О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дружба дружбой, но деньги вперед

Аэропорт "Внуково" выразил желание перевести обслуживание авиакомпаний на предоплату. Риторика руководства предприятия звучит как предупреждение отдельным участникам рынка

Аэропорт "Внуково" выразил желание перевести обслуживание авиакомпаний на предоплату. Риторика руководства предприятия звучит как предупреждение отдельным участникам рынка, специалисты отрасли не исключают изменения конкурентных условий в московском авиаузле.

Московский аэропорт "Внуково" озвучил намерение перевести систему взаиморасчетов с авиакомпаниями-партнерами на предоплату. "Эта мера вызвана нестабильной ситуацией на авиарынке, вызванной замедлением роста международных авиаперевозок и спадом туристического потока", - объясняется в сообщении пресс-службы предприятия. Вместе с тем, во "Внуково" подчеркивают, что данные меры будут относиться не ко всем клиентам. "Нововведения не коснутся авиакомпанию "Трансаэро" в связи с отсутствием задолженности перед аэропортом", - сказано в пресс-релизе. Представители аэропорта говорят, что эти меры принимаются по принципу перестраховки и не связаны с действиями конкретных перевозчиков. В пресс-службе предприятия напоминают, что долг за обслуживание перед аэропортам ранее накопила авиакомпания "Армавиа", а также вспоминают аналогичные ситуации из истории компаний Red Wings и Sky Express. В нынешней неспокойной обстановке, когда нет, например, уверенности в будущем чартерных программ, лучше проявить большую бдительность, считают в аэропорту.

Руководство же компании настаивает, что данное заявление не должно восприниматься партнерами как угроза, направленная против кого-то в отдельности. "У нас со всеми авиакомпаниями очень простые и понятные ситуации, но мы всегда смотрим на перспективу, пытаемся заглянуть чуть-чуть вперед", - сказал агентству "АвиаПорт" председатель совета директоров ОАО "Международный аэропорт "Внуково" и совладелец аэропорта Виталий Ванцев. Однако знакомые с ситуацией специалисты отрасли уверены, что речь идет не о теоретическом ухудшении конъюнктуры в общем, а о конкретных довольно значимых партнерах "Внуково".

Менеджмент компании, хоть и настроен крайне решительно, напоминает, что помимо "Трансаэро" суровая кара может миновать тех перевозчиков, которые получат финансовую поддержку правительства. "Мы сказали, что в зависимости от решений правительства мы можем перевести компании на предоплату. Что означает, что если правительство не поддержит авиакомпании в той непростой ситуации, которая сложилась сегодня, то мы не будем заложниками этой истории. Курс доллара растет, лизинговые платежи у авиакомпаний растут, стоимость авиакеросина растет. Правительство либо реагирует на это каким-либо образом и поддерживает авиакомпании, как это было в 2008-2009 годах, либо мы будем делать свои выводы", - сказал он.

Крупные российские авиакомпании в сентябре обратились за помощью к правительству, в настоящее время Минфин прорабатывает возможные механизмы предоставления им госгарантий. Однако месяцем ранее замминистра транспорта России Валерий Окулов не стал отвечать на вопрос о возможности получения перевозчиками финансовой поддержки со стороны правительства. "Менеджмент совершенно адекватно реагирует на складывающуюся ситуацию, предпринимает превентивные меры по сохранению финансовой устойчивости. Для снижения рисков нужно сокращать кредитные портфели, сокращать расходы", - заявил он тогда. Вместе с тем, в министерстве уже не отрицают, что авиакомпании находятся в сложной ситуации и регулирующим органам об этом известно. Перевозчики столкнулись с проблемами в рефинансировании, и сокращением доступа к кредитным ресурсам.

Другие аэропорты, судя по всему, в меньшей степени опасаются внезапного кризиса в отрасли, так как пока не планируют менять систему взаимоотношений с перевозчиками. В "Шереметьево", например, объясняют, что изначально были более внимательными к вопросам долговой нагрузки со стороны контрагентов. "Если у авиакомпании возникают проблемы с оплатой услуг, мы прекращаем ее обслуживание, не даем накапливать долг. Это позиция, которой мы придерживаемся несколько лет. Примером тому может служить ситуация вокруг украинской авиакомпании МАУ. На данный момент вопросов к авиакомпаниям-партнерам у нас нет", - сказал "АвиаПорту" пресс-секретарь аэропорта Роман Генис. "Домодедово" и прежде к решению подобных вопросов применяло дифференцированный подход: "В аэропорту "Домодедово" действует различные условия оплаты в зависимости от наличия разного рода гарантий финансовой состоятельности контрагента и объема закупаемых услуг", - сказала пресс-секретарь компании Дарья Коршунова. Отдельные игроки рынка исторически не обслуживали перевозчиков в долг. "Стандартный договор на наземное обслуживание и топливное обеспечение, принятый в "Толмачево", предполагает предоплату", - объяснила представитель новосибирского аэропорта Ирина Шавшина.

Несмотря на то, что нестабильная ситуация характерна для ряда крупных участников рынка, специалисты не исключили, что заявление "Внуково" может повлечь за собой изменение условий конкуренции и, как следствие, передел сфер влияния в московском авиаузле. Сегодня в числе факторов привлекательности аэропорта величина тарифов за оказание тех или иных услуг может быть даже менее важной, чем возможность оплаты в рассрочку....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка