" составляет 1,33 млрд рублей. Литовские партнеры вложат 1 млрд рублей "живыми деньгами", российская сторона - земельные участки и недвижимость на сумму более 300 млн рублей. В итоге 25%+1 акция "Рампорт Аэро" будут принадлежать ТВК "Россия" (входит в "Ростех"), 75%-1 акция - "Авиа Солюшенс Груп - Аэропортс Менеджмент" (входит в Aviа Solution Group).

Новая компания рассчитывает к 2019 году за 10 млрд рублей построить новый аэропорт, способный принимать до 12 млн пассажиров в год. Инвесторы собираются развивать объект в три очереди. Уже к 2016 году предполагается завершить строительство первого пассажирского терминала площадью 15 тыс. кв. м. и пропускной способностью 1,8 млн пассажиров в год, а также расширить имеющуюся автомобильную дорогу до четырех полос. В 2017 году должен быть построен второй терминал, пользоваться которым смогут еще 6 млн человек в год, грузовой терминал, многоуровневые паркинги и гостиница. К 2019 году будет расширен первый терминал, чтобы он тоже смог обслуживать 6 млн человек. Также предстоит построить пункт технического обслуживания, масштаб которого участники процесса охарактеризовали словом "крупный". Разместить все эти объекты планируется на участке площадью 400 га.

Представители новой компании уверены, что без нового строительства московская воздушная зона не справится с растущим пассажиропотоком региона - слишком скоро воздушное пространство и подъездные пути к существующим аэропортам станут тесными. "Потребность региона в четвертом аэропорте диктуется тем, что наступают ограничения по наземной инфраструктуре", - отметил заместитель председателя правительства Московской области Петр Иванов. "Московский авиаузел давно нуждается в четвертой площадке. Будь это даже не "Раменское", он все равно возник бы. Вероятно, даже наш аэропорт в целом проблему не решит, вопрос встанет и о пятом", - уверен заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Дмитрий Шугаев. "После завершения всех этапов развития аэропорт превратится в один из наиболее современных авиационных кластеров, где будут успешно развиваться как экспериментальная, так и коммерческая авиация", - выразил надежду председатель правления Avia Solutions Group Гядиминас Жемялис.

Кто в нем будет "жить"?

Реализуемость строительных планов "Рампорта", за которым стоит одна из крупнейших российских госкорпораций и опытный прибалтийский инвестор, не вызывает сомнений. Однако вопрос о том, кто из авиакомпаний привезет эти 12 млн пассажиров, пока остается без конкретного ответа.

Ранее звучало мнение, что "Раменское" станет базовым аэропортом для низкобюджетных перевозчиков, в частности, печально известного "Добролета". Однако представители "Рампорта" говорят, что будут рады видеть у себя представителей всех бизнес-моделей, а временный уход "Добролета" с рынка вообще никак не влияет на будущее аэропорта: "когда все это задумывалось, "Добролета" не было еще и в проекте. Поверьте, это место не будет пустовать, нет никаких оснований полагать, что в нынешней ситуации, когда поставлено под сомнение существование "Добролета", мы опустим руки", - сказал журналистам председатель совета директоров ОАО "Рампорт Аэро" Борис Алешин.

Однако же выяснить у представителей "Рампорта", кто хотел бы летать из "Раменского", на презентации не удалось. На прямо поставленные вопросы отвечают уклончиво: "переговоры ведутся". У специалистов рынка тоже нет представления о том, кто бы это мог быть. "Сегодня нет авиакомпании, которая выразила бы желание сотрудничать с "Раменским", - сказал агентству "АвиаПорт" руководитель Дирекции московского транспортного узла Виктор Еремин. "Чтобы делать прогнозы относительно будущего этого проекта, надо смотреть на желания участников рынка: есть ли подписанные соглашения или хотя бы озвученные договоренности перейти в "Раменское", - рассуждает директор Airport Investments Сергей Детенышев. - Мне о таких компаниях пока ничего не известно".

Кроме того, из трех крупных столичных аэропортов два ("Домодедово" и "Шереметьево") намерены наращивать терминальные мощности, при этом параллельно будет развиваться и аэродромная инфраструктура. "Внуково" пока не планирует масштабных строек, однако введенный в эксплуатацию терминал обеспечивает внушительный запас для роста пассажиропотока. На фоне не самых благоприятных прогнозов по росту российской экономики, совокупные возможности "большой тройки" могут оказаться даже выше, чем реальный трафик. В таком случае, конечно, конкуренция аэропортов окажется ожесточенной. С другой стороны, если оценки пассажиропотока для окажутся завышенными, сроки реализации третьей фазы строительства "Рампорта" могут быть пересмотрены.

Пусть не первый, но четвертый

Несмотря на то, что о потенциальных клиентах "Раменского" пока ничего не известно, представители "Рампорта" твердо уверены, что аэропорт сможет стать полноценным четвертым игроком в Московском авиационном узле. После дополнительных уточнений удалось выяснить, что "четвертая точка" - не просто оборот речи, всплывший при разработке планов развития аэроузла, но заявка на присутствие в определенном правовом поле. Так как этот транспортный узел в настоящее время находится в процессе подготовки к заключению концессионных соглашений, для регулирования его будущей деятельности готовится специальная нормативно-правовая база. Согласно заверениям ответственных лиц, имущественные вопросы у "Раменского" решаются проще, чем у других московских аэропортов. Консолидация бизнес-периметра ему не потребуется, поскольку новая компания изначально будет создаваться с учетом предъявляемых требований. Что касается аэродрома, по словам Б.Алешина, формирование имущественного комплекса также не составляет труда. "Инвентаризация проведена, составлен уставной капитал этой компании, Ростех вносил в этот капитал имущественный комплекс. Вся эта работа проводилась до заключения соглашения", - объяснил он.

"Раменское" желает разделить с коллегами все радости и горести. С одной стороны, представители компании претендуют на те же привилегии, о которых ранее заявил, например, директор "Шереметьево" Михаил Василенко - отсутствие тарифного регулирования. "Мы предполагаем быть четвертым в московском авиаузле, и, конечно, вместе с нашими коллегами добиваться всех необходимых режимов для того, чтобы снизить затраты и повысить эффективность бизнеса", - сказал председатель совета директоров "Рампорта". С другой, новый аэропорт готов принять участие в разделе межправительственных соглашений, заключаемых для московского авиаузла. "Всегда приходится жить как в условиях конкуренции, так и в условиях партнерства. Найдем решение", - констатировал, отвечая на вопрос агентства "АвиаПорт" Б.Алешин.

Оптимизм представителей "Рампорта", опять же, разделяют не все специалисты. По словам В.Еремина, режим отсутствия тарифного регулирования предназначен только для тех аэропортов, которые будут работать на основе концессионного соглашения.

Поделить по-братски

Пока же в "Раменском" о концессии речи нет. "Никакой концессии для нас нет. Имущественные права изначально разделены: это имущество Ростеха и "ТВК "Россия". Полоса находится на балансе ЛИИ", - говорит Б.Алешин. Хотя, по словам C.Детенышева, такая модель развития для аэропорта вполне приемлема, так как заключение концессионного соглашения в отношении государственного имущества возможно в любом случае, независимо от того, что оно, в отличии от других аэродромов московского авиаузла, не находится на балансе ФГУП "АГА".

Судя по тому, что сегодня рассказывают представители "Рампорта", отношения между коммерческой компанией и ЛИИ им. Громова в отношении эксплуатации аэродромного имущества будут регулироваться некоторыми отдельными документами, специальными актами Минпромторга, в чьем ведении находится экспериментальная авиация. Решать коммерческие вопросы приходится и сейчас, когда на территории "Раменского" осуществляет деятельность компания "Международный Аэропорт Раменское", только сейчас компания работает по разовым разрешениям, а после ее деятельность будет переведена на регулярную основу.

Для авиационных властей этот вопрос не настолько очевиден: по словам В.Еремина, никаких документов, которые регулировали бы взаимоотношения "Рампорта" и ЛИИ в части использования полосы, сегодня нет.

Все поместятся?

В "Рампорте" уверены, что совместная работа будет продуктивной для обеих сторон: более интенсивное использование полосы позволит удешевить ее эксплуатацию для экспериментальной авиации, и, как следствие, снизить стоимость конечного продукта благодаря уменьшению доли расходов на тестовые полеты. "Такая синергия позволит снизить стоимость летного часа для экспериментальной авиации", - говорят в "Рампорте". Гражданская, государственная и экспериментальная авиация смогут ужиться на одном аэродроме, уверены в "Рампорте", для этого достаточно сформировать удобное для всех расписание. "Наш вопрос - согласование графика полетов. Они все будут в едином расписании", - сказал Д. Шугаев.

Вместе с тем, у В.Еремина нет уверенности, что воздушное пространство над "Раменским" обеспечит необходимую пропускную способность: по его подсчетам, "потолок" для этого аэродрома - 5 млн человек, "пробить" его помешает близость "Домодедово"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка