О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У семи нянек аэродром без глазу?

Как обычно бывает после резонансного события, в СМИ появляется большое количество версий происшествия. Однако и разъяснения профессионалов, что и как устроено на самом деле, не всегда добавляют ясности

Как обычно бывает после любого резонансного события, в СМИ появляется большое количество версий происшествия. При этом, описывая имевшие место события, и спикеры, и журналисты порой совершают ошибки в терминологии и в описании ряда фактов. Следствием этого является нечаянное или намеренное искажение информационного поля. В условиях, когда проводится следствие, многочисленные публикации, очерняющие одних и обеляющие других, затрудняют работу расследователей. Однако и разъяснения, что и как устроено на самом деле, не всегда добавляют ясности.

Поток материалов, обвиняющих в трагедии некий абстрактный "аэропорт Внуково", в котором одновременно работают и снегоуборщики, и диспетчеры, заставил председателя совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталия Ванцева выступить с разъяснением относительно того, какие организации осуществляют деятельность на территории аэропорта, и как организовано взаимодействие служб аэропорта и Госкорпорации по управлению воздушным движением в Российской Федерации.

Согласно заявлению В.Ванцева, сделанного в интервью газете РБК Daily, оператор аэропорта (ОАО "Аэропорт "Внуково") отвечает за поддержание переданного ему в аренду государственного имущества (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек) в технически пригодном состоянии. Очистка плоскостных сооружений от снега и льда также относится к сфере ответственности оператора. Однако работы по очистке предусматривают передвижение по аэродрому специальной техники. И перемещением техники, "которая покидает перрон и уходит на пространство маневрирования на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках - всем этим управляет руководитель полетов, у него для этого есть диспетчера - диспетчера старта, руления", - отметил он. А диспетчера являются сотрудниками Госкорпорации по организации воздушного движения.

Далее В.Ванцев пояснил, как регламентированы процедуры взаимодействия служб аэропорта и госкорпорации. Он отметил, что сторонами согласована и подписана технология взаимодействия, согласно которой "вся наша техника и все наши люди и службы..., когда они попадают на пространство маневрирования..., полностью попадают под управление госкорпорации ОрВД в лице руководителей полета. И обязаны выполнять все команды руководителя полетов, диспетчеров старта и руления".

Представители Госкорпорации оперативно парировали это заявление, выпустив официальный пресс-релиз. В нем, в частности, говорится, что слова об ответственности Госкорпорации за все маневрирования на полосе не соответствует действительности. Поясняя такую позицию, представители компании ссылаются на Федеральные авиационные правила ФАП 121 и ФАП 128, а также на "Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ".

Согласно пояснениям специалистов предприятия, процесс происходит следующим образом: руководитель полетов и диспетчер посадки-старта координируют движение транспортных средств по аэродрому, контактируя с ответственным лицом со стороны наземных служб. И уже начальник "на земле" должен организовать работу в согласии с указаниями диспетчера. "Во время проведения работ ответственный сотрудник аэропорта обязан следить за ходом их выполнения строго на установленных и согласованных с руководителем полетов участках летного поля и обеспечивать меры безопасности", - цитируют в Госкорпорации "Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ". Причем координация осуществляется не только непосредственно во время проведения работ: согласно нормам, наземные службы должны заранее информировать диспетчеров о намерении находиться на аэродроме с указанием точного времени и места.

Фактически, ни та, ни другая сторона не погрешили против истины: выполнение работ на аэродроме требует постоянного взаимодействия диспетчера руления (либо диспетчера старта - в зависимости от того, планируется ли занять рулежную дорожку или взлетную полосу) и специалиста аэропорта, осуществляющего контроль за техникой, работающей в аэропорту, в данном случае - ведущего инженера аэродромной службы. Схема согласований такова, что инженер аэродромной службы не может "пустить" своего сотрудника на взлетно-посадочную полосу, если не получит разрешения от диспетчера. Но и диспетчер не должен разрешать ни взлета, ни посадки с полосы, пока не получит подтверждения о том, что она свободна, и не убедится в отсутствии помех, воспользовавшись обзорным локатором.

Сложившаяся ситуация со взаимными упреками - уже не первая такого рода в истории взаимоотношений Госкорпорации и аэропорта "Внуково". Год назад во "Внуково" вышел из строя курсовой радиомаяк, обслуживание которого - прерогатива специалистов Госкорпорации по ОрВД. Тогда аэропорт настаивал на максимально оперативном проведении ремонтных работ, а сотрудники ОрВД - на более детальном исследовании вышедших из строя систем, чтобы в будущем поломка не повторялась. В тот раз дискуссия сама собой сошла на нет за продолжительные праздники. В этот раз, конечно, праздники помогут снизить накал страстей. Однако точку в диалоге на повышенных тонах смогут поставить только следственные органы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка