О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обманчивое подорожание

Авиакомпании обеспокоены летним ростом цен на авиатопливо в ряде регионов России, заявили в Росавиации. Однако авиаторы умалчивают о том, что антирекорд конца 2013 года керосин не побил

Авиакомпании обеспокоены летним ростом цен на авиатопливо в ряде регионов России, заявили в Росавиации. Действительно, графики спотовых цен начиная с марта бодро задираются, причем с июня по сентябрь индексы поднялись почти на 4 тыс. рублей. Однако авиаторы предпочитают умалчивать о том, что антирекорд, установленный в конце прошлого года, этим летом керосин не преодолел.

Удар по пассажиру

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) 21 августа опубликовало на своем сайте заявление о том, что авиакомпании серьезно обеспокоены ростом цен на авиационное топливо. "В июне-августе текущего года в 30-ти российских аэропортах зафиксирован значительный рост стоимости 1 тонны авиационного керосина, реализуемого предприятиями по авиатопливообеспечению, который составил в среднем 6-7%, в абсолютных величинах - от 1000 до 4000 рублей", - отмечается в сообщении ведомства. Следует отметить, что Росавиация осуществляет мониторинг цен по почти 100 операторам ТЗК.

Следствием роста цен, по мнению чиновников, может стать удорожание авиабилетов, а также снижение темпов роста на региональных маршрутах. "Произошедшее летом внезапное повышение тарифов на авиационный керосин не было предусмотрено в программе деятельности авиакомпаний, - добавляют в Росавиации. - Очевидно, что в ближайшей перспективе повышение стоимости топлива ляжет финансовым бременем на основных потребителей услуг отечественной гражданской авиации - пассажиров."

Вдвойне проблема цен на керосин беспокоит Росавиацию, потому что, как следует из сообщения, "необоснованные действия предприятий по топливообеспечению ведут к подрыву экономической деятельности авиаперевозчиков, и в первую очередь тех, которые уже находятся под введенными санкциями со стороны западных государств".

Оставим за скобками вопрос о том, какие конкретно авиаперевозчики находятся под санкциями западных государств, ведь единственная попавшая в санкционный список Евросоюза авиакомпания скоропостижно прекратила свою операционную деятельность. Важнее то, что федеральное агентство выразило позицию ведущих авиакомпаний страны о необходимости принятия "экстренных мер по государственной поддержке отрасли по примеру тех, что были приняты в кризисном 2009 году".

А был ли рост?

Согласно данным Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ), рост биржевых и оптовых цен на авиакеросин в летние месяцы явственно прослеживается. Притом рост составляет 8%, что выше данных, которые обозначила Росавиация. Но говорить о текущем повышении цен без привязки к традиционным сезонным колебаниям было бы некорректно.

Оценивая динамику индекса, рассчитанного экспертами СПбМТСБ, можно обнаружить, что в 2012 году цены с начала года и до середины февраля были довольно стабильны, затем до конца июля цены снижались, потеряв от начала года почти 2 тыс. рублей, после чего восстанавливались с пиками в конце сентября и конце декабря. На следующий 2013 год картина повторилась, однако со смещением почти на месяц. Так спад цен стартовал в январе, и до конца июня керосиновый индекс скатился почти до 25 тыс. рублей, затем произошло восстановление до почти 33 тыс. рублей за тонну. Эксперты поясняли, что такие колебания обусловлены танкированием запасов, ростом производства зимнего дизельного топлива (для повышения морозоустойчивости в летнее дизтопливо добавляется керосин), а также проведением профилактических работ на ряде нефтеперерабатывающих заводов. Возникающий дефицит неизбежно повышал расценки.

Основанием для опасений авиакомпаний в 2014 году стало то, что динамика цен отличается от показателей предыдущих лет. Минимальные цены были достигнуты гораздо раньше - уже в первой декаде марта. Тогда топливный индекс был на уровне 26 тыс. рублей за тонну. "Следует принять во внимание тот факт, что в феврале-марте цены на авиакеросин снижались на те же 4 тыс. руб./т., но авиаторы не попытались снизить цены на авиабилеты", - пишет в комментариях к аналитике СПбМТСБ заместитель генерального директора "Алгоритм. Топливный Интегратор" Виктор Костюков. Раннее начало сезонного роста цен позволяет авиакомпаниям судить, что осенний подъем индекса будет намного выше, чем в прошлые годы.

Аналитики связывают нынешний "ранний" рост цен на спотовом рынке с рядом причин. Среди них - восстановление индекса после мартовского провала, июньский пожар на Ачинском НПЗ. В "Роснефти" отмечают, что в Красноярск для исключения дефицита и необоснованного роста цен на авиационное топливо после аварии были оперативно перенаправлены объемы с других заводов компании, в результате чего цена топлива увеличилась только на стоимость дополнительной транспортировки. Однако после пожара в Ачинске суммарный объем выпуска топлива действительно снизился, что могло повлиять на биржевые спекуляции.

Несколько лет назад топливные компании отправляли часть авиакеросина на экспорт, что влияло на объем внутреннего предложения и играло на повышение расценок в России. Но участники рынка отмечают, что в последние годы экспорт стабильно падает. Но в то же время они предполагают, что проведение Олимпийских игр и напряженная ситуация на границе с Украиной могли сократить предложение на рынке.

Системно же динамика топливных цен по-прежнему зависит от соотношения спроса и предложения. Пока рынок авиаперевозок развивается опережающими темпами по сравнению с топливным рынком. По данным аналитиков, если учитывать динамику роста пассажирооборота и наложить на нее повышение топливной эффективности воздушных судов, реальный спрос на керосин повышается на 3-5% в год. В то же время многие НПЗ уже достигли максимальных объемов производства и могут повышать объем предложения только смещением баланса между авиатопливом и дизтопливом, что обуславливает неизбежные скачки в стоимости. Следует отметить, что рост цен, спровоцированный дефицитом предложения, носит дифференцированный по регионам характер. Там, где нефтеперерабатывающие заводы модернизированы, где введены в строй новые "керосиновые" мощности, порой цены на топливо показывают динамику, противоположную рынку в целом.

Не повод для беспокойства

Далеко не все авиаперевозчики паникуют по поводу роста цен на авиатопливо. "Никакого заявления "Аэрофлота" не было в Росавиацию по поводу керосина, - заявил на Селигере генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев, отвечая на вопрос "АвиаПорта". - Мы считаем, что это сезонные колебания у монопольных поставщиков, но говорить, что тенденция, которая приведет к удорожанию в целом видна, мы не готовы. Мы не находимся в ситуации 2009 года, в 2009 вообще году не было керосина! А сейчас он есть. И объем предложения не снизился, мы этого не видим".

Призывают отнестись к ситуации спокойнее и топливозаправщики. "Цены на авиационное топливо мы формируем в соответствии с основными рыночными тенденциями, и они традиционно находятся в нижнем сегменте рынка, - сообщают в компании "Газпромнефть-Аэро". - Основной объем розничных продаж компания осуществляет в рамках долгосрочных формульных контрактов с авиаперевозчиками".

Не стоит забывать, что спотовые заправки и биржевые продажи составляют меньшую часть рынка авиакеросина: на бирже реализуется около 10%, на спотовом рынке - до 25% объемов. Остальные продажи осуществляются по длительным контрактам, цены по которым зафиксированы и находятся в прямой зависимости от индексов Platts и Kortes Netback JET. В летние месяцы индекс Kortes колебался, и его итоговый рост составил 4,5%. Индекс Platts за тот же период был достаточно стабилен. "У "Аэрофлота" прописано формульное ценообразование, привязанное к курсу доллара и котировкам Platts на 75% наших объемов, - добавляет В.Савельев. - Увеличиваются цены в оставшихся 25% и несущественно".

В результате динамика роста цен на авиатопливо для авиационной отрасли вовсе не настолько существенна, как показали в Росавиации. Если рассмотреть все доли рынка, включая долгосрочные контракты, то за лето керосин подорожал примерно на 3,5%, причем фактически он не достиг уровня начала 2014 года. Посему, говоря о необходимости принятия срочных мер для спасения авиакомпаний, нужно называть истинные причины нынешних бед....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка