Источник: Екатерина Тропова // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 30.10.2014, 19:51

Хрупкий мир с туристами


[image]

Специалисты аэропорта "Домодедово" наблюдают значительное перераспределение туристических потоков на МВЛ в сторону более дешевых направлений. Если тенденция сохранится, количество пассажиров начнет снижаться - сначала путешественникам перестало хватать на экзотические острова, затем на европейские курорты, и, наконец, может снизиться интерес к Турции и Египту. Найти же новых клиентов можно будет только за счет международного транзита, который не зависит от ситуации в российской экономики.

Статистика, подготовленная аналитиками московского аэропорта "Домодедово", демонстрирует актуальные тенденции развития рынка авиаперевозок в России. Данные были представлены в рамках конференции "DME connections - 2014" в Москве. Согласно сведениям специалистов, главным драйвером роста пассажиропотока в предыдущие месяцы 2014 года, как и в 2010-2013 годы, оставались туристические перевозки. Однако наблюдалось значительное снижение темпов роста авиаперевозок на международных воздушных линиях (МВЛ). Очень заметным стало изменение предпочтений российских туристов. Те, кто годом ранее летал в Европу, обратили взоры в сторону более бюджетных Египта и Турции; те же, кто выбирал Турцию, переориентировался на Симферополь или Сочи. В сущности, фактически весь незначительный по прежним меркам прирост международного пассажиропотока был сформирован именно наиболее доступными направлениями. Доходы населения падают, констатируют в "Домодедово", а это значит, что уверенности в сохранении хотя бы минимальных темпов роста международных перевозок нет - в следующем году доходов может не хватить и на Турцию.

Приведенные цифры свидетельствуют, что за восемь месяцев 2014 года пассажиропоток "Домодедово" вырос на 10,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Прогнозируемый итог на конец года - прирост 9%. Годом ранее этот показатель был на два процентных пункта (п.п.) выше, в позапрошлом году - на 4,5 п.п. выше. Пассажиропоток на МВЛ за отчетный период вырос на 4,2%, причем основной рост пришелся на зимний период (+8,4%) и на летний (+3,8%) в отношении к аналогичному сезону 2013 года. Ранее эти показатели росли двузначными темпами. Такое положение вещей означает, что рост интереса к авиаперевозкам проявляется преимущественно в туристической среде. "Деловые" весна и осень дали, в лучшем случае, такие же показатели, как в прошлом году.

Рост внутри международного сегмента существенно неоднороден. Направления в города Турции и Египта летом 2014 года развивались темпами, в пять раз превышающими рост спроса на европейские маршруты. "Пассажир пересел с дорогих направлений на более дешевые", - констатировал директор аэропорта по маркетингу Алексей Ярош. При этом у руководителей аэропорта нет уверенности в том, что эта тенденция сохранится. После кризиса 2009 года в сфере пассажирских авиаперевозок явно заметна корреляция показателя номинально начисленной среднемесячной заработной платы и изменений в динамике роста пассажиропотока. В этой связи возникает опасение, что если доходы населения продолжат снижаться, то интерес к авиаперевозкам и вовсе сойдет на нет. Российский рынок тоже не панацея - отдых на отечественных курортах удовольствие не из дешевых, поэтому кто не полетит в Турцию, тот, вероятно, не полетит вообще. Имеющийся расклад в "Домодедово" окрестили "хрупким миром с туристами" - все участники процесса прикладывают максимум усилий для того, чтобы сохранить ситуацию стабильной, но как долго это удастся делать, предсказать нельзя.

Пока некоторый оптимизм внушает статистика рынка внутренних воздушных линий (ВВЛ). За восемь месяцев 2014 года перевозки из "Домодедово" по внутрироссийским маршрутам выросли на 20%. Однако и здесь в лидерах туристические направления. Более чем на треть за отчетный период вырос интерес к Симферополю, на 11% - к Сочи. Значительный рост, как всегда, показывает Санкт-Петербург. Нетуристические направления плетутся в самом конце "турнирной таблицы": даже такие крупные города как Нижний Новгород, Екатеринбург или, например, Ставрополь, демонстрируют не более 2% роста в сравнении с прошлым годом. Снижение деловой активности понятным образом провоцирует уменьшение числа бизнес-поездок. Так что и на ВВЛ рынок держится только на том, что пассажиры готовы заплатить из своего кармана, что не добавляет уверенности в завтрашнем дне.

Единственное явление, которое с натяжкой можно назвать позитивным для Московского авиационного узла (МАУ) - концентрация перевозок в столичных аэропортах в кризисный период. Опираясь на опыт прежних лет и проследив динамику изменений пассажиропотока 2014 года, специалисты пришли к выводу, что в экономически непростое время пассажиропоток в МАУ растет все-таки быстрее, чем в целом по стране. Кроме того, аналитики компании Aviasales со своей стороны также отмечают рост спроса на перелеты через московские аэропорты со стороны пассажиров из других российских городов-миллионников, в частности, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

Сохраняя надежду на то, что платежеспособность населения не упадет до того состояния, когда люди будут вынуждены полностью отказаться от туристических поездок, специалисты аэропорта, конечно, рассматривают альтернативные варианты привлечения пассажиров. И, согласно давней идее руководителей "Домодедово", таковым источником может стать трансферный пассажиропоток. Несмотря на то, что в настоящее время процент пассажиров, летящих через этот аэропорт из одного пункта за рубежом в другой пункт за рубежом находится на минимальном уровне, надежды воплотить мечту о международном хабе в аэропорту не оставляют.

Например, собственными силами "Домодедово" аэропорт разработал специальную схему, позволяющую стыковать рейсы авиакомпаний, не имеющих между собой интерлайн-соглашений. Правда, сейчас она доступна только путешественникам из России и стран СНГ. Но позитивный опыт специалисты хотели бы перенести на поистине международный уровень. Техническая сторона вопроса также находится под контролем, в частности, "Домодедово" совместно с таможенной службой развивает программу упрощенного оформления багажа трансферных пассажиров, чтобы сделать возможной сквозную регистрацию багажа пассажиров, летящих через этот аэропорт. Сотрудники таможенной службы утверждают, что открыты для контакта и готовы сотрудничать со всеми авиакомпаниями, которые летают в "Домодедово", хотя пока что в багажном эксперименте участвуют только две.

Несмотря на значительную диверсификацию перевозчиков в "Домодедово", руководство аэропорта делает ставку на развитие базовой авиакомпании S7 и как "хабообразующую" рассматривает именно ее. Сейчас компания перевозит порядка 30% пассажиров аэропорта, но стратегия ее развития, говорят в "Домодедово", хорошо сочетается с их планами.

 
Материал «Хрупкий мир с туристами» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Международный аэропорт "Уфа" (в процессе тестирования)